Роспись дымковской барыни.
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 1 класс) по теме

 

- Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они?

- Яркие, красочные, необычной формы.

- Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки.

- От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!

- Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В.Фофанов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.pptx1.51 МБ
Файл dpi.docx565.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дымковская игрушка Выполнила студентка ФИСиГН 2 курса группы «Б» Сенькина О.С.

Слайд 2

В любой порядочной избушке есть место дымковской игрушке! Какие чудные зверюшки! Лошадки, курочки и хрюшки! У барыни на коромысле Ведерки синие повисли. А у другой – румяной пышки – под боком милые детишки!

Слайд 3

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! В.Фофанов.

Слайд 6

Основные элементы росписи Кружочки, клеточки, полоски Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

Слайд 7

Основные элементы росписи

Слайд 8

Последовательность выполнения графической работы



Предварительный просмотр:

Школа:______. Класс: 1. Дата проведения урока:________.

Вид занятия: декоративное рисование

Тема: Роспись дымковской барыни.

Цель: Расписать фигурку дымковской барыни.

Задачи урока:

образовательные: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

воспитательные: Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

Для учителя: мел, доска, краски, учебник, трафареты из бумаги в форме дымковской барышни.

Для ученика: альбом, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаш, стерка, краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, палитра.

Наглядные пособия:

Зрительный ряд: дымковские игрушки, презентация, рисунки, таблицы с элементами дымковской росписи, последовательность выполнения работы.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: стихотворение поэта В. Фофанова.

Использование Т.С.О. – ноутбук.

Оформление классной доски

Изображения игрушек, элементы росписи           Тема: Дымковская игрушка

     Последовательность росписи дымковской барыни

Педагогический рисунок

4

3

2

1

        

Этапы урока

Содержание этапа

  1. Организационный момент

      1-2 мин.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.

  1. Основная часть: 13 мин.
  1. Объяснение нового материала и беседа с учащимися, закрепление пройденного

Элементы росписи дымковских игрушек

Сюжеты дымковских игрушек

- С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках?

- Хохломская роспись, городецкая роспись.

- Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они?

- Яркие, красочные, необычной формы.

- Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки.

- От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!

- Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В.Фофанов.
    Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.
   Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным.        

   Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.
   Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
   Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик. 
После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
   Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.

2.2. Анализ декоративных изделий, просмотр репродукций

- Что же общего у всех этих игрушек?

- Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма.

- А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. 

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

- (ответы детей)

Где расположен узор на дымковской игрушке?

- На больших участках фигурки, на центральных и значимых. 
   Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
   Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

2.3. объяснение последовательности выполнения графической работы

(рисунки каждого этапа)

1

2

4

3

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.
    Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.
    Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню?

  1. На вертикально расположенный альбомный лист в центр приложим трафарет и обведем его простым карандашом.
  2. Дорисуем лицо (глаза по середине лица, над  ними – брови, нос и рот; на лбу волосы), на голове – шляпку; прорисуем  руки, ворот и низ кофточки, оборки по низу юбки.
  3. Смочите акварельные краски, распишите кофту барыне (на ваше усмотрение), шляпку и волосы.
  4. Без предварительного рисунка карандашом, сразу кистью, взяв нужный цвет, расписать геометрическими узорами юбку.

2.4. педагогический рисунок на доске

Показать два первых этапа работы

3.Практическая работа:

18-20 мин.

3.1. деятельность учащихся

Самостоятельная работа учащихся по этапам. Повторение последовательности графической работы.

3.2. Деятельность учителя

Контроль за этапностью выполнения работы, соблюдение правил гигиены , и порядка на рабочем месте, выявление ошибок и их устранение.

4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы:

4.1. анализ работы и оценка

3-5 мин

  1. Итог 2-3 мин

- Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

- Итак, как называется игрушка, которую мы с вами сегодня рисовали? Из чего ее лепят? Назовите элементы росписи?

-Я думаю, что  роль народных мастеров  вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые! Давайте устроим выставку ваших работ? Чья работа вам понравилась больше всех? Почему?

Выставление оценок. Уборка рабочих мест. Урок закончен.

Список учебно-методической литературы:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2008.
  2. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Учебник для 1 кл.нач.шк. – М.: Просвящение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка и роспись дымковских коней. Сказка о дымковском чуде.

Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушки....

Роспись дымковской игрушки

Роспись дымковской игрушкиИнтегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства Тема. «Роспись дымковской игрушки». Цели. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки...

Урок по занимательному труду.Лепка дымковской игрушки.Барыня.

Урок по занимательному труду.Тема урока "Барыня."Лепка дымковских игрушек.Урок для 4 классов в коррекционых школах 8 вида.Тема:Лепка дымковской игрушки.Барыня. Цель: познакомить детей с последователь...

Роспись дымковской игрушки

Представлен план-конспект урока технологии  в 3 классе по теме "Роспись дымковской игрушки"....

Роспись дымковской игрушки

Урок изобразительного искусства для 1 класса...

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...