календарно - тематическое планирование по ИЗО для 3 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по ИЗО для 3 класса по программе Куревиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo__3_klass_2012.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
3 Б класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:
- федерального государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МБОУ «СОШ №101» на 2012-2013 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
- авторской программы курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская
Общая характеристика учебного предмета:
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:
- формированием общего представления о культурно-материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Цели, задачи и содержание курса технологии в начальной школе
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
- Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
- Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
- Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
- Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
- Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
- Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
- Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
- Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
- Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
- Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
- Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
- В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
- В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
- Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
- В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
- В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу третьего класса учащиеся 3 Б класса должны уметь:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Знакомство с цветовой гаммой (5 часов)
Передача объема (2 часа)
Пейзаж (3 часа)
Основы композиции (3 часа)
«Такие разные лица» (3 часа)
Декоративно – прикладное искусство (7 часов)
Графический рисунок (1 час)
Работа с разными материалами (7 часов)
Шрифт (1 час)
Повторение пройденного (2 часа)
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Ø качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.
М.: Баласс, 2010
2. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». – М.: Баласс, 2006.
- Ж. «Начальная школа плюс до и после…»
- Ж. «Начальная школа»
Список литературы:
1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса. М.: Баласс, 2011
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
1 | Вспоминаем жанры. Выполнение в альбоме композиции на тему: «Осень» | 1 | Повторение и закрепление ЗУН | Фронтальный опрос | Знать различие видов изображения, способы изображения, виды мозаики. Уметь рисовать орнамент, называть материалы и инструменты, самостоятельно организовывать рабочее место. | Закончить рисунок | 1.09 | |
2 | Цветик – семицветик. Изготовление цветового круга. Знакомство с цветовым спектром Раскрашивание панно | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль. Рисунок | Раскрасить панно | 8.09 | ||
3 | Изготовление панно «В джунгях». Закрепление понятия о дополнительных цветах. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Уметь узнавать произведения выдающихся художников, называть авторов | Закончить панно | 15.09 | |
4 | Изготовление панно «Веселые попугайчики». Закрепление понятия о дополнительных цветах. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать особенности народных промыслов (палехской миниатюры, кружева. Известные центры художественных ремесел России. | Закончить панно | 22.09 | |
5 | День учителя. Изготовление открытки с использованием природного материала. Знакомство с композицией. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | Уметь выполнять эскизы элементов народного промысла | Закончить оформление открытки | 29.09 | |
6 | Уроки волшебного карандаша (штриховка) | 1 | Повторение и закрепление ЗУН | Текущий контроль | Уметь подбирать художественные средства выразительности сюжета | С.8-9 задание2 | 6.10 | |
7 | Уроки волшебного карандаша (штриховка) | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Знать понятия храм, собор, дворец, замок, особенности их архитектуры. Уметь составлять композицию, оформлять свою работу в заданной технике исполнения. | Закончить штриховку | 13.10 | |
8 | Уроки волшебного карандаша (светотень) | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать способы выполнения копирования. Уметь передавать характер персонажа и настроение автора. | С.11 задание 4 | 20.10 | |
9 | Уроки волшебного карандаша(натюрморт) | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Уметь в одном изделии сочетать различные техники исполнения. | Закончить рисунок | 27.10 | |
10 | Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 1. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать какими способами можно создать изображение. | Изготовить фигурки персонажей. | 10.11 | |
11 | Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 2. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать основные эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое и др. Уметь видеть красоту окружающего мира, природы. | Закончить оформление | 17.11 | |
12 | Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 3. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Закончить работу | 24.11 | ||
13 | Зимушка-зима (пейзаж) | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | С.21 задание 4 | 1.12 | ||
14 | Наши друзья. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Выполнить работу в цвете | 8.12 | ||
15 | Такие разные лица. Знакомство с пропорцией при рисовании человеческого лица (пропорции) | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Уметь создавать художественные изделия, используя технику смешивания цветов. | Нарисовать автопортрет | 15.12 | |
16 | Такие разные лица. Знакомство с пропорцией при рисовании человеческого лица (возраст и мимика) | 1 | Совершенствование ЗУН | Фронтальный опрос | Уметь подбирать слова, характеризующие те или иные краски, и, наоборот, находить нужные краски для воплощения в картине поэтических строк. | С.27 задание4 | 22.12 | |
17 | Семейный портрет | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | С.29 задание5 | 12.01 | ||
18 | Золотая хохлома. Хохломские сувениры. Рисование орнаментов. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать особенности строения и пропорции лица человека. Уметь изображать лицо знакомого человека. | Раскрасить орнамент | 19.01 | |
19 | Золотая хохлома. Хохломские сувениры. Рисование орнаментов. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Закончить работу | 26.01 | ||
20 | Кельтские узоры. Знакомство с орнаментом | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Дорисовать орнамент | 2.02 | ||
21 | Кельтские узоры. Знакомство с орнаментом | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | Уметь замечать необычное в обычном, использовать в работе технику набрызга. | С.35 задание 4 | 9.02 | |
22 | Чудеса акварели. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | Знать способы перевода рисунка на ткань. Уметь составлять композицию. | Закончить рисунок | 16.02 | |
23 | Военный парад. Изготовление открыток – сувениров. | 1 | Совершенствование ЗУН | Фронтальный опрос | Украсить открытку | 2.03 | ||
24 | Поздравляем мам. Изготовление поздравительных открыток (в технике «по мокрому») | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | Уметь видеть художественные приемы в работах художниках | Закончить оформление открытки | 9.03 | |
25 | Фантастическое дерево. Графика. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Выполни свою композицию | 16.03 | ||
26 | Древнерусский витязь и девица-красавица. Изготовление панно. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Закончить работу | 23.03 | ||
27 | Кириллица. Коллективная работа. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Знать историю создания памятника искусства. | С.47 задание3 | 6.04 | |
28 | Единство человека и природы. «Утро» Акварель. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Уметь составлять единую композицию | Закончить рисунок | 13.04 | |
29 | Учимся предавать мысли и чувства. Рисунок «Моё настроение» | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Закончить рисунок в цвете | 20.04 | ||
30 | Многообразие проявлений гармонии. Симметрия, гармония. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Нарисовать симметричный узор | 27.04 | ||
31 | Цвет в природе и творчестве. Создаем образы разных птиц (Акварель) | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Закончить работу | 4.05 | ||
32 | Образ художника в его творчестве. Автопортрет в разных художественных техниках. | 1 | Введение новых знаний | Текущий контроль | Уметь различать виды движения, изображенные в скульптуре, особенности строения человека. Уметь называть части тела человека | Нарисовать автопортрет в другой технике | 11.05 | |
33 | Чудеса акварели. Выполнение рисунка на свободную тему. | 1 | Совершенствование ЗУН | Текущий контроль | Закончить карандашный рисунок | 18.05 | ||
34 | Чудеса акварели. Выполнение рисунка на свободную тему. | 1 | Совершенствование ЗУН | Фронтальный опрос | Уметь в одном изделии сочетать различные техники исполнения. | Закончить работу в цвете | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...