Крест как символ христианства и российского государства
план-конспект урока по истории (4 класс)
Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению креста как символ христианства и Российского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_krest_kak_simvol_hristianstva_i_rossiyskogo_gosudarstva.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»
класс 4 «А»
учитель начальных классов НРМОБУ "Салымская СОШ №2"
Айтыкина Амина Худжатловна
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) | ||
«Крест как символ христианства и Российского государства» | Урок 23 в теме: " Символический язык православной культуры " | ||
Тип урока | Форма урока | Форма учебной деятельности | Методы обучения |
Изучение нового материала и первичное закрепление. | Урок- изучение нового материала и первичное закрепление. ИКТ - урок. | Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная | Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний); Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации); Репродуктивный ( работа на листках); Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала, картины на доске, крест - распятие). |
Цель урока | Задачи урока | ||
Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по изучению креста как символ христианства и Российского государства. | Образовательные: узнать о том, что такое Крест, научить понимать символику Креста. Развивающие: в ходе обсуждения осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку. Воспитательные: вызвать интерес к изучению основ православной культуры, понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть. Здоровьесберегающие: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития. | ||
Предполагаемый результат | |||
Предметный результат | Метапредметный результат УУД | ||
1. Знакомятся с разными видами крестов, учатся выделять их отличительные черты, приводить примеры их использования в жизни человека и общества. 2. Овладевают умением объяснять понятия, что такое крест, «Андреевский флаг», «орден Святого Георгия Победоносца», выделять их отличительные признаки, приводить примеры их использования в жизни человека, о ценностях культурных достижений и необходимости бережного отношения. 3. Учатся извлекать нужную информацию из выступления учителя и учащихся с Воскресной школы. . | Личностные УУД 1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; 2. Формировать навыки контроля и самооценки; 3. Уметь оценивать результат своей деятельности; 4. Развивать познавательную активность. Познавательные УУД: 1. Анализировать, обобщать информацию и делать выводы, слушая учителя; 2. Вести самостоятельный поиск, отбор информации; 3. Уметь сравнивать виды крестов, выделять их отличительные признаки, дать характеристики некоторым видам крестов. Коммуникативные УУД: 1. Представлять результат своей деятельности при знакомстве с видами крестов, объяснять значение крестов; 2. Уметь слушать одноклассников и оценивать их действия; 3. Формировать умение высказывать свою точку зрения при знакомстве с видами крестов. Регулятивные УУД: 1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи; 2. Контролировать свой результат решения эталоном; 3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении работы в группах. Информационные УУД: 1. Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию по теме урока; 2. Владеть современными средствами информации (интерактивная доска)
| ||
Педагогические технологии | Оборудование | ||
- ИКТ технология - технология проблемного обучения - групповая технология - технология развивающего обучения - достижения прогнозируемых результатов - технология здоровьесбережения. | Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация учителя Power Point 2007, карточки с заданиями для групп (приложение №2) », крест – Распятие, учебник «Основы православной культуры» 4 класс. ФГОС / Бородин А.В.. – Москва «Русское слово»,2013., компьютер для учителя. | ||
Основные понятия | Крест, Восмиконечный крест, Андреевский флаг, орден Святого Георгия Победоносца, Молитвослово. | ||
Ресурсы | Основные: «Основы православной культуры», Учебник. 4 класс. ФГОС / Бородин А.В.. – Москва «Русское слово»,2013. Дополнительные: Презентация «Крест, как символ христианства и Российского государства» |
ХОД УРОКА
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля | ||
I.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин.) Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | ||||||
Рифмованное начало урока | - приветствие обучающихся; - проверяет готовность к уроку; Здравствуйте ребята. Садитесь пожалуйста. Урок будет проходить в необычной форме, у вас будет два учителя - я и учитель Воскресной школы Светлана Анатольевна. - создает благоприятный психологический настрой на работу: Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём мы наш урок. Посмотрите на меня. Я вижу ваши глаза. Говорят: глаза – это зеркало души. И неважно, какого они цвета, голубые, зелёные, карие. В них я вижу сейчас заинтересованность, ожидание, вопрос, ведь нас сегодня ждут интересные открытия. | - приветствие учителя; - положительный настрой на работу; - организация внимания; - оценивают готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя; - уважительное отношение к учителю и одноклассникам; Регулятивные УУД:- умение организовывать себя, настраиваться на работу. | Самоконтроль. | ||
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин.) Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий | ||||||
Создаю у учащихся «ситуацию успеха». | - организует деятельность по выполнению учебного действия. Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с просмотра фрагмент мультфильма. Просмотр фрагмента мультфильма «Твой Крест» (Слайд1) Картина с книжки «Твой крест» (Слайд 2) - организует актуализацию знаний обучающихся через вопросы, подготавливает к изучению нового материала; - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о кресте) - Почему вы сделали такой вывод? ( фильм о кресте, на столе учителя находится крест – распятие, на доске – картины). | - актуализируют способы действия, фиксируют затруднения; | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД : - формулируют свои затруднения, возникшие при определении цели урока; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой - осуществлять самоконтроль; - оценивать правильность выполнения действия. Информационные УУД: - владеть современными средствами информации | |||
III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (4 мин.) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | ||||||
