«Современное декоративное искусство - Батик"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Гагарина Ирина Викторовна

Представлена серия уроков на тему:  «Современное декоративное искусство – Батик». 

Темы уроков:

  1. «Знакомство с техникой Батик»
  2. «Холодный батик. Цветы ».
  3. «Моя первая картина в технике батик. Завершение работы».

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Предполагается, что в результате блока проведенных уроков, учащиеся будут знать особенности работы в области декоративно – прикладного творчества (батик); получат сведения об отечественной и мировой художественной культуре; овладеют определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”. Появится интерес к художественной обработке ткани.

Разработка может использоваться как на занятиях дополнительного образования, так и на уроках изобразительной деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современное декоративное искусство – Батик».

проект блока занятий в объединении дополнительного образования «Нетрадиционное рисование».

Выполнила:

Гагарина Ирина Викторовна,

учитель начальных классов, руководитель

объединения дополнительного образования

 «Нетрадиционное рисование»,

ГОБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная

 школа - детский сад VI вида «Тополёк»

города Великого Новгорода.

Великий Новгород

2011

Содержание.

  1. Пояснительная записка.                                                                  Стр. 2- 5
  2. Конспект урока № 1.                                                                      Стр.6 - 9
  3.  Приложение     1.                                                                    Стр.10 - 11
  4. Конспект урока № 2.                                                               Стр.12 - 15
  5. Конспект урока № 3.                                                               Стр. 16 -19
  6. Приложение 2.                                                                         Стр. 20 - 21
  7. Рефлексия.                                                                                    Стр. 22 - 23
  8. Учебно-методическая литература.                                                   Стр. 24
  9. Приложение 3.                                                                                Стр. 25


Программа объединения дополнительного образования по развитию художественно-творческой деятельности «Нетрадиционное рисование».  Автор:  Гагарина Ирина Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Разработана на основе программы дополнительного образования   Голубевой  Э.В.

Программа в 2006-2007 уч. году  пролицензирована Областным экспертным советом, присвоен статус авторской.

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, скатерть, подушку, ширму для театральной постановки, обои для кукольного домика и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личности ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. У воспитанников, обучающихся  по программе «Нетрадиционное рисование»  наблюдается  устойчивый интерес к изобразительному искусству, стремление и участие в городских конкурсах и выставках художественно-эстетического                  направления;

Программа реализуется в  специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида.

Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей, на начальное возрастное звено с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе обучающихся по программе для детей с задержкой психического развития.

        Используя возможности   содержательной линии программы,  я разработала и провела  серию уроков по  современному декоративному искусству – Батик.  

Тема блока уроков проекта:  «Современное декоративное искусство – Батик».2-ой год обучения. II полугодие.

В работе представлены конспекты уроков  по знакомству с историей  батика, его особенностями, созданию картины способом батик.

Темы уроков:

  1. «Знакомство с техникой Батик»
  2. «Холодный батик. Цветы ».
  3. «Моя первая картина в технике батик. Завершение работы».

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

  1. Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
  2. Развитие художественно – графических умений и навыков;
  3. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);
  4. Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;
  5. Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  6. Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
  7. Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;
  8. Воспитание зрительской культуры;

Предполагается, что в результате проведенных уроков, учащиеся будут знать особенности работы в области декоративно – прикладного творчества (батик); получат сведения об отечественной и мировой художественной культуре; овладеют определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”. Появится интерес к художественной обработке ткани.

Ожидаемый результат.  В процессе выполнения учебных заданий в рамках моего проекта я ожидаю, что у учащихся произойдёт формирование некоторых  личностных и метапредметных умений.

  1. Личностные умения:

проявлять интерес к учебной теме «Батик – ручная роспись ткани»;

понимать что освоив способы росписи ткани, ребёнок  может использовать своё знание в другой ситуации (например, расписать платок, одеяльце для куклы и т.д.);

проявлять творчество при выполнении картины способом батик;

осознавать успешность своей деятельности;

 проявлять желание к самооценке;

получив сведения о художественной культуре своего и других народов проникнуться уважением к традициям;

бережно относиться к своему здоровью (учащиеся должны научиться соблюдать правила  посадки, смене поз (встать за конторку), использованию мешочков на голове и т.д.).

        

Регулятивные умения:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Определять цель выполнения  задания  на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

(для чего рассматриваем картину, для чего решаем проблему, как поведёт себя краска на ткани, для чего обводим по контуру восковыми мелками и. т.д.)

