Урок истории "Москва - столица российского государства" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока истории по теме "Москва - столица российского государства" (4 класс), презентация, самоанализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Навашинского района

Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Работа на районный конкурс

«Урок - вершина мастерства»

Номинация: «Современный урок – урок осознанного

                                        выбора»

Тема:      «Москва – столица русского государства»

Предмет:                  Родная история

                                          4 класс

                                                                  Выполнила:  

                                                      Зубова Татьяна Владимировна,

                                                      учитель начальных классов.

                                                      Квалификационная категория: первая

                                                                       

Навашино

2010

Тема урока:  « Москва – столица русского государства»

Цели урока:

Образовательные:

- дать представление о роли Москвы в русском национальном самосознании;

- познакомить детей со структурой русского средневекового города: посадом и

   кремлём; с историей Московского Кремля.

Развивающая:

-  продолжить формирование умений работать с картой, устанавливать последовательность и длительность событий.

Воспитывающая:

- формировать чувство любви и уважения к Москве как одной из национальных святынь для каждого россиянина.

Оборудование:

карта «Образование и расширение Российского государства в XIV–XVI веках»; репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Иване Калите», «Кремль Дмитрия Донского», «Московский Кремль при Иване III»; виды современной Москвы; карточки для проверки домашнего задания на каждого ученика;

компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация в формате Power Point.

Основные понятия и имена: Москва – столица России, город, посад, кремль, Москва белокаменная, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, городские пожары.

План изучения нового материала

I.      Роль Москвы как столицы государства и её значение для национального

         самосознания.

II.     Кремль и посад.

III.   История московских кремлей.

IV.   Кремль Ивана III.

V.    Московские пожары.

Ход урока

I.   Организационный момент. Сообщение целей урока. Настрой на работу.

II.  Проверка домашнего задания.

Учитель:  Коротко проверим домашнее задание.

1). Продолжите предложение:   «Основными плательщиками государственных налогов были…:

(Крестьяне, ремесленники и купцы)

2).  Самостоятельная работа учащихся с карточками с последующей демонстрацией правильных ответов на слайде.

 Учитель. Соедините стрелками понятия и определения:

 Крестьяне                          Крестьяне, которые не имели права покинуть своего

                                           помещика и уйти из принадлежащей ему деревни.

Крепостные                       Люди, жившие в деревнях и занимавшиеся сельским

                                            хозяйством: земледелием и скотоводством.

Ремесленник                      Человек, который занимался изготовлением каких-

                                            либо предметов, предназначавшихся для продажи.  

Купцы                                Скупают товар подешевле, а продают подороже.  

Вывод слайда с ответами. Проверка правильности выполнения задания.

Учитель: Все эти люди платили налоги в государственную казну.

                  А как вы думаете, для чего государству требовалось так много

                  средств?

(Для развития Московского государства, для строительства городов, для создания сильного войска)

III. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

Учитель: Прочитайте строки великого поэта А. С. Пушкина:

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось…

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (выслушать ответы)

Сегодня мы будем говорить о Москве, именно о том, как образовался этот город, как он рос, набирал силу и что представлял собой к началу XVI века.

Почему А. С. Пушкин так высоко оценил значение Москвы для россиян?

Вспомните, кто и когда основал Москву?

(Князь Юрий Владимирович Долгорукий в 1147 году)

IV.   Объяснение нового материала

1. Кремль и посад.

Учитель:  Сначала нам необходимо посмотреть, как был устроен любой древнерусский город.

(Чтение учебного пособия – страница 86 – с последующими ответами на вопросы)

- От какого слова произошло слово город?  («изгородь», «ограда»).

- Для чего город обносился стеной? (для защиты горожан).

- Из каких двух частей состоял древнерусский город? (посад, кремль).

- Что такое посад? (поселение горожан за пределами городской крепости)

- Что такое кремль? (крепость в центре города)

2.  История Московского кремля.

(Рассказ учителя с показом репродукций картин А. М. Васнецова)

Учитель:  Первая Московская крепость была построена основателем Москвы Юрием Долгоруким в 1156 году. После нашествия Батыя в 1238 году Москва сожжена дотла. Трудно шло восстановление города. Особенно интенсивно, быстро строилась Москва при Иване Калите. При нём кремль был построен из огромных дубовых брёвен.

- Кто такой Иван Калита? Почему у него было такое прозвище?

(ответы детей).

