Крест как символ христианства и российского государства
план-конспект урока по истории (4 класс)

Айтыкина Амина Худжатловна

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению креста как символ христианства и Российского государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)

 Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»    

класс    4 «А»

учитель начальных классов  НРМОБУ "Салымская СОШ №2"

Айтыкина Амина Худжатловна

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

«Крест  как символ христианства и Российского государства»

Урок 23 в теме: " Символический язык православной культуры "

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы

обучения

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Урок- изучение нового материала и первичное закрепление.

ИКТ - урок.

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный              ( работа на листках);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного  иллюстративно-наглядного материала, картины  на доске, крест - распятие).

Цель урока

Задачи урока

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению креста как символ христианства и Российского государства.

Образовательные: узнать о том, что такое Крест, научить понимать символику Креста.

Развивающие: в ходе обсуждения осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Воспитательные: вызвать интерес к изучению основ православной культуры, понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть.

Здоровьесберегающие: организовать  деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат УУД

1. Знакомятся с разными видами крестов, учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в жизни человека и общества.

2. Овладевают умением объяснять понятия, что такое крест, «Андреевский флаг», «орден Святого Георгия Победоносца», выделять их отличительные признаки, приводить примеры их использования в жизни человека, о ценностях культурных достижений и необходимости бережного отношения.

3. Учатся извлекать нужную информацию из выступления учителя и учащихся с Воскресной школы.

.

Личностные УУД

1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

2.  Формировать навыки контроля и самооценки;

3. Уметь оценивать результат своей деятельности;

4. Развивать познавательную активность.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, обобщать информацию и делать выводы, слушая учителя;

2. Вести самостоятельный поиск, отбор информации;

3. Уметь сравнивать виды крестов, выделять их отличительные признаки, дать  характеристики некоторым видам крестов.

Коммуникативные УУД:

1. Представлять результат своей деятельности при знакомстве с видами крестов, объяснять значение крестов;

2. Уметь слушать одноклассников и оценивать их  действия;

3. Формировать умение высказывать свою точку зрения при знакомстве с видами крестов.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи;

2. Контролировать  свой результат решения эталоном;

3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении работы в группах.

Информационные УУД: 

1. Самостоятельно искать  и отбирать необходимую информацию по теме урока;

2. Владеть современными средствами информации (интерактивная доска)

 

Педагогические технологии

Оборудование

 - ИКТ технология

- технология проблемного обучения

- групповая технология

- технология развивающего обучения

- достижения прогнозируемых результатов

- технология здоровьесбережения.

Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация учителя  Power Point 2007, карточки с заданиями для  групп (приложение №2) », крест – Распятие,  учебник  «Основы православной культуры» 4 класс. ФГОС / Бородин А.В.. – Москва «Русское слово»,2013., компьютер для учителя.

Основные понятия

 Крест, Восмиконечный крест, Андреевский флаг, орден Святого Георгия Победоносца, Молитвослово.

Ресурсы 

Основные: «Основы православной культуры», Учебник. 4 класс. ФГОС / Бородин А.В.. – Москва «Русское слово»,2013.

Дополнительные: Презентация  «Крест, как символ христианства и Российского государства»

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин.)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Рифмованное начало урока

- приветствие обучающихся;

- проверяет готовность к уроку;

Здравствуйте ребята. Садитесь пожалуйста. Урок будет проходить в необычной форме, у вас будет два учителя - я и учитель Воскресной школы Светлана Анатольевна.

- создает благоприятный психологический настрой на работу:

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь  поудобнее,

Начнём  мы наш  урок.

Посмотрите на меня. Я вижу ваши глаза.

Говорят: глаза – это зеркало души. И неважно, какого они цвета, голубые, зелёные, карие. В них я вижу сейчас заинтересованность, ожидание, вопрос, ведь нас сегодня ждут интересные открытия. 

- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу;

- организация внимания;

- оценивают готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

Регулятивные УУД:  

- умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Самоконтроль.

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин.)

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий

Создаю у учащихся «ситуацию успеха».

- организует деятельность по выполнению учебного действия.

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с просмотра фрагмент мультфильма.

Просмотр фрагмента мультфильма «Твой Крест» (Слайд1)

Картина с книжки «Твой крест» (Слайд 2)  

  - организует актуализацию знаний обучающихся через вопросы, подготавливает к изучению нового материала;

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о кресте)

- Почему вы сделали такой вывод? ( фильм о кресте, на столе учителя находится крест – распятие, на доске – картины).

- актуализируют способы действия, фиксируют затруднения;

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД :                 - формулируют свои затруднения, возникшие при определении цели урока;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.

Информационные УУД:

- владеть современными средствами информации

III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (4 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Обсуждение темы урока

- создает условия для определения цели урока обучающимися  и постановки учебных задач;

- подводит обучающихся к формулированию  цели урока. Целеполагание:

Сформулируйте тему урока. (Слайд 2а) «Крест, как символ христианства и Российского государства»

 – выводится запись темы урока на доске.

Определим план знакомства с темой.

    Для этого составим алгоритм изучения темы по вопросам         ( Слайд 3)

  1. Что такое крест?
  2. Зачем крест нужен людям?
  3. Какие бывают кресты?

- А ещё мы рассмотрим такой вопрос

  1. Есть ли крест в государственных символах России? (Слайд 3а)

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формулируют цель и ставят задачи урока.