Обсуждение темы урока | - создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач; - подводит обучающихся к формулированию цели урока. Целеполагание: Сформулируйте тему урока. (Слайд 2а) «Крест, как символ христианства и Российского государства» – выводится запись темы урока на доске. Определим план знакомства с темой. Для этого составим алгоритм изучения темы по вопросам ( Слайд 3)
- А ещё мы рассмотрим такой вопрос
| - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - формулируют цель и ставят задачи урока. - выводят цель и задачи на слайде на интерактивной доске. | Познавательные УУД: - отличают новое от уже известного с помощью учителя; - определяют цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в устной форме; - слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя и по наводящим вопросам; Личностные УУД: - развивают познавательные способности на основе интереса к изучению темы урока о крестах. Информационные УУД: - -- на интерактивной доске: выводят цель и задачи урока. | Самооценка умения определять и формулировать цель урока. | ||
IV. Физкультурная минутка. (4 мин.) | ||||||
Физкультминутка | На уроках православия вы часто встречаетесь с новыми понятиями. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Если я называю православное понятие вы встаете. Если нет, то сидите. Молитва знания религия крест христианство любовь Библия распятие | - выполняют упражнения | Коммуникативные УУД: - слушать, понимать и выполнять задания учителя. | |||
V.Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление изученного материала (20 мин) Цель: применение нового знания в типовых заданиях | ||||||
Корзина идей | - планирует, предлагает средства для достижения цели (выступления учащихся, рассказ учителя, работа в группах), 1) Работа с первым пунктом плана «Что такое крест?» (Доска с планом) Давайте прочитаем первый пункт нашего плана. Ответ на этот вопрос нам поможет найти преподаватель Воскресной школы Храма Петра и Павла Светлана Анатольевна. 2)Выступление Светланы Анатольевны Приложение№1 (Слайды) 3)Выступление учащихся с каждой группы по пункту 3 (Слайды) Приложение №2 (Якореобразный крест, Накупольный крест, Андреевский крест) Вывод: 6)Нам осталось рассмотреть последней пункт плана. Прочитайте самостоятельно его еще раз. - Где ещё встречается изображение креста? (флаг; герб, награды – ордена ; кавалеры ордена (Слайд13), рассказ Светланы Анатольевны Приложение №3 (Слайд 14) и передаёт слово группам: Приложение №4 1 группа расскажет об Андреевском флаге (Слайд 15) 2 группа расскажет об ордене Святого Георгия Победоносца (Слайд16,17) 3 группа расскажет о кавалерах ордена святого Георгия Победоносца (Слайд 18,19,20,21) Вывод: Да, ребята, история оставила нам имена славных воинов, как Александр Суворов, принёсших Родине много славных побед, Михаил Кутузов, главнокомандующий русской армией , одержавший победу над захватившим всю Европу французским войском(Слайд). Награды за подвиги перед Отечеством устанавливались в честь святых. 9 декабря Указом президента Российской Федерации с 2007 года установлен день героев Отечества. Именно в это день награждают орденом Святого Георгия Победоносца за особые заслуги перед Отечеством. | - определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы. | Познавательные УУД: - использовать новую информации для ответов на вопросы; структурировать знания. Коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание, способность вести диалог, высказывание суждения, выслушивание мнения одноклассников, участников групп Регулятивные УУД - планировать свою учебную деятельность; определять применение крестов в жизни человека; - сохранять учебную задачу – осуществлять контроль. | Оценочное суждение, самоконтроль, самооценка | ||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (5 мин.) Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | ||||||
Решение тестовых задач | -предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к вопросам урока и я хочу посмотреть как вы были внимательны на уроке. 1)Работа в группе. (Приложение №5) Каждая группа получает лист с заданием. Прежде, чем приступить к работе, вспомните правила работы в группе, а задание такое: соедини линиями иллюстрации крестов и их названия. 2) Взаимопроверка. Группы обменяйтесь листами и выполните взаимопроверку по эталону. (Слайд 12) Ошибки исправляем красным фломастером. Сверка с доской. Какая группа допустила ошибку? | - работают в группах; - находят ошибки в ответах работ друг у друга и исправляют их; - осуществляют проверку знаний | Личностные УУД: - уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме. Познавательные УУД: - уметь сравнивать виды крестов; - использовать новую информации для ответов на вопросы; Коммуникативные УУД: - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; Регулятивные УУД: - искать пути сравнения видов крестов - контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном. | Взаимопроверка, взаимоконтроль. | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | ||||||
- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности; Подведем итог нашего урока. Прочитайте цели урока. -Достигли ли вы цели урока? – Какие цели мы ставили перед собой? – При решении какого задания возникло затруднение? – Почему оно возникло? Получают в подарок от Воскресной школы книжки молитвослов. На этом наш урок закончен. Мы благодарим вас за работу, нам очень понравилось, что вы были искренни в своих чувствах и эмоциях. И мы надеемся, что знания , полученные на уроке отложатся в вашей душе. А душа, как говорил Христос, бессмертна. | -обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты. Дети показывают свое настроение - сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками; Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений; - давать самооценку. | , |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"
Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...
Урок истории "Москва - столица российского государства" 4 класс
Конспект урока истории по теме "Москва - столица российского государства" (4 класс), презентация, самоанализ урока...
Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"
Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...
Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции
Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....
Презентация "Символы российского государства"
Презентация на классный час или внеклассное занятие "Символы российского государства" для начальной школы....
Символика Российского государства и Республики Северная Осетия-Алания
Педагогическая цель:Создать условия для ознакомления с государственными символами;Воспитание гражданского самосознания;Понимание учащимися их личной ответственности за будущее нашей страны.Планируемые...
Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)
Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...