 Определять план своих действий на уроках

Сравнивать свою работу с образцом учителя

Оценивать своё задание, легко или возникли сложности (опрос, анкетирование в конце урока)

Познавательные умения:

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Самим находить нужную информацию в дополнительных источниках (подготовка сообщений про виды искусства батик)

Наблюдать и делать выводы

Решать проблему (как рисовать на ткани, чтобы краска не растекалась?)

Создавать творческий продукт  (картину, которую можно повесить в рамочке на стену)

Предъявлять полученную информацию в различных формах (устно, распределить этапы работы в нужном порядке, разгадать кроссворд)

Коммуникативные умения:

Участвовать в диалоге;

 слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Конспект занятия  № 1 по изобразительному искусству

по теме: «Знакомство с техникой Батик»

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с новым видом изобразительного искусства «Батик»;
  2. с историей и особенностями этого древнего искусства, с различными видами выполнения батика;
  3. углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
  4. привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
  5. способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, творческие способности;
  6. воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
  7. воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание

Оборудование для учителя: авторские работы мастеров росписи ткани в технике “холодный батик” (шарф, картины «Маки», «Бабочка на цветке», «Кот на окне», автор: Николаева Л.); работы учащихся прошлых лет; глобус; видеофильм.

Оборудование для учеников: рамки, с натянутой  хлопчатобумажной тканью, баночка для воды, кисти,   акварельные краски, восковые мелки,  кнопки, булавки для крепления эскиза к ткани.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.

Народные мастера, работают в традиции и сохраняют в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью – роспись  ткани.

3.Просмотр видеофильма по теме урока (Где можно встретить изделия из батика в жизни)

Показ учителем авторских работ.

(Учащиеся слушают сообщения со специальными  мешочками на голове, для формирования правильной осанки).

4. Сообщения учеников.

Сообщение  1 ученика.  Батик -  искусство росписи по ткани. Это искусство пришло к нам из Индонезии (4 век): мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.

Этот вид искусства расходился по всему миру. К нам в Россию он пришёл из Японии в  20 веке.

Учитель.  Посмотрите на глобусе, где находится Россия, какое большое расстояние между этими двумя странами.

Сообщение 2 ученика.  Современные художники работают в разных техниках батика. Одна из них – горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый.

Сообщение 3 ученика.  Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. Здесь рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек.

Резерв, проникая в ткань, создает как бы перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься.

Сообщение 4 ученика.  Узелковый батик. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей, что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

    

Завязывание нитью

              

Учитель дополняет сообщения учеников по ходу. (Приложение 1).

ФИЗМИНУТКА «Тучка - Солнышко» (на сокращение и расслабление мышц).

5. Постановка проблемы.

Учитель: сейчас я предлагаю вам нарисовать на ткани.

(дети пробуют рисовать, не получается, краска растекается)

Учащиеся предлагают свои варианты решения проблемы. Если не последует предложения использовать восковые мелки, направляем путём подводящего диалога. (На предыдущих уроках дети знакомились со свойствами воска, восковых мелков, восковых свечей - тема «Волшебные картинки»).

Учит. Проверим. Предлагаю провести небольшое исследование.

  1. Раскрасить треугольник, нарисованный простым карандашом. Как ведёт себя краска на ткани? (Растекается).
  2. Раскрасить треугольник нарисованный восковым мелком. Как теперь повела себя краска? (Не растеклась)
  3. Сделаем вывод. Как рисовать на ткани? (Сначала прорисовать мелками, потом раскрашивать, т.е надо закрепить краску, а вместо резервирующего состава использовать будем мелки.)

6. Первичное закрепление.

Учит. Рассмотрите, на доске в разнобой прикреплены этапы работы в технике батик. Распределите их правильно.

1.Нанести на ткань изображения простым карандашом. (Еле заметными линиями)

2. Обвести по контуру все детали рисунка восковыми мелками.

3. Закрасить краской каждый отдельный элемент рисунка. (Внутри элемента возможно растекание краски, по замыслу)

VII. Итог. Кроссворд на доске.

-  С каким видом изобразительного искусства познакомились на уроке? (Батик)

- Где зародилось искусство «Батик»? (Индонезия)

- В какую страну «Батик» «пришёл» в 20 веке? (Россия)

- Как называется простейший вид Батика, где ткань завязывают узелками. (Узелковый)

- Назовите то, что чаще всего мастера изображают на ткани.  (Цветы).

