Живая природа весной
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 2 класс) по теме

Модинова Наталья Алексеевна

интегрированный урок окружающего мира, изо, музыки, литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское     творчество – путь к сердцу ребенка»                                                           

                         В. Сухомлинский.                              

           В начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе  все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

           Чтобы добиться желаемого результата, я в своей работе использую нетрадиционные формы обучения. К ним я отношу интегрированные уроки.

           Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

            Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как  разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся « мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой- высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.

           Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

           Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

           В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

           Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью   ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

  1. конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  2. конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  3. создание на этой основе интегрированных тем, разделов.                                  

           Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические, экономические, нравственные аспекты мышления.

           Большой проблемой в организации интегрированных уроков является отбор содержания.     Я  нашла решение этой проблемы: строю такие уроки с опорой на задания, через содержание которых и осуществляется интеграция с тем или иным учебным предметом.

           Хорошее основание для проведения интегрированных уроков дает сочетание таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и художественный         труд, физическая культура, уроки здоровья , О.Н.К.и т. д. 

           Таким образом, многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых во время интегрированных уроков и основанных на взаимосвязи естественнонаучных, гуманитарных и художественно – эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.

 

 

 

           

                         Тема: « Живая природа  весной»  2класс

Тип урока: интегрированный урок природоведения, литературного    

                    чтения, изо и худ. труд, музыки.

Цель: показать многообразие мира насекомых во взаимосвязи с изменениями

          в неживой природе и появлением первоцветов; прилет птиц, отношение

          человека к этим процессам.

Задачи:

  1. Появление насекомых
  2. Особенности птиц весной, охрана природы
  3. Рисование по представлению на тему «Цветы и бабочки».

Оборудование:

«Природоведение»

«Родная речь»

Музыка - П.И. Чайковский « Щелкунчик» ( « Вальс цветов»)

Изо - А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

                                 Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока
  3. Изучение нового материала

- Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

- Где вы их видели?

- Какие факторы неживой природы вызывают появление насекомых?

    С повышение температуры воздуха и цветением раннецветущих растений появляются насекомые.

               Спал цветок и вдруг проснулся-

               Больше спать не захотел.

               Встрепенулся, всколыхнулся,

              Взвился вверх и улетел.

- Что это?

- Где и когда вы видели бабочек? Какая у них окраска? Зачем бабочкам яркие цвета?

- Яркая окраска, рисунок и движение крыльев отпугивают от бабочек птиц, которые ими питаются. Другие бабочки по цвету сливаются с растениями.

( работа с иллюстрациями, фотографиями бабочек)

- Как вы думаете, почему бабочек называют « летающими цветами»? Надо ли их охранять?

Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!

Знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит убить ее!

Очень хочется сохранить на память такую красоту…  Что же делать? Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее? ( ответы учащихся)

     

                IY. Работа с текстами

Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах есть рабочие материалы. Прочитайте тексты из разных энциклопедий о бабочках. (Параллельно учитель демонстрирует слайды, фотографии, картинки бабочек, о которых идет речь в заметках).

Бабочки-чемпионы

Бабочки - одно из самых изумительных созданий природы. Нигде, пожалуй, не найти столь ярких и чистых красок, такого разнообразия оттенков в сказочно гармоничных сочетаниях, таких волшебных узоров, как на крыльях этих насекомых. Отряд чешуекрылых (а именно к нему относятся бабочки) включает около 165 тысяч видов, а значит - 165 тысяч разных рисунков, окрасок, форм и размеров.

                                               

                                        Бабочка-великан

Тропическая бабочка агриппина - безусловный чемпион по размаху крыльев. В 1997 году в Южной Америке была поймана агриппина с размахом крыльев 31 сантиметр!

Агриппина похожа на птицу не только размером, но и напоминающей перья окраской.

                                  Бабочки - путешественницы

Американский виноградный бражник с огромной скоростью пролетает от Канады до Южной Африки, а обитающий в Африке и Южной Азии бражник олеандровый долетает до Карелии и Кольского полуострова. Скорость полета приближается к 60 километрам в час. При этом крылья бабочки двигаются столь быстро, что заметны лишь их неясные очертания. Неудивительно - ведь число взмахов крыльев в минуту у некоторых бражников достигает 5100 раз!

                           Бабочки - мастера летного искусства

Уникальным взлетным искусством владеет сиреневая пяденица - обитательница лесов Приморского края. Эти нежные бабочки могут взлетать не только с твердой, но и с водной поверхности. Бабочек часто можно увидеть сидящими на воде. Даже затянутые быстрым течением под воду, они легко выныривают и взлетают.

Вслед за потеплением появляются птицы. Сейчас мы прочитаем стихотворение А. Плещеева « Сельская песенка». ( с.113)

- Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать?

Как видите, прилет птиц очень радует людей. Каких перелетных птиц вы еще знаете?

  - На Руси был обычай: весной пекли специальные пряники – жаворонки. Ребятишки забирались на крышу и пели заклички:

                  Жаворонок, прилети,

                  Красну весну принеси:

                  Нам-то зима надоела,                                                                                    

                  Весь хлеб у нас поела.

                 Зима, зима, ступай за моря-

                 Там пышки пекут, кисели варят,

                  Зиму манят…

Тем самым закликали весну.

YI. Релаксация

Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек…( учитель включает музыку «Вальс цветов»)

- Какую картину вы себе нарисовали в воображении? Какое настроение создала мелодия? Как можно охарактеризовать мелодию?

YII.Творческая работа

Теперь я предлагаю вам  создать  акварелью композицию из цветов, насекомых, птиц на тему « Цветы и бабочки». Может они не будут похожи на настоящих, но пусть их гармония отразится в ваших рисунках.

( работа над композицией и техникой выполнения рисунков)

YIII. Анализ работ

IX. Подведение итогов

 

 Интегрированный урок математики и урока здоровья во 2 классе              

           (фрагмент)

Тема: Внетабличное сложение и вычитание

Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу:   « Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.»

  1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?

 9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъема.

  1. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?

9-5=4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.

  1. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

9 часов вечера=21 часу; 24-21=3; 3+5=8

           Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался, не надо залеживаться в постели. Еще раз повторим пословицу: « С курами ложись – с петухами вставай».

Такой урок напоминает учащимся о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мокшинская средняя  общеобразовательная школа»

«Использование приемов интеграции в развитии творческого потенциала школьников».

Модинова Наталья Алексеевна,

                                                                                               учитель начальных классов.

                                                               

                                                                  2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе".

В занимательной, игровой форме с помощью презентации можно подвести итоги знаний об изенениях в природе весной, полученных на предыдущем уроке во время экскурсии. Презентация к уроку состоит из двух ч...

Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе". часть 2

2 часть презентации к уроку окружающего мира "В гости к весне.(урок0. Весенние изменения в неживой и живой природе"...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...