Роспись дымковской игрушки
план-конспект урока (3 класс) по теме

Напалкова Надежда Владимировна

Представлен план-конспект урока технологии  в 3 классе по теме "Роспись дымковской игрушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

Роспись дымковской игрушки

 учитель начальных классов

                                                            Напалкова Н.В.

Саранск 2013

Цели урока.

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование: модель для раскрашивания "Дымковская игрушка", гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, стирательная резинка.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

 Учитель: 

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

 Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

 (показ дымковских игрушек)

 Чем знаменито Дымково?

 Игрушкою своей.

 В ней нету цвета дымного,

 А есть любовь людей.

 В ней что-то есть от радуги,

 От капелек росы.

 В ней что-то есть от радости,

 Гремящей, как басы.

 (В.Фофанов)

 Вводная беседа.

 Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

 Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

 (Демонстрация  игрушек, показ презентации)

 - Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

 – Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

 Посмотри, как хороша

 Эта девица-душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд.

 (Народное творчество)

 - Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

 С лентами да бантами,

 Да под ручку с франтами

 Мы гуляем парами,

 Проплываем павами.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

 Кони глиняные мчатся

 На подставках, что есть сил.

 И за хвост не удержаться,

 Если гриву упустил.

 (Народное творчество)

 - Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

 Голосисты эти птицы

 И нарядны, словно ситцы!

 (Народное творчество)

 - И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

 Мы игрушки знатные,

 Складные да ладные,

 Мы повсюду славимся,

 Мы и вам понравимся!

  (Конец презентации)

 - Что общего у всех этих игрушек?

 - Веселые, праздничные, нарядные.

 - Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

 - Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

 - Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

 - Какие цвета любят мастера Дымково?

 - Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Учитель:

А сейчас мы станем настоящими народными мастерами и попробуем расписать свои игрушки.Начинаем росписывать от крупных деталей к мелким.

 

Объяснение последовательности росписи.

Самостоятельная работа.

 В процессе самостоятельной работы предоставляется детям полная творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.

Выставка работ. 

Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы.

Заключительная часть.

Подведение итога.

Оценивание работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись дымковской игрушки

Роспись дымковской игрушкиИнтегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства Тема. «Роспись дымковской игрушки». Цели. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Роспись дымковской игрушки

Урок изобразительного искусства для 1 класса...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...