Учитель: и мы с вами тоже будем изображать на ткани цветы.

- Анкета на рефлексию.

1

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

2

Урок для меня показался

коротким / длинным

3

За урок я

не устал / устал

4

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

5

Материал урока мне был

понятен / не понятен


легким / трудным

 

Приложение 1.

Батик

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х - начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Ткани используемые для росписи по шелку
Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Холодный батик
Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях.

Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Горячий батик
С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.







Конспект занятия  № 2 по изобразительному искусству

по теме: ««Холодный батик. Цветы ».

(1 урок разработка эскиза работы, перенос изображения на ткань простым карандашом)

Цели и задачи :

  1. закрепить знания о батике, об этапах выполнения «холодного батика»; начать выполнение творческой композиции «Цветы»;
  2. на основе эмоционально-эстетического восприятия  живых цветов, фотографий, репродукций картин нарисовать самостоятельно на альбомном листе цветок по выбору в карандаше;
  3. сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе;
  4. учить видеть красоту в окружающей действительности; 
  5. развивать произвольную деятельность, внимание, зрительно-моторную координацию;
  6. воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости

Оборудование для учителя: фотографии цветов, живые  цветы (розы, лилии, хризантемы),  репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог «Подсолнухи»;

 Ф. Толстой «Цветы, птичка  и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (платок со сказочными цветами).

Литературный ряд: стихи о цветах

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Вальс цветов”.

Оборудование для уч-ся: карандаш, бумага А-4.

  1. Орг. момент.

Учит. Сядет тот, кто назовет одно из правил правильной посадки за партой.

(Ноги под прямым углом, ноги на полу, спина прямая,  спина касается спинки стула, между партой и телом ладошка, локти на парте)

  1. Актуализация знаний. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала, а именно о том, как выполняется роспись в технике батик, этапы работы вывешиваются на доске)
  2. Сообщение темы.

Учит.  Сегодня на уроке мы начнём работу над созданием своей картины в технике Батик, выполним I этап работы.

Учит. Соберите из слогов слово и узнаете чем мы занимаемся на уроках изобразительного искусства (ЧЕСТ  ТВОР  ВО).

Учит. Правильно и сегодня на  уроке будем заниматься творчеством. Творчество это источник доброты и красоты.

Учит. Сядем поудобнее. Сейчас сделаем глубокий выдох и вдох.

Выдохните свои обиды, раздражение, беспокойство. Забудем о них.

Вдохните в себя тепло солнечных лучей, синеву неба, красоту весеннего утра…

А теперь закроем глаза, прислушаемся к своему горячему сердечку и попытаемся понять смысл притчи, которую я вам сейчас расскажу.

В.А. Сухомлинский. Притча «Красота».

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек….

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

(Ответы детей)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

(Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Ответы детей)

– А что ему помогло?

(Ответы детей)

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на наших занятиях.

Учитель привлекает внимание детей на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе (берет вазу с цветами в руки, поворачивает его, любуясь). Посмотрите вокруг.

Учит. Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы  испытываете, глядя на эту красоту вокруг?

 (Дети: - радостное, праздничное, веселое…)

II. Беседа о красоте цветов.

– Красота цветов воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о цветах. Вспомните их.

– Выборочное чтение отрывков из этих стихотворений детьми наизусть.

Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать свою восторженность цветами.

Мы с вами уже знакомы с творчеством П.И. Чайковского «Вальс  цветов».

– Красота цветов не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! (На доске репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог  «Подсолнухи»; Ф. Толстой «Цветы, бабочка и птичка»).

Некоторые картины вы уже видели, учились описывать их.

Ван Гог «Подсолнухи»

Ван Гог «Подсолнухи» читаю я надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет? Конечно, вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его рук – картины живут вечно и радуют наш взор.

-Какие подсолнухи на картине? Опишите.

( Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные,

задиристые, а один – немного грустный – потому что наклонил головку вниз)

Ф. Толстой  

«Цветы, птичка  и бабочка».

 Федор Толстой – имя человека, который нарисовал этот красивый

букет цветов с птичкой и бабочкой.

- Картина написана так натурально, даже капелька росы «дрожит» на

листочке, даже муха, как живая, сидит на лепестке цветка, гусеница, кажется, движется, ползет… и цветы мы узнаем – Вот колокольчик, а вот «роза-Мальва», а вот гвоздика…

- Что помогло художнику так точно изобразить эти цветы?