- Как вы думаете, что давало князю Ивану возможность возродить Москву и построить мощную крепость? (Был богат и большие средства направлял на строительство).

Учитель: Кроме кремля Калита велел поставить несколько белокаменных храмов.   Кремль   был   построен   чрезвычайно   быстро:   всего  за   несколько

месяцев – зиму 1339 – 40 года.

- Сколько лет простоял деревянный кремль Ивана Калиты, если его внук Дмитрий Донской в 1367 году начал строительство нового кремля.

1367 - 1340=27 (лет)

Учитель: Дмитрий Донской приказал строить кремлёвские стены из белого камня, который добывали неподалёку от Москвы. Белокаменный кремль был очень красив. Глядя на него, люди чувствовали силу и мощь Москвы. С этих пор Москву стали называть белокаменной.

Но время неумолимо. Не щадит оно ни людей, ни камень.

- Сколько лет простоял белокаменный кремль Дмитрия Донского, если он был построен в 1367 году, а в 1484 году при Иване III началось строительство нового кремля из красного кирпича?

1484-1367=117 (лет)

3. Физкультминутка.

4. Кремль Ивана III. 

(Рассказ на основе материала учебного пособия)

Учитель: Итак, решили делать кремль из красного кирпича, так как он прочнее и долговечнее белого. Для строительства пригласили самых лучших и известных итальянских инженеров. Русские мастера вместе с итальянцами начали строить сначала башни. Всего их было построено 18. Затем их соединили стеной. Высота стен от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа местности. Башни выдвинуты впереди стен, чтобы с них можно было вести обстрел не только впереди лежащей местности, но и вдоль стен. Толщина стен составляла 4,5 метра. Такую стену не пробьёшь ни бревном, ни пушечным ядром. Создавая кремль, строители заботились не только об обороне, но и о том, чтобы крепость украшала город. Особое изящество стенам придают зубцы. Это и декоративное и защитное сооружение. Каждый зубец имеет в высоту от 2 до 2,5 метров, их толщина – 65-70 см. Они защищали обороняющихся от вражеских стрел, пуль и ядер. Всего на кремлёвских стенах 1054 зубца.

Для большей неприступности кремль был окружён водой. С двух сторон – реками Москвой и Неглинной, а с третьей – широким рвом, который соединял эти обе реки. Теперь на его месте – Красная площадь.

В центре кремля построили высокую сигнальную башню, которую назвали Иван Великий. На её вершине находилась дозорная площадка. В любое время года и суток караульщики смотрели, не показался ли за рекой неприятель. Как только появлялась опасность, начинали бить в колокола. Через несколько минут над городом поднимался тревожный колокольный звон всех церквей – набат.

Горожане прятали добро в укромные места и бежали в кремль под защиту неприступных стен. Стража разводила подъёмные мосты над реками и рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота.

Войско выходило навстречу врагу, чтобы не допустить его в город.

- Определите, сколько лет стоит кремль Ивана III, если его строительство завершилось в 1494 году?  

                                    2010-1494=516  (лет)

5. Работа с тетрадью

(Выполнение задания №4 , страница 43)

Задание

Московский и Нижегородский кремли строились приблизительно в одно и то же время. Подсчитай и запиши:

а) Какой кремль имеет более длинные стены  и на сколько, если длина стен Московского Кремля 2235 метров, а Нижегородского – 2000 метров?

б) какова протяжённость стен в километрах?

а)________________________кремль имеет стены на _______________ метров длиннее, чем ___________________ кремль.

б) Длина стен Московского Кремля ___________, а Нижегородского ________.

Сравнение Нижегородского и Московского кремлей

6.  Московские пожары.   (Работа с учебником)

Чтение вслух соответствующего раздела - § 20 , страница 89 – с последующими ответами на вопросы:

- В чём причина частых пожаров в Москве XV-XVII веков?

- Как вы понимаете поговорку: «От грошовой свечки Москва сгорела»?

- Почему удавалось быстро восстановить уничтоженные пожарами дома?

V.  Закрепление нового материала. Составление синквейна.

Выполнение задания совместно с учителем:

                     Москва

2 глагола – растёт, развивается.

3 прилагательных – красивая, любимая, большая.

Фраза: Москва – столица нашей Родины.

Синоним: святыня.

Самостоятельная работа учащихся:

                    Кремль

2 глагола – стоит, защищает.

3 прилагательных – белокаменный, московский, красный.

