Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М. Неменского.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Подробное поурочное планирование уроков изо в 4 классе. Этапы урока и краткое содердание каждого этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_planirovanie_4_klass.doc | 731.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
уроков изобразительного искусства
в 4 классах
по программе
Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 2011 г
тема года:
«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»
(34 часа)
разработала
учитель
изобразительного искусства и черчения
МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара
Аксенова И.В.
I четверть
«Истоки родного искусства»
(8 часов).
Урок №1
Тема: «Пейзаж родной земли» (1 час).
Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,- И. Левитана, И. Шишкина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, ее особенностей. Так, И. Шишкин создал величественный образ российской природы, раскрыл ее как прекрасную обетованную землю, и образы художника стали во многом символами красоты нашей страны. В пейзажах И. Левитана тонко и глубоко выражена особая одухотворенность и душевность российской природы, поэтическая изменчивость ее состояний, создающих разное настроение. Красота нашей природы также проявляется в контрастной смене времен года, когда в окружающем нас мире совершаются удивительные превращения. Просмотр и обсуждение картин художников. |
III. | Практическая работа | Напомнить учащимся, как композиционно заполняется весь лист, средства художественной выразительности в пейзаже. Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 2
Тема: «Пейзаж родной земли. Пейзажи Кубани» (1 час).
Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение кубанской природы (пейзаж).
Зрительный ряд: репродукции картин кубанских художников, рисунки учащихся прошлых лет.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Беседа о художника Кубани. Андрей Валерьевич Бандурин Особенностью стиля А.В. Бандурина является четкое следование принципам графичности, использование элементов стиля фэнтези, тесная связь с искусством старых мастеров. Широкий успех художнику принесли работы карандашом и шариковой ручкой. Художник является продолжателем традиций русских мастеров в пейзаже. Особое место занимают морские пейзажи Причерноморья. Другие работы выделяются тем, что объектом внимания становятся старые улочки и дворики Краснодара, которые, несмотря на свою неказистость, расцвечены яркими звучными красками. Сергей Викторович Дудко «Лучше гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал» - эти легендарные слова из песни Владимира Высоцкого как нельзя точно подходят к творчеству знаменитого краснодарского художника Сергея Викторовича Дудко. Его полотна буквально завораживают своей красотой. Покрытые белизной горные вершины, отвесные скалы, холодное дыхание ледников и бесконечная красота неба. Творчество Сергея Викторовича Дудко получило широкое общественное признание, ему посвящены многочисленные публикации, передачи на радио и телевидении. В 2003 году он назначен председателем художественного экспертного Совета краевой организации Союза художников России. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 3
Тема: «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» (1 час).
Цели: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой Руси. Научить изображать различные виды изб. Развитие фантазии, воображения, творческого мышления.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение традиционной российской деревни.
Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением деревянной архитектуры.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Глубокая связь с природой – одна из главных особенностей русского народного зодчества. Иногда церковь, изба, хозяйские постройки как бы сливаются с природным окружением, словно повторяют очертания ближних деревьев. Бывает наоборот, когда постройки резко контрастируют с природой, подчиняя себе окружающее пространство, ставя яркий, звонкий акцент. В памятниках деревянной архитектуры, в предметах старинного крестьянского быта поражает красота особой высокой простоты, которая и есть проявление вековой народной мудрости. Все три брата – Мастера помогают людям жить в гармонии с природой. Земля не только дает нам красоту природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Земля нашими предками отвоевывалась у лесов и превращалась в пашни. Холмы как бы выглажены, обихожены руками людей. Когда-то вся Русь была деревянной – от Белого до Черного моря, от Карпат до Амура. Деревни строились вдоль рек, на холмах, и это своеобразный деревянный мир. Избы часто были из нескольких срубов с нарядным крыльцом, с наличниками на окнах, ворота крепкие, украшенные, а еще сараи, риги, баньки, ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев. Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день, смотрелись как серебряные, а на солнце – словно теплый светящейся мед. Основные традиции построения избы были общие, ведь они определялись, прежде всего, самим материалом – деревом. Самые большие, массивные, с размахом ставили избы на Севере. Здесь более всего сохранились традиции народного деревянного зодчества. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 4
Тема: «Образ красоты человека. Русская красавица» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным женским костюмом. Продолжать учить изображать человека.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение сцен труда в крестьянской жизни.