(Дети: он внимательно рассматривал их.)

Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью.

А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что?

Дети: Тоже цветы!

Учитель: А можем их назвать?

Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы.

Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как будто слились воедино и роза и пион, и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть, и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро!

- Ребята, а вы хотите побывать творцами красоты?

- Да!

- А как вы думаете творить красоту?

- Мы будем рисовать!

- А, что вы будете рисовать?

- Цветы.

- Чудесно! Великолепная мысль нарисовать цветы! А какие бы вы

нарисовали цветы – реальные, такие как вы их видите в букетах, или

свои, сказочные?  (мнения разделились)

 Физкультминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(потягивание – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(потягивание – руки верх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опуская лепесточки (наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

  1. Творческая практическая деятельность учащихся

- Хорошо, пусть каждый нарисует свой цветок. У вас в руках карандаши. (Учащиеся на этом уроке делают зарисовки цветов простым карандашом).

- Вы уже знаете, как ими пользоваться? (Ребятам предлагается  рисовать цветы видом сверху, так, как мы их видим, гуляя в саду, т.е. одни головки, но не запрещается, если будут другие интересные варианты).

- Тогда – за дело! (Включается музыкальный фон «Вальс цветов» П.И. Чайковского).

  1. Итог урока. Обобщение и обсуждение итогов урока.

        - Итак, побывали мы сегодня творцами красоты?

        - Да.

        - Вам понравилось это занятие?

        - Да.

         - А главный наш учитель кто?

        - Природа

        - Правильно, нужно только научиться внимательно, вглядываться в окружающий нас мир и он покажет вам свою красоту.

На следующем занятии вас приглашает в творческую мастерскую художник Тюбик. Чтобы завершить начатую сегодня работу – создать картину на тему «Цветы».

Дома:  подготовьтесь к встрече с Тюбиком, выполните его задание: перенести своё изображение на белую хлопчатобумажную ткань.


Конспект занятия  № 3 по изобразительному искусству

по теме: «Моя первая картина в технике батик. Завершение работы».

 (2 урок: выполнение работы в цвете)

Цели и задачи: 

  1. научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани
  2. овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”
  3. углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
  4. развивать графические умения,  связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;
  5. привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
  6. способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности
  7. воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
  8. воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование для учителя:

  1. Авторские работы мастеров росписи ткани в технике “холодный батик”
  2. Работы учащихся прошлых лет
  3. Плакат-схема ахроматических цветов
  4. Плакат-схема хроматических цветов
  5. Плакат-схема цветового поэтапного решения росписи.
  6. Изображение художника Тюбика
  7. Музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”.
  8. Аудиозапись – советы тюбика.

Оборудование для учащихся:

  1. Ткань х/б, с нанесённым карандашом рисунком, закреплённая в раму
  2. кисти
  3. акварельные краски
  4. соль, блёстки.
  5. восковые мелки


1. Организационный момент.

Учитель. У каждого художника есть своя мастерская, где он пишет свои картины. И сегодня наш класс превратился именно в такую мастерскую, а Вы соответственно становитесь самыми настоящими художниками, а какой художник без берета и банта на шее. Давайте мы с Вами нарядимся в костюмы художников. В каждой мастерской есть главный мастер, давайте мы все вместе выберем его, он будет мне помогать при необходимости. Ну, вот Вы готовы, а художник Тюбик уже давно нас ждет в мастерской.

2. Сообщение темы урока.

Звучит знакомая уже музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

Учитель.  Сегодня на уроке мы завершим  создание декоративной картины на тему «Цветы» и составим общую композицию из цветов.

- Почему вы выбрали цветы?

 Дети: цветы создают хорошее настроение,  сопровождают нас в праздники. Вокруг нас много цветов, они очень красивые и хочет собрать в большой красивый букет, хочется танцевать и петь.

Учитель.  В какой технике работаем?

Почему получила такое название?

Учитель.  Для выполнения работы мы с вами выбрали способ холодного батика.

(Во время прослушивания учащиеся пристёгиваются бумажными лентами, для поддержания правильной осанки)

3. Советы мастера тюбика. (аудиозапись)

Ну вот, ребята, вижу вы уже нанесли на ткань свои чудесные цветы, а кто-то даже бабочек! Их тоже называют цветами, только порхающими. Послушайте несколько советов:

1)можно взять мелок в тон, а можно контрастного цвета.