Фраза: Кремль – гордость нашей столицы.

Синоним: крепость.

- К каким сооружениям в Москве могли относится такие слова: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»?

VI. Показ слайдов с видами современной Москвы и Московского Кремля с музыкальным сопровождением.

  (Слайды № 20 - №38)  

Учитель:  Ребята! Кто из вас бывал в Москве?

Какие чувства вас охватили после посещения столицы?

Почему же Москву называют сердцем нашей Родины, святыней для каждого русского человека?

(Ответы детей)

Учитель говорит о своём отношении к Москве.

VII. Домашнее задание: §20. Задание в тетради.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

VIII. Итоги урока.

Ответы на вопросы учителя:

- О чём вы сегодня узнали?

- Что нового для себя открыли?

Понравился ли вам урок? Выразите своё настроение выбором соответствующего значка-солнышка.

Спасибо за урок!

                                           

Анализ урока

  Тема урока: «Москва- столица русского государства».

  Цели урока: дать представление о роли Москвы в русском национальном самосознании;

- познакомить детей со структурой русского средневекового города: посадом и кремлём; с историей Московского Кремля.

  Тип урока: комбинированный с традиционной структурой: проверка и оценка знаний, постановка проблемы, изучение нового материала, его закрепление с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

  Положительные результаты урока обеспечили чередование видов учебной деятельности, которую выполняет ребёнок: участие в беседе, чтение и анализ учебного пособия, самостоятельная работа с последующей проверкой, работа в тетради, выполнение творческой работы. Использовались разнообразные источники знаний: слово учителя, текст учебника, картины, слайды.

  На уроке вводятся новые понятия: посад, Кремль. Эти понятия не даются в готовом виде, а добываются детьми самостоятельно из учебной статьи, что также способствует развитию умения работать с книгой, с источником знаний.

  Развитие мыслительных операций (выделение наиболее существенных признаков, воображение, сравнение)  происходит при формировании исторических терминов, которые ученики должны усвоить. Новые термины появляются трижды: в тексте параграфа, в определении на полях страницы, на слайде. Это способствует более глубокому и осмысленному запоминанию. Формированию такой мыслительной операции как воображение способствует картинный ряд, следующий в хронологической последовательности. Это позволяет учащимся представить себе хронологическую цепочку событий.

  В ходе урока используется электронная презентация. Используя возможности ИКТ, можно:

- заменить этапы проверки домашнего задания и объяснения нового материала активными формами познания;

- повысить уровень познавательных мотивов и активность класса;

-обеспечить при использовании презентации строго определенный хронометраж и доступность визуальной информации с любого рабочего места в классе.

  При использовании компьютерной презентации на уроке очень высок уровень мотивации детей и их внимание. Это достигается тем, что существенно повышается уровень наглядности изучаемого материала за счёт демонстрации схем, иллюстраций, рисунков. При таком подходе ученик весь урок следит за происходящим, он находится в ситуации, когда ему необходимо запоминать существенное.

  На уроке прослеживаются межпредметные связи (с математикой), где у детей формируется умение определять длительность исторических событий.

  Урок направлен на формирование мировоззрения учащихся, чувства гордости, любви и уважения к Москве как к одной из национальных святынь для каждого россиянина; формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к Родине. Этому способствует  рассказ учителя об истории Московского Кремля, а также - зрительный ряд видов современной Москвы с музыкальным сопровождением.

  Физкультминутка проводится в середине урока для снятия статического напряжения, для снятия нагрузки на глаза.

  Оборудование и наглядность подобраны удачно. Время старалась распределить рационально.

  Доброжелательная обстановка на уроке, сотрудничество учителя и учеников способствовали активизации умственной деятельности.

  Урок носит развивающий характер:

- во-первых, в ходе урока у детей формируются мыслительные операции;

- во-вторых, знания не даются в готовом виде, ученики сами приходят к выводам;

- в-третьих, используется частично-поисковый метод;

- в-четвёртых, применены новые технологии;

- в-пятых, характер взаимоотношений между учителем и учениками – сотрудничество.

 

К Р Е М Л Ь –

крепость в центре города

П О С А Д –

поселение горожан за пределами городской крепости

Древнерусский город


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва - столица русского государства Автор: учитель начальных классов Зубова Т. В.