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины. В праздничном женском костюме выражено желание людей мечтать, надежда на прекрасную жизнь, желание оберечь, сохранить счастье. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе. Рассмотрение русского народного женского костюма. Просмотр и обсуждение картин художников. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 5
Тема: «Образ красоты человека. Мужской русский народный образ» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным мужским костюмом. Продолжать учить изображать человека.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение крестьянина
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Знакомство с русским народным мужским костюмом. Напоминание правил изображения фигуры человека |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 6
Тема: «Народные праздники» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: создание эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том. Как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Возникли праздники не случайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Но и сам процесс труда часто обставлялся как праздник. Например, сенокос. Сенокос был общим делом, помогал каждому почувствовать свою сопричастность другим – жить «всем народом». Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться. Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики, торговцы расхваливали товар. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 7
Тема: «Народные праздники. Создание индивидуальных композиций» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: выполнение в цвете эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Практическая работа | Выполнение задания |
III. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 8
Тема: «Народные праздники. Создание коллективного панно» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Продолжать знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: создание коллективного панно
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Практическая работа | Выполнение задания |
III. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
II четверть
«Древние города нашей земли»
(7 часов).
Урок № 9
Тема: «Древнерусский город - крепость» (1 час).
Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Знакомство с памятниками древнерусской архитектуры. Научить изображать город-крепость.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение древнерусского города-крепости.
Зрительный ряд: произведение А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать. Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Но, глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаешь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила! В своей устрашающей мощи они напоминают сильных и непримиримых к врагам, но добрых защитников своей земли – былинных богатырей. У этих городов много мягких, округлых, как у природы вокруг, очертаний. Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок. А впереди широкой лентой лежит, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен. Когда мы смотрим на постройки, горизонталь, горизонтальные линии обычно внушают нам впечатление величия и покоя. А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться. Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных, заостренных сверху бревен. Позднее придумали Городню – сруб, наполненный камнями и землей. Из Городней, примкнув их друг к другу, ставили прочные стены с деревянными башнями. Венцы громадных, в обхват, потемнелых бревен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений. Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу у впадения речки-притока в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься. Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни древних крепостей называли вежами. Вежа – от слова «ведать»– знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» - глаза, видеть и, значит, знать. Крепостные башни в основе похожи друг на друга, а двух одинаковых не найти. Каждую строили с учетом особенностей ее места и назначения. По углам крепости башни часто каменные круглые – для удобства обороны. А четырехгранные, кубические башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел. Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. С этой вежи особенно далеко видно округу, она словно вытянулась выше всех. В древности въездные ворота делали неприступными, они высились грозно. Но когда набеги врагов становились редкими, а торговля шла все более бойко, то и надвратные башни меняли свой облик. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, цветную бумагу, клей, ножницы, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 10
Тема: «Древние соборы. Соборы Краснодара» (1 час).
Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма.
Материалы: для учащихся альбом, цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, тряпка,
карандаш, стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: выполнение древнерусского каменного храма в технике аппликации.
Зрительный ряд: репродукции на тему: «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода».
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм – главный собор. Жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. Представьте себе, какое впечатление производил на современников каменный храм, его размеры, парадный вид среди потемневших приземистых деревянных изб. Он стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Стены, арка и свод стали основой каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов. Над стенами храма высится глава. Ее составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льется из-под купола – сверху, то есть это свет, идущий с неба! Все в храме неслучайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма – это строго определенный порядок. И, тем не менее, каждый собор имеет свое лицо и, как человек, легко узнаваем. Знакомство с архитектурой Краснодара. |
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
Урок № 11
Тема: «Древний город и его жители» (1 час).
Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Научить изображать древнерусский город с его жителями.
Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,
стирательная резинка.
для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение древнерусского города (внутренний вид города).
Зрительный ряд: репродукции на тему древнерусские города, работы учащихся прошлых лет.
№ п/п | этапы урока | содержание и ход урока |
I. | Орг. момент | Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. | Объяснение нового материала | Города возникли не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовется по-разному. В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве. За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек. Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя. Главные части города – это укрепленный кремль; торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Особенность наших городов в том, что в них не было тесно прижатых друг к другу домов, составляющих как бы единую стену улицы. Улицы города были то узкими, зажатыми заборами, то широкими; место для домов выбирали без правил – как захотел, как получилось. В плохую погоду на проезжей части была непролазная грязь, и кое-где дороги покрывали деревянным настилом – мостками, мостили, отсюда и слово «мостовая». Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. Монастыри напоминают старые города обилием и нарядностью церквей и звонниц, с которых далеко летит голос колокола. Они выделяются из окружающего пейзажа, гордо высятся над его текучими линиями на холмах, на изгибах рек, отражаясь в озерах. Выглядят они драгоценным украшением.
|
III. | Практическая работа | Выполнение задания. |
IV. | Итог урока | Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
Домашнее задание | Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства, 4 класс Б.М.Неменский
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства, 4 класс Б.М.Неменский...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс. Авт. программы: Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А.С. Питерских.
Данное планирование рассчитано на 1 час в неделю. ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс по программе Б. М. Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс по программе Б. М. Неменского...