- выводят цель и задачи на слайде на интерактивной доске.

Познавательные УУД:

- отличают новое от уже известного с помощью учителя;

- определяют цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и по наводящим вопросам;

Личностные УУД:

- развивают познавательные способности на основе интереса к изучению темы урока о крестах.

Информационные УУД:                 - -- на интерактивной доске: выводят  цель и задачи урока.

Самооценка умения определять и формулировать цель урока.

IV. Физкультурная минутка. (4 мин.)

Физкультминутка

На уроках православия вы часто встречаетесь с новыми понятиями. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Если я называю православное понятие вы встаете. Если нет, то сидите.

   Молитва

   знания

   религия

   крест

   христианство

   любовь

   Библия

  распятие

- выполняют упражнения

Коммуникативные УУД:

- слушать, понимать и выполнять задания учителя.

V.Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление изученного материала (20 мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Корзина идей

- планирует, предлагает средства для достижения цели (выступления учащихся, рассказ учителя, работа в группах),

 1) Работа с первым пунктом плана «Что такое крест?» (Доска с планом)

Давайте прочитаем первый пункт нашего плана.

Ответ на этот вопрос нам поможет найти преподаватель Воскресной школы Храма Петра и Павла  Светлана Анатольевна.

2)Выступление  Светланы Анатольевны Приложение№1 (Слайды)

3)Выступление учащихся с каждой группы по пункту 3 (Слайды)  Приложение №2 (Якореобразный крест, Накупольный крест, Андреевский крест)

Вывод:

6)Нам  осталось  рассмотреть  последней пункт плана.

Прочитайте самостоятельно его еще раз.

-  Где ещё встречается изображение креста?

 (флаг; герб, награды – ордена ; кавалеры ордена (Слайд13),

рассказ Светланы Анатольевны Приложение №3 (Слайд 14) и передаёт слово группам: Приложение №4

1 группа расскажет об Андреевском флаге (Слайд 15)

2 группа расскажет об ордене Святого Георгия Победоносца (Слайд16,17)

3 группа расскажет о кавалерах ордена святого Георгия Победоносца

(Слайд 18,19,20,21)

Вывод: Да, ребята, история оставила нам имена славных воинов, как Александр Суворов, принёсших Родине много славных побед, Михаил Кутузов, главнокомандующий русской армией , одержавший победу над захватившим всю Европу французским войском(Слайд). Награды за подвиги перед Отечеством устанавливались в честь святых. 9 декабря Указом президента Российской Федерации с 2007 года установлен день героев Отечества. Именно в это день награждают орденом Святого Георгия Победоносца за особые заслуги перед Отечеством.

- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Познавательные УУД: 

- использовать новую информации для ответов на вопросы;

структурировать знания.

Коммуникативные УУД

- строить монологическое высказывание, способность вести диалог, высказывание суждения, выслушивание мнения одноклассников, участников групп

Регулятивные УУД

 - планировать свою учебную деятельность; определять применение крестов в жизни человека;

 - сохранять учебную задачу – осуществлять контроль.

Оценочное суждение,

самоконтроль,

самооценка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (5 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Решение тестовых задач

-предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к вопросам урока и  я хочу посмотреть как вы были внимательны на уроке.

1)Работа в группе. (Приложение №5)

Каждая группа получает лист с заданием. Прежде, чем приступить к работе, вспомните правила работы в группе, а задание такое: соедини линиями  иллюстрации крестов  и их названия.

2) Взаимопроверка. 

Группы обменяйтесь листами и выполните взаимопроверку по эталону. (Слайд 12) Ошибки исправляем красным фломастером. Сверка с доской.  Какая группа допустила ошибку?

- работают в группах;

- находят ошибки в ответах работ  друг у друга и исправляют их;

 - осуществляют проверку знаний

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

Познавательные УУД:

- уметь сравнивать виды крестов;

 - использовать новую информации для ответов на вопросы;

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Регулятивные УУД: 

- искать пути сравнения видов крестов

- контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном.

Взаимопроверка, взаимоконтроль.

VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;

 Подведем итог нашего урока. Прочитайте цели урока.             -Достигли ли вы цели урока? 

– Какие цели мы ставили перед собой?

– При решении какого задания возникло затруднение?              – Почему оно возникло?

Получают в подарок от Воскресной школы  книжки молитвослов.

На этом наш урок закончен. Мы благодарим вас за работу, нам очень понравилось, что вы были искренни в своих чувствах и эмоциях. И мы надеемся, что знания , полученные на уроке отложатся в вашей душе. А душа, как говорил Христос, бессмертна.

-обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

Дети показывают свое настроение

- сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать  критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками;

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений;

- давать самооценку.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"

Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...

Урок истории "Москва - столица российского государства" 4 класс

Конспект урока истории по теме "Москва - столица российского государства" (4 класс), презентация, самоанализ урока...

Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"

Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...

Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции

Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....

Презентация "Символы российского государства"

Презентация на классный час или внеклассное занятие "Символы российского государства" для начальной школы....

Символика Российского государства и Республики Северная Осетия-Алания

Педагогическая цель:Создать условия для ознакомления с государственными символами;Воспитание гражданского самосознания;Понимание учащимися их личной ответственности за будущее нашей страны.Планируемые...

Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)

Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...