Слайд 2

1. Познакомиться со структурой русского средневекового города: посадом и кремлем, с историей Московского Кремля. 2. Получить представление о роли Москвы в русском национальном самосознании. Цели :

Слайд 3

Продолжите предложение: Основными плательщиками государственных налогов были… крестьяне купцы ремесленники

Слайд 4

Соедините стрелками понятия и определения Крестьяне Крепостные Ремесленники Купцы Крестьяне, которые не имели права покинуть своего помещика и уйти из принадлежащей ему деревни. Люди, жившие в деревнях и занимавшиеся сельским хозяйством: земледелием и скотоводством. Скупает товар подешевле, а продает подороже. Человек, который занимался изготовлением каких-либо предметов, предназначавшихся для продажи.

Слайд 5

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось... А. С. Пушкин

Слайд 6

Основатель Москвы - князь Юрий Долгорукий 1147 год

Слайд 7

От какого слова произошло слово город? Для чего город обносился стеной? Из каких двух частей состоял древнерусский город? «изгородь», «ограда» для защиты горожан посад, кремль

Слайд 8

Древнерусский город Посад Кремль это поселение горожан за пределами городской крепости это крепость в центре города

Слайд 9

Основание Москвы Юрием Долгоруким С картины А. М. Васнецова

Слайд 10

Московский Кремль при Иване Калите А. М. Васнецов

Слайд 11

1367 1340 - = 27 Сколько лет простоял деревянный Кремль Ивана Калиты, если его внук Дмитрий Донской в 1367 году начал строительство нового Кремля?

Слайд 12

Белокаменный Московский Кремль при Дмитрии Донском С картины А. М. Васнецова

Слайд 13

1484 - 1367 = 117 Сколько лет простоял белокаменный Кремль Дмитрия Донского, если он был построен в 1367 году, а в 1484 году при Иване III началось строительство нового Кремля из красного кирпича?

Слайд 14

Московский Кремль при Иване III С картины А. М. Васнецова

Слайд 15

2010 - 1494 = 516 Сколько лет стоит Кремль Ивана III , если его строительство завершилось в 1494 году?

Слайд 16

Нижегородский Кремль Московский Кремль

Слайд 17

Московские пожары В чем причины частых пожаров в Москве XV – XVII веков? Как Вы понимаете поговорку: «От грошовой свечки Москва сгорела?» Почему удавалось быстро восстановить уничтоженные пожаром дома?

Слайд 18

Москва Красивая, любимая Святыня Растет, развивается, строится Москва – сердце России Синквейн

Слайд 19

"Кто в Москве не бывал, красоты не видал"

Слайд 20

Памятник Юрию Долгорукому

Слайд 21

Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы!...

Слайд 22

Москва-река

Слайд 23

Красная площадь

Слайд 24

Резиденция Правительства России

Слайд 25

Кремлёвские куранты на Спасской башне – главные часы России

Слайд 26

Храм Василия Блаженного

Слайд 27

Большой театр

Слайд 28

Останкинская башня

Слайд 29

Храм Христа Спасителя

Слайд 30

Благовещенский собор

Слайд 31

Башни Кремля

Слайд 32

Храмы, соборы в Кремле

Слайд 33

Большой Кремлёвский дворец

Слайд 34

Университет им. Ломоносова

Слайд 35

Театр Советской Армии

Слайд 36

Строительство делового центра Москва - сити

Слайд 37

А мы идём, шагаем по Москве…

Слайд 38

Я и Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Конкурсный урок по кубановедению для 2 класса . Номинация "История края" . Тема "Краснодар - столица Кубани" .

Урок по кубановедению для 2 класса. Тема урока "Краснодар - столица Кубани". Тип урока – комбинированныйВид урока – урок – путешествиеЦель: познакомить детей с историей развития города Краснодара...

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Урок по окружающему миру "Москва - столица России" 1 класс

Урок по окружающему миру в 1-м классе был дан на городском семинаре учителей начальных классов. Составлен в виде технологической карты. Буду рада, если представленный материал вам пригодится....

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс...

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе "Страны мира и их столицы"

Презентация к разделу "Путешествие по городам и странам" на уроках окружающего мира в 3 классе. Цель: создать условия для запоминания названий стран и городов; способствовать развитию у...

Урок французского языка в 4 классе по теме «Париж - столица Франции», УМК А.С.Кулигина «Твой друг французский язык»

Презентация к уроку французского языка "Париж - столица Франции" помогает учащимся подготовить монологическое высказывание по теме урока...