2)тщательно обводить контур по несколько раз проводить по  одному и тому же месту, чтобы краска не растеклась, линия должна быть замкнута.

 3) по той же причине воды при раскрашивании (это называется заливка) брать немного.

Удачи!

Учитель. Ребята, кто запомнил советы мастера?

Учитель.  А вот мои  советы:

 Необходимо хорошо продумать как распределить цвета и их переходы, что нужно выделить. Если этого не сделать, то работа может оказаться раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать батик в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах (холодных тонах), как акцент, бросив кое-где холодный (теплый).

Можно построить на контрасте цвета.

Иногда, правда, можно использовать как дополнительный эффект разводы от использования соли, блёстки.

4. Рассматривание цветового решения работ на экране.

5. Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

Физминутка «Цветочная полянка» (на расслабление и сокращение мышц, выполняется стоя).

Физминутка «Рисование носом» (на снятие напряжения зрения)

6. Завершение урока. Анализ детских работ.

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1 Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2 Выразительность работы;

3 Аккуратность в выполнении работы.

Современный художник, используя язык художественного материала, создает свои новые формы, наполненные смыслом. Увиденные работы заставляют нас мыслить. Создавать свои произведения. Сегодня мы с вами попробовали создать свои оригинальные работы способом холодного батика. Но расписанный вашими руками кусочек ткани с его неподражаемым блеском, приобретает поистине уникальную ценность.

Рефлексия. Анкеты.

1

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

2

Урок для меня показался

коротким / длинным

3

За урок я

не устал / устал

4

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

5

Материал урока мне был

понятен / не понятен


легким / трудным


Приложение 2.

Действия учащихся на уроках по теме

«Современное декоративное искусство – Батик»

Воспринимать произведения мастеров росписи ткани в технике батик в творчестве новгородских мастеров, к шедеврам русского и мирового  искусства.

Выражать  своё отношение к произведениям изобразительного искусства в высказываниях.

Сопоставлять произведения художников разных периодов истории западноевропейского и русского искусства и находить общее и различное в передаче естественной красоты цветов, понимание сути природы и ее значимости для человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, пр Узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть их авторов.

Сравнивать различные виды и жанр изобразительного искусства.

предметам быта, сопровождающим жизнь человека.

Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений цветов.

Использовать свои наблюдения за творениями природы (цветы).

Изображать растения.

Овладевать основами современного декоративно-прикладного искусства (батик).

Выполнять простейшую композицию на тему «Цветы» в технике батик на основе зарисовок цветов по наблюдениям, памяти и представлению.

Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям  (советам) мастера.

Передавать в художественно-творческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к красоте цветов.

Использовать различные художественные материалы для передачи своего художественного замысла.

Осознавать, что декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Создавать украшения для интерьера.

Использовать художественные материалы (акварель, восковые мелки, ткань, бумага)

Различать и использовать основные и составные, тёплые и холодные цвета, контрастные отношения.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать  результаты художественно-творческой деятельности  своих сверстников и одноклассников, давая оценку  творческим работам.


Рефлексия.

Целью разработки и проведения уроков по современному декоративному искусству «Батик»  являлось  развитие у учащихся  мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Предполагалось, что в результате проведенных уроков, учащиеся будут знать особенности работы в области декоративно – прикладного творчества (батик); получат сведения об отечественной и мировой художественной культуре, об истории происхождения Батика; овладеют определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”. Появится интерес к художественной обработке ткани.

Проставленные цели достигнуты. Важным  при проведении уроков  являлось  создание атмосферы  увлеченности  и творческой активности. Формированию познавательного интереса  к предмету, искусству, традициям своего народа способствовало использование  разнообразных  типов уроков, формы и методы проведения занятий, ИКТ.  

При разработке уроков  я  учитывала  основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики.

Изучив ключевые направления проекта «Наша новая школа»  в своей работе я больше внимание стала уделять поддержанию  здоровья школьников, формированию у них бережного  отношения к своему здоровью. Это формирование навыков правильной осанки, смене поз на занятии (встать за конторку, сесть на коврик), использованию предметов для поддержания и привития правильной посадки за партой - мешочков на голове, ленты для пристегивания, своевременное проведение физминуток на снятие напряжения разных групп мышц, зрительного напряжения.

