Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МБОУ Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по изобразительному искусству на тему:
«Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»
Учитель начальных классов:
Глебова Наталья Викторовна.
2012 г.
Тема урока: «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»
Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с историей, символикой и образцами росписи пасхального яйца.
Задачи:
формирование:
интереса к изобразительному искусству;
развитие:
речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,
расширение кругозора учащихся о работах народных умельцев;
воспитание:
любви к народному искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия.
Оборудование:
Для учащихся:
лист бумаги
ф-А4, шаблон яйца, карандаш, краски (гуашь), нитки,
кисти №3, 4, 5,
салфетки, банки с водой, ластик;
для учителя:
презентация (приложение №1)
конспект
ПЛАН УРОКА (40 минут)
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
- Теоретические сведения.
- Беседа по теме урока.
- Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.
- Подведение итогов урока.
Слайд №1
Ход урока
- Организационный момент урока.
- Приветствие:
В чистой, тёпленькой водичке
Рыбки плещутся в пруду.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песок.
А у нас звенит звонок
Начинается урок.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:
- Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
- Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота.
(Краски)
- Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, нитки.
- Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.
Правила:
- Лист бумаги кладём перед собой.
- С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.
- Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей.
- После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла.
- Молодцы ребята! К уроку всё готово и можем приступать к работе.
II. Закрепление изученного.
- На предыдущих уроках мы с вами изучали народные промыслы, давайте мы закрепим ваши знания и я предлагаю вам составить лото, вы должны выбрать всё, что относится к тому промыслу, который вам достанется, работать будем в парах.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке я вам предлагаю побыть самим мастерами искусства и тема нашего урока «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»
IV. Сообщение теоретических сведений
- Ребята, какой приближается праздник?
Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. На Пасху существовал обычай загадывать желание.
К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.
Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех яиц было много.
- Ребята, скажите, как люди в старину окрашивали яйца?
Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.
Старинная и прекрасная традиция – превращать обычные яйца в пасхальные. Наши бабушки и прабабушки красили их в основном с помощью луковой шелухи. Теперь пасхальные яйца стали не просто атрибутом Пасхи, но и праздничным сувениром, их стараются «принарядить
Слайд №2
Крашенка – яйца, окрашенные в один цвет
Слайд №3
Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет.
Слайд №4
Малёванка – это более сложный вид. Используется кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется
Слайд №5
Драпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия
Слайд №6
А еще есть удивительной красоты писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям.
Слайд №7
-Давайте обратим внимание на основные цвета писанок
красный - цвет радости, жизни, любви;
желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;
зеленый – символизирует весну;
сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.
В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок, пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, символы были разные.
Слайд №8
Слайд №9
V. Практическая работа.
- Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца и мы с вами будем мастерами и попробуем изготовить свой пасхальный сувенир, но немного необычным способом, мы нанесём узор при помощи нитей.
нити шаблоны
Раскройте ваши шаблоны, возьмите в руку нить и покрасьте её в любой цвет, а теперь выложите внутри шаблона, так проделайте с другими нитями. Закройте ваши шаблоны и прижмите левой рукой, а правой вытащите нити, раскройте и посмотрите, какой узор у вас получился, затем закройте ваши шаблоны рисунком наверх.
Вот такие необычные пасхальные яйца у нас с вами получились.
- Посмотрите на таблицы, на них изображены основные символы, которые наносили на пасхальные яйца, давайте вместе подумаем, что они могли обозначать. А сейчас мы с вами попробуем расписать другие шаблоны следующим способом: кладём перед собой чистый шаблон и по хлопку начинаем наносить на нём любые символы, когда раздастся следующий хлопок, передаём шаблон по кругу, по часовой стрелке и продолжаем наносить узор на другом шаблоне и так пока к вам не вернётся ваш шаблон.
VI. Подведение итога урока.
- Выставка работ учащихся и обсуждение.
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сувениры у вас получились. Вы можете их подарить маме, бабушке и другим членам семьи.
- Обобщение по теме урока
- Для чего делали яйца-писанки?
- Какие цвета использовали мастера?
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какой новой технологией рисования вы познакомились сегодня на уроке?
- Пора надежд и вдохновенья,
Опять пришла! Душа поёт!
Так пусть же это настроенье
Вам только радость принесёт!
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)
Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му...
Роль декоративно – прикладного искусства у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе
Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить ...
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"
Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....
Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн...
«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»
Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладногоискусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»...
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров» для 4 класса...