Рабочая программа по ИЗО 3 класс В.С. Кузин
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Пояснительная записка
Содержание программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
Тематический план учебного курса
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по изобразительному искусству
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Изобразительное искусство 3 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)
Рисование с натуры простых по очертаниям и стро ению объектов действительности. Рисование домаш них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер таний, пространственного расположения, цвета изо бражаемых объектов. Определение гармоничного соче тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ лению различных объектов действительности.
Примерные задания:
а) рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
б) рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
г) рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
д) рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель);
е) рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, дет ское ведерко, детская лопата);
ж) рисование игрушечных машин (самосвал, по жарная машина, трактор с прицепом), народных иг рушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);
з) выполнение графических и живописных упраж нений.
Рисование на темы (8 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по пред ставлению. Иллюстрация как произведение художни ка. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюже те и эмоционального отношения к изображаемым со бытиям.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень в саду», «На каче лях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда бу дет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сиби ряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой клю чик, или Приключения Буратино» А. Толстого; ба сен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дыша ло...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоратив но - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с рус ской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами учащиеся постепенно учат ся понимать связь формы, материала и элементов ук рашения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольни ке, круге на основе декоративного изображения цве тов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной таре лочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;
б) выполнение эскизов росписи игрушки - матреш ки, украшений для елки (расписные шарики, гирлян ды, флажки, хлопушки и т. п.);
в) выполнение эскизов карнавальных принадлеж ностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшен ных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);
д) раскрашивание изделий, выполненных на уро ках технологии;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструиро ванных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);
ж) выполнение простых приемов кистевой роспи си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Лепка (3 ч)
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук тов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.
Примерные задания:
а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с нату ры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
г) лепка композиций на темы быта и труда челове ка «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Сто ляр за работой» и т. д.
Аппликация (2 ч)
Составление мозаичных панно из кусочков цвет ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба сен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Примерные задания:
а) составление мозаичного панно на темы «Осен нее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежи нок», «Весенняя сказка цветов»;
б) составление сюжетных аппликаций и мозаич ных панно на сюжеты русских народных сказок «Гу си-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус ство) и архитектура;
- наша Родина - Россия;
- Москва;
- старинные города России;
- тема матери в творчестве художников;
- тема труда в изобразительном искусстве;
- родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
- форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- русское народное творчество в декоративно - при кладном искусстве, выразительные средства декора тивно - прикладного искусства;
- музеи России.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны углу бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- доступные сведения об известных центрах на родных художественных промыслов (Жостово, Хох лома, Полхов - Майдан и т. д.);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
- правила смешения основных красок для получе ния более холодных и теплых оттенков: красно - оран жевого и желто - оранжевого, желто -зеленого и си не - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к произведению ис кусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в ок раске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым пред метом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму пред метов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в ри сунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисун ка (построение, прорисовка, уточнение общих очерта ний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на ос нове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма эле ментов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески использовать приемы народной рос писи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображе нии декоративных цветов и листьев;
- использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной компо зиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Всего часов | |
1 четверть | 9 | 1 | И снова осень к нам пришла | 9 ч. | |
2 четверть | 7 | 2 | В мире сказок | 7 ч. | |
3 четверть | 10 | 3 | Труд и отдых людей зимой и весной | 10 ч. | |
4 четверть | 8 | 4 | В каждом рисунке – солнце | 8 ч. | |
Итого | 34 | Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;
декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | |
план | факт | |||
1 четверть (9 ч) И снова осень к нам пришла (9 ч) | ||||
Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников) | |||
РТ. Прощаемся с теплым летом | Спектр, натура. Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Смешивание красок. | |||
Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Пропорции, силуэт. | |||
РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)». | Живопись. | |||
АП. Составление мозаичного панно на темы «Осен нее кружево листьев» | Композиция, орнамент, ритм. | |||
РТ. Осень в саду | Пространственное расположение объектов. Пейзаж, композиция. | |||
РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка. | Тёплые - холодные цвета. Симметрия. | |||
ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Основные краски. Полхов - Майдан. | |||
ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Основные краски. Полхов - Майдан. | |||
2 четверть (7 ч) В мире сказок (7 ч) | ||||
Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | Элементарные основы изобразительного языка художников. | |||
РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Иллюстрация. Пропорции, силуэт. Построение, прорисовка, уточнение общих очерта ний и форм. | |||
РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | ||||
РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа) | ||||
ДР. Выполнение эскиза варежки, украшен ной узором | Эскиз. Цветовая гамма. | |||
ДР. «Готовим наряд для сказочной елки» | ||||
АП. «В царстве прекрасных снежи нок» | Композиция, ритм. | |||
3 четверть (10 ч) Труд и отдых людей зимой и весной (10 ч) | ||||
Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве» | Художники, сюжет. | |||
РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата) | Жанровая живопись. | |||
РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал) | Жанр анималистики. | |||
РТ. «Труд людей зимой и весной» | Цвет, мазок, линия, пятно. Пространственное расположение объектов. | |||
РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | Построение, прорисовка, уточнение общих очерта ний и форм. Анатомия, пропорции. | |||
РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | ||||
Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению | ||||
ДР. Выполнение простых приемов кистевой роспи си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. | Кистевая роспись. | |||
ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | Гжель. | |||
ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике хохломы. | Хохлома. | |||
4 четверть (8 ч) В каждом рисунке – солнце (8 ч) | ||||
Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Традиции реализма | |||
РТ. Весеннее солнце | Теплые и холодные тона | |||
РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба) | ||||
РТ. Полёт на другую планету | Пространственное расположение объектов. | |||
РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | Спектр в пределах наборов аква рельных красок | |||
РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | ||||
Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек | Пластические и конструктивные способы лепки | |||
РТ. Пусть всегда бу дет солнце. Подведение итогов, выставка работ. | Теплые и холодные тона. Прост ранственные отношения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изо. Автор В.С. Кузин
Рабочая прогамма по Изо для 4 класса. Автор В.С.Кузин....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....
Рабочая программа для 3 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.
Рабочая программа для 3 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Комментарии
Большое спасибо!
Большое спасибо!