Также выделила для себя такое направление - система поиска и поддержки талантливых детей. Несмотря на контингент учащихся нашего учреждения, в моей группе есть дети, у которых проявляются незаурядные способности к изобразительной деятельности. Ищу к ним индивидуальный, более требовательный подход, организую, их участие в городских, областных конкурсах, пытаюсь создать дополнительный стимул.

Проанализировав работу своего объединения, пришла к выводу, что недостаточна   реализация краеведческого аспекта. Вижу необходимость в корректировке программы. Краеведческий аспект  позволит  повысить интерес к изучению истории родного края, увидеть  значение  искусства  в повседневной жизни.  

Принимая во внимание суть концептуальных изменений, воплотила в практику системно-деятельностный подход, формировала универсальные учебные действия на занятиях объединения.

В целях  развития  коммуникативных  универсальных учебных действий использовались разные формы организации творческой деятельности детей.  В ходе  групповой работы  общие усилия  детей были направлены  на решение творческой задачи, раскрывались  индивидуальные способности  ребят,  корректировались межличностные отношения, дети активно вовлекались в диалог; учились слушать и понимать других во время сообщений.

 На занятиях решались задачи по формированию навыков самоорганизации. Учащиеся самостоятельно организовывали свое рабочее место, учились определять цель выполнения  задания  на уроке с помощью самостоятельно (для чего рассматриваем картину, для чего решаем проблему, как поведёт себя краска на ткани, для чего обводим по контуру восковыми мелками и. т.д.); Детям давались задания требующие определить план своих действий на уроке. Предлагалось сравнить  свою работу с образцом учителя, внести коррективы. Работу пытались оценивать сами, легко или возникли сложности (опрос, анкетирование в конце занятия), что говорит о понимании ими и планировании результата своей деятельности.

Организация выставок, защиты работ  в конце уроков  предоставило возможность детям   заново увидеть и оценить свои работы и работы своих товарищей, ощутить радость успеха, повысить мотивацию к творческой  деятельности.  

На уровне формирования познавательных  УУД использовала новую форму работы на занятии изобразительной деятельности – решение проблемы (как рисовать на ткани, чтобы краска не растекалась?). Даже те формы деятельности, которые я использовала ранее, теперь использую целенаправленно; пытаюсь разнообразить задания на развитие познавательных действий.

А развитие личностных умений,  способствовало духовно-нравственному  развитию  детей.

Т. о. активная познавательная, информационно-коммуникативная   и рефлексивная деятельность  учащихся   на уроках  позволили реализовать деятельностный  характер обучения, на который ориентирован стандарт.

Список литературы.

Стандарты второго поколения « Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» М. ;« Просвещение» ;2010

Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. –

М.: Просвещение, 1991. – 413 с.

Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Шилова О.М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в

работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 151 с.

Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и

взрослых /Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «Росмен-издат», 2000. – 386 с.

Технологии росписи Л. Алферов Ростов – на - Дону “Феникс” 2000г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина СВ. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 1998 г.

Давыдова И. В. «ИЗО и художественный труд», Москва 2000 г.

Журнал “Начальная школа”

2000 г. № 3, 4, 9, 11

2001 г. № 5, 7, 8, 9, 12

2002 г. № 4, 8

2003 г. № 9

2005 г. № 7, 10, 12

Зеленина Е.А. «Играем, познаем, рисуем. Книга для учителей и родителей», Москва, 1996 г.

«Игровые приемы в обучении школьников изобразительной деятельности», Москва, 1995г.

 Лутцева Е.А. «Ступеньки к мастерству», Москва, 2002 г.

Гибсон Р. « Делай и играй», Москва 2004 г.

 Журнал “Юный художник”

Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 1997 г.

Комарова К. С. «Детское творчество», Спб 1997 г.

КуцаковаЛ.В. «Летний досуг с детьми», Москва, 1996 г.

 «Мастерилка» («Шнырок», «Из соломки», «Заплетушки», «Ниточки, моточки», «Самолетики», «Батик» и др.), Москва.

Уатт Ф. «Я рисую», Спб 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Урок ИЗО Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи доски. 4 класс

Урок ИЗО Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи доски. 4 класс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа по ВД 1 класс "Декоративное искусство"

Программа внеурочной деятельности учебного курса «Декоративное искусство» разработана в соответствии:-с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование. Тема ЗАНЯТИЯ: Декоративная композиция. Батик.

Конспект открытого занятия. Тема: Декоративная композиция в технике батик....