Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
3 класс по программе "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_izo_3_klass.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.
Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Цель учебного предмета:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Спецификой учебного предмета является то, что в рабочей программе выделены три содержательные линии: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
Рабочая учебная программа курса «Изобразительное искусство» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, дифференцированное, интегрированное.
Методы обучения: метод монологического, диалогического изложения, метод эвристической беседы, исследовательский метод, коммуникативный метод, демонстрационный, ролевая игра.
Формы организации обучения:
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования:
рисование с натуры;
рисование на темы;
декоративная работа;
лепка;
аппликация;
беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы проверки и оценки результатов обучения: фронтальный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, тестовая работа, индивидуальный контроль и взаимоконтроль
Ожидаемые результаты уровня подготовки учащихся 3 класса
Должны знать:
Художественно-графические и природные материалы.
Краски натуральные (природные: например, мел, морковь, и т.д) и искусственные (акварель, гуашь).
Виды архитектуры, скульптуры, росписей, декоративно-прикладного искусства.
Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.
Основы композиции. Колорит. Форму, объем, конструкцию и пропорцию предметов.
Должны уметь:
Выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
Реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности
Самостоятельно организовывать рабочее место.
Программа направлена на развитие следующих компетенций:
- интелектуальная включает умение внимательно воспринимать информацию; логически осмысливать, выделять главное, осуществлять общие логические приёмы мышления, рационально запоминать;
- информационная объединяет умения правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником, осуществлять поиск необходимой информации, обращаясь к справочным пособиям, научно-популярной литературе, самостоятельно знакомиться с книгой (воспитание библиографической культуры), осуществлять самостоятельный поиск в библиотеке;
- организационная обеспечивает создание благоприятных условий для осуществления деятельности, учит соблюдать правила гигиены учебного труда, осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах и в группе);
- коммуникативная выступает как средства общения, познания и взаимовлияния друг на друга, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно строить свою речь, принимать участие в дискуссиях.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использова ние проектной деятельности | Использование исследователь ской деятельности |
1. | Рисование с натуры и по памяти | 9 | 5 | 1 | 1 |
2. | Рисование на темы и иллюстрирование | 14 | 3 | 2 | 1 |
3. | Декоративная работа | 3 | 1 | 1 |
4. | Лепка | 2 | 1 | 1 |
5. | Аппликация | 2 | 1 | 1 |
6. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 9 | 9 | 3 |
Основное содержание тематического плана (34ч)
№ п. п. | Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
1 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти бабочки. Форма, конструкция и пропорции. (ИКТ) | 1 |
2 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры предметов быта. Объём предметов.(ИКТ) | 1 |
3 | Рисование на тему: «Прощаемся с тёплым летом». Колорит в живописи. | 1 |
4 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Летом на реке». Композиция. (ИКТ) | 1 |
5 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти кошки. Наброски и зарисовки. | 1 |
6 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры веточки комнатного растения. (Урок с применением исследовательской деятельности) | 1 |
7 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти весеннего цветка.(Урок с приминением мини – проекта) | 1 |
8 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти насекомых. (ИКТ) | 1 |
9 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти домашних птиц.(ИКТ) | 1 |
10 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры игрушки. | 1 |
11 12 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»(ИКТ) | 2 |
13 | Декоративная работа Декоративная работа. Наряд для сказочной ёлки. Мини - проект | 1 |
14 | Лепка Лепка голубя.(ИКТ) | 1 |
15 | Лепка Лепка филимоновской игрушки Мини - проект | 1 |
16 | Аппликация Аппликация на тему: «Осеннее кружево листьев». Мини - проект | 1 |
17 | Аппликация Аппликация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».(ИКТ) | 1 |
18 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. (Урок с применением исследовательской деятельности) | 1 |
19 20 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Графика.(ИКТ) | 2 |
21 | Декоративная работа Эскиз декоративной тарелки. Декоративно-прикладное искусство. (ИКТ) | 1 |
22 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти своего дома. Архитектура. Мини - проект | 1 |
23 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Наша Родина – Россия». (ИКТ) | 1 |
24 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Москва». (Урок – путешествие с применением проектной деятельности) | 1 |
25 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Старинные города России». Мини - проект | 1 |
26 | Рисование на темы и иллюстрирование Тема матери в творчестве художников. (ИКТ) | 1 |
27 | Рисование на темы и иллюстрирование Тема труда в изобразительном искусстве. (Урок – экскурсия с применением проектной деятельности) | 1 |
28 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Родная природа» (порыв ветра, звук дождя, плеск волны – по выбору) | 1 |
29 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Облака». | 1 |
30 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Красота моря». (Урок - беседа) | 1 |
31 32 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование любимой сказки. (урок с использованием исследовательской деятельности) | 2 |
33 | Декоративная работа Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. (Урок – творчества) | 1 |
34 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Музеи России» (Урок – путешествие) | 1 |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п.п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Сроки | Корректировка |
План | Фактически |
1 четверть (8ч) |
1 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти бабочки. Форма, конструкция и пропорции. (ИКТ) | 1 | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж Уметь отражать в рисунке природные явления | 05.09 |
2 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры предметов быта. Объём предметов.(ИКТ) | 1 | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | Знать что такое «композиция» Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | 12.09 |
3 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Прощаемся с тёплым летом». Колорит в живописи. | 1 | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж Уметь отражать в рисунке природные явления | 19.09 |
4 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Летом на реке». Композиция. (ИКТ) | 1 | 26.09 |
