Край ты мой заброшенный
методическая разработка по истории (2 класс)
Представлено описание программмы "Моя семья, село, деревня", являющейся составной частью дестилетней программы "Отечествоведение", разработанной В.С.Мартышиным по методике Пестолоцци и преподаваемой на протяжении 27 лет в Ивановской СОШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_ty_moy.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Край ты мой…
Еще весной, когда учебный год подходил к своему завершению, я начал задумываться: а чем же я буду «потчевать» своих ребятишек следующей осенью, ведь не будешь же и на следующий год рассказывать им об одном и том же. Речь идет, естественно, не об основном содержании предметов истории и литературы, программы которых, можно сказать, незыблемы и с которыми все ясно, а о так понравившихся школьникам моих нововведениях. Логика требовала расширения изучаемых нами границ Ивановской волости, то есть мы вполне могли «посмотреть» с ребятишками - а что же делалось за рекой, за лесом, чем жил Борисоглебский монастырь, находящийся от нас в пятнадцати минутах езды, Троице-Борский монастырь, также находящийся в Борисоглебском. Оказалось, что большинство ребят не бывали в соседних населенных пунктах и уж тем более ничего не слышали о древних обитателях. А ведь это целый пласт истории, культуры, экономики... Так, например, из села Яковцева вышли в люди купцы Елисеевы, в селе Сабурово, по преданиям, жил когда-то былинный герой Алеша Попович, а в Протасьеве родился знаменитый келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын, описавший в своем известнейшем произведении осаду этого монастыря самозванцами в 1609 году… А село Вощажниково, по моему мнению, требовало вообще особого статуса во внимании к своей персоне. Принадлежало оно роду Шереметевых. Одних храмов в нем только три. Один из них расписывал художник Аргунов, и до сих пор в нем сохранились эти бесценные фрески. Здесь когда-то был театр и именно здесь прозвучали первые этюды Параши Жемчуговой, которую граф Шереметев встретил у соседнего села Уславцево, а затем на месте встречи построил часовню. В Вощажникове в начале XX века было самое крупное из сельских в России трезвенническое общество...
Так зарождались мысли о следующих этапах изучения края, и я начал сбор и разработку материалов. методик для занятий по изучению соседних волостей и территорий.
Но прежде чем преодолевать новую ступеньку в развитии нового курса по изучению родного края, необходимо было сформулировать и привести в порядок то, что накопилось у меня по уже пройденному материалу, то есть, по окружающим деревням. Сегодня можно подойти к стенду «Отечествоведение» и посмотреть на составляющие этого предмета.
Первую ступеньку курса я назвал «Моя семья, село, деревня». Рассчитывал я программу на 34 часа и включил в нее следующие разделы: «Моя семья и Ивановская школа», «Село Ивановское - центр волости», «От околицы села до горизонта», «Тайны, покрытые мраком времени», «XX столетие - век интенсивного развития и угасания».
Первый раздел включал в себя тему малой родины и даже разбор стихотворения Ивана Сурикова «Вот моя деревня» и тему «Моя семъя», где предлагалось с детьми коснуться истории каждой семьи. Дети должны будут, предлагала программа, поговорить с людьми старшего поколения, составить рассказ по самой старой семейной фотографии или другой семейной реликвии, составить хотя бы на четыре-пять поколений родословное дерево. И еще одна тема входила в первый раздел: «Ивановская школа и моя семья». Кроме связи той или иной семьи со школой ребятам предлагался материал, связанный с историей школы.
Второй раздел, по моему разумению, нужно бы открывать экскурсией по Ивановскому, изучить его географическое положение, реку Кутьму, родники, а далее на протяжении семи часов вести разговор об хозяйственной деятельности села раньше и теперь, об Ивановском-на-Лехте картофелетерочном и молочном заводах, о фермах и яблоневых садах. Кроме беседы о библиотеке и медпункте включил я в программу и тему развития ремесел в селе. Отдельно включал я в программу такие домашние производства, как валяние валенок, вышивание, резьба по дереву, плотницкое искусство, а так же темы устного народного творчества, речь жителей. Предполагались и встречи со старейшими жителями села.
А вот перечень тем и вопросов, которые я включил в раздел «От околицы села до горизонта»: Близлежащие деревни. Меряне и мерянские названия. Рассказ об Акуловом городище. Древнейшие деревни и села волости. Деревня Лянино. Крапивное воскресенье в Лянино. Какой дорогой ездил Святогор. Село Давыдово - родина Святогора. Далее разговор переключался на географию, топонимику. Целых два урока отводилось на деревню Вертлово: княжеские терема в Вертлово. Князь Весель - подвижник князя Игоря. Участие Веселя в походе против половцев в 1185 году. Древние славянские имена - Весель, Улита, Мстислав. Что княгиня Улита делала в Вертлове. Рисуем княжеские терема. Быт и нравы наших далеких предков. Противоречивость нравов. Подвиг князя Веселя. Предательство Улитой князя Андрея Боголюбского.
Акцентировалось внимание на периоде монголо-татарского ига: печальная память в названиях деревень Резанка, Чухолза. Наши земляки на Куликовом поле: князья Гвоздев, Пужбольский, Щепин, Шамин.
Раздел «Тайны, покрытые мраком времени» посвящался периоду польско-литовской Смуты. Началось, по сути дела, все с убиения царевича Димитрия в Угличе. И вот на одном из первых уроков, посвященных этому периоду времени, ребятам предлагалось поразмышлять на тему «Понравились ли наши места царевичу Димитрию». Ведь можно предполагать, что в Углич из Москвы его везли именно этой дорогой. И это повод коснуться этих далеких событий не абстрактно, а хотя бы чуточку конкретизировать их привязкой к местам, где проживают наши школьники. Здесь же есть повод поговорить вообще о дороге Ростов Великий - Углич как величайшей связующей нити древности. Литовско-польское нашествие оставило глубокий след в топонимике края, в легендах, преданиях. В одном из сел сохранилось название «Грунин овраг» и легенда о Груне, девушке, скрывавшейся от панов в овраге. Тема «Тайны исчезнувших деревень» посвящены Баранову и Калинину, где были станы литовцев и поляков. А тема «Это место народ считает святым» посвящена селу Кондаково - родине преподобного Иринарха. На следующих двух уроках учителю предлагается вместе с детьми отправиться на экскурсию на источник Иринарха в Кондаково и там изучить тему «Житие преподобного Иринарха».
Отдельно отводится время на экскурсию, посвященную теме храмостроения и русской архