Живая природа весной
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 2 класс) по теме
интегрированный урок окружающего мира, изо, музыки, литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребенка»
В. Сухомлинский.
В начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
Чтобы добиться желаемого результата, я в своей работе использую нетрадиционные формы обучения. К ним я отношу интегрированные уроки.
Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся « мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой- высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов.
Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические, экономические, нравственные аспекты мышления.
Большой проблемой в организации интегрированных уроков является отбор содержания. Я нашла решение этой проблемы: строю такие уроки с опорой на задания, через содержание которых и осуществляется интеграция с тем или иным учебным предметом.
Хорошее основание для проведения интегрированных уроков дает сочетание таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и художественный труд, физическая культура, уроки здоровья , О.Н.К.и т. д.
Таким образом, многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых во время интегрированных уроков и основанных на взаимосвязи естественнонаучных, гуманитарных и художественно – эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
Тема: « Живая природа весной» 2класс
Тип урока: интегрированный урок природоведения, литературного
чтения, изо и худ. труд, музыки.
Цель: показать многообразие мира насекомых во взаимосвязи с изменениями
в неживой природе и появлением первоцветов; прилет птиц, отношение
человека к этим процессам.
Задачи:
- Появление насекомых
- Особенности птиц весной, охрана природы
- Рисование по представлению на тему «Цветы и бабочки».
Оборудование:
«Природоведение»
«Родная речь»
Музыка - П.И. Чайковский « Щелкунчик» ( « Вальс цветов»)
Изо - А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы урока
- Изучение нового материала
- Каких насекомых можно увидеть ранней весной?
- Где вы их видели?
- Какие факторы неживой природы вызывают появление насекомых?
С повышение температуры воздуха и цветением раннецветущих растений появляются насекомые.
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Встрепенулся, всколыхнулся,
Взвился вверх и улетел.
- Что это?
- Где и когда вы видели бабочек? Какая у них окраска? Зачем бабочкам яркие цвета?
- Яркая окраска, рисунок и движение крыльев отпугивают от бабочек птиц, которые ими питаются. Другие бабочки по цвету сливаются с растениями.
( работа с иллюстрациями, фотографиями бабочек)
- Как вы думаете, почему бабочек называют « летающими цветами»? Надо ли их охранять?
Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!
Знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит убить ее!
Очень хочется сохранить на память такую красоту… Что же делать? Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее? ( ответы учащихся)
IY. Работа с текстами
Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах есть рабочие материалы. Прочитайте тексты из разных энциклопедий о бабочках. (Параллельно учитель демонстрирует слайды, фотографии, картинки бабочек, о которых идет речь в заметках).
Бабочки-чемпионы
Бабочки - одно из самых изумительных созданий природы. Нигде, пожалуй, не найти столь ярких и чистых красок, такого разнообразия оттенков в сказочно гармоничных сочетаниях, таких волшебных узоров, как на крыльях этих насекомых. Отряд чешуекрылых (а именно к нему относятся бабочки) включает около 165 тысяч видов, а значит - 165 тысяч разных рисунков, окрасок, форм и размеров.
Бабочка-великан
Тропическая бабочка агриппина - безусловный чемпион по размаху крыльев. В 1997 году в Южной Америке была поймана агриппина с размахом крыльев 31 сантиметр!
Агриппина похожа на птицу не только размером, но и напоминающей перья окраской.
Бабочки - путешественницы
Американский виноградный бражник с огромной скоростью пролетает от Канады до Южной Африки, а обитающий в Африке и Южной Азии бражник олеандровый долетает до Карелии и Кольского полуострова. Скорость полета приближается к 60 километрам в час. При этом крылья бабочки двигаются столь быстро, что заметны лишь их неясные очертания. Неудивительно - ведь число взмахов крыльев в минуту у некоторых бражников достигает 5100 раз!
Бабочки - мастера летного искусства
Уникальным взлетным искусством владеет сиреневая пяденица - обитательница лесов Приморского края. Эти нежные бабочки могут взлетать не только с твердой, но и с водной поверхности. Бабочек часто можно увидеть сидящими на воде. Даже затянутые быстрым течением под воду, они легко выныривают и взлетают.
Вслед за потеплением появляются птицы. Сейчас мы прочитаем стихотворение А. Плещеева « Сельская песенка». ( с.113)
- Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать?
Как видите, прилет птиц очень радует людей. Каких перелетных птиц вы еще знаете?
- На Руси был обычай: весной пекли специальные пряники – жаворонки. Ребятишки забирались на крышу и пели заклички:
Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси:
Нам-то зима надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря-
Там пышки пекут, кисели варят,
Зиму манят…
Тем самым закликали весну.
YI. Релаксация
Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек…( учитель включает музыку «Вальс цветов»)
- Какую картину вы себе нарисовали в воображении? Какое настроение создала мелодия? Как можно охарактеризовать мелодию?
YII.Творческая работа
Теперь я предлагаю вам создать акварелью композицию из цветов, насекомых, птиц на тему « Цветы и бабочки». Может они не будут похожи на настоящих, но пусть их гармония отразится в ваших рисунках.
( работа над композицией и техникой выполнения рисунков)
YIII. Анализ работ
IX. Подведение итогов
Интегрированный урок математики и урока здоровья во 2 классе
(фрагмент)
Тема: Внетабличное сложение и вычитание
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: « Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.»
- Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?
9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъема.
- За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
9-5=4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.
- Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
9 часов вечера=21 часу; 24-21=3; 3+5=8
Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался, не надо залеживаться в постели. Еще раз повторим пословицу: « С курами ложись – с петухами вставай».
Такой урок напоминает учащимся о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мокшинская средняя общеобразовательная школа»
«Использование приемов интеграции в развитии творческого потенциала школьников».
Модинова Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов.
2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "
Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены названия используемых ЭОР...
Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»
Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....
урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."
Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...
Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе".
В занимательной, игровой форме с помощью презентации можно подвести итоги знаний об изенениях в природе весной, полученных на предыдущем уроке во время экскурсии. Презентация к уроку состоит из двух ч...
Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе". часть 2
2 часть презентации к уроку окружающего мира "В гости к весне.(урок0. Весенние изменения в неживой и живой природе"...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...