5 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти кошки. Наброски и зарисовки. (Урок – игра) | 1 | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | Знать: – особенности изображения жизни домашних животных; – художников-анималистов и их произведения Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное | 03.10 |
6 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры веточки комнатного растения. (Урок с применением исследовательской деятельности) | 1 | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске веточки Уметь: – передавать пространственное положение ветки вербы; | 10.10 |
7 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти весеннего цветка. (Урок с применением мини – проекта) | 1 | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите | 17.10 |
8 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти насекомых. (ИКТ) | 1 | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | 24.10 |
2 четверть (8 ч) |
9 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти домашних птиц.(ИКТ) | 1 | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | 07.11 |
10 | Рисование с натуры и по памяти Рисование с натуры игрушки. (Урок – игра) | 1 | 14.11 |
11 12 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»(ИКТ) | 2 | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | 21.11 28.11 |
13 | Декоративная работа Декоративная работа. Наряд для сказочной ёлки. Мини - проект | 1 | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | 05.12 |
14 | Лепка Лепка голубя.(ИКТ) | 1 | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | 12.12 |
15 | Лепка Лепка филимоновской игрушки Мини - проект | 1 | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. | Знать: – произведения декоративно-прикладного искусства; – традиции народного творчества. Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением филимоновской игрушки | 19.12 |
16 | Аппликация Аппликация на тему: «Осеннее кружево листьев». Мини - проект | 1 | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура ) Уметь анализировать форму, цвет | 26.12 |
3 четверть (20ч) |
17 | Аппликация Аппликация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».(ИКТ) | 1 | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | 09.01 |
18 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. (Урок с применением исследовательской деятельности) | 1 | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | 16.01 |
19 20 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Графика.(ИКТ-урок – игра) | 2 | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | 23.01 30.01 |
21 | Декоративная работа Эскиз декоративной тарелки. Декоративно-прикладное искусство. (ИКТ) | 1 | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | 06.02 |
22 | Рисование с натуры и по памяти Рисование по памяти своего дома. Архитектура. Мини - проект | 1 | 13.02 |
23 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Наша Родина – Россия». (ИКТ) | 1 | 20.02 |
24 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Москва». | 1 | 27.02 |
25 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Старинные города России». Мини - проект | 1 | 06.03 |
26 | Рисование на темы и иллюстрирование Тема матери в творчестве художников. (Урок – беседа) | 1 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. | Знать особенности композиции узора в квадрате. Уметь: – показывать общее и разное в образных решениях; – заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора | 13.03 |
27 | Рисование на темы и иллюстрирование Тема труда в изобразительном искусстве. | 1 | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | 20.03 |
28 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Родная природа» (порыв ветра, звук дождя, плеск волны – по выбору) | 1 | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж Уметь отражать в рисунке природные явления | 03.04 |
29 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Облака». | 1 | 10.04 |
30 | Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на тему: «Красота моря». (Урок – игра) | 1 | 17.04 |
31 32 | Рисование на темы и иллюстрирование Иллюстрирование любимой сказки. (Урок – игра) | 2 | Развитие навыков рисования по воображению. | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); | 24.04 01.05 |
33 | Декоративная работа Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. (Урок – путешествие) | 1 | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | 08.05 |
34 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Беседа: «Музеи России». (Урок – беседа) | 1 | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою Родину | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета Уметь: – составлять композиции; – анализировать репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете | 15.05 22.05рез 29.05рез |
Информационно- методическое обеспечение
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Учебник 3 класс. - М., : Дрофа, 2008.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 3 класс. - М., : Дрофа, 2008.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы ч. 1, ч. 2. - Волгоград,: Корифей, 2009.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-М.: Вентана-Граф, 2009.
Сборник нормативных документов. Начальная школа.- М.: Дрофа, 2008.
Развернутое тематическое планирование. Образовательная программа "Начальная школа XXI века" 3 класс.- Волгоград: "Учитель", 2008.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Энциклопедия для детей. М., Аванта+, 1998.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Учебник 3 класс. - М., : Дрофа, 2008.
Адреса электронных ресурсов
Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Белгородский региональный институт ПКППС http://ipkps.bsu.edu.ru/
Академия повышения квалификации работников образования
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
7.Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru
8. Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
Рабочие программы составлены к УМК "Начальная школа 21 века" и соответствуют требованиям ФГОС первого (3-4 кл.) второго поколения (1-2 кл.)...
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
Рабочие программы составлены к УМК "Начальная школа 21 века" и соответствуют требованиям ФГОС первого (3-4 кл.) второго поколения (1-2 кл.)...
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
Рабочие программы составлены к УМК "Начальная школа 21 века" и соответствуют требованиям ФГОС первого (3-4 кл.) второго поколения (1-2 кл.)...
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
Рабочие программы составлены к УМК "Начальная школа 21 века" и соответствуют требованиям ФГОС первого (3-4 кл.) второго поколения (1-2 кл.)...
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год
3 класс по программе "Начальная школа 21 век"...
Рабочие программы педагогов на 2012/2013 учебный год за 4 класс
В этой папке вы найдете рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"....
Тематическое планирование учебного материала программы «Ритмика» на 2012-2013 учебный год. Руководитель студии : Елисеева О.В.
Тематическое планирование программы «Ритмика»на 2012-2013 учебный год.Основная задача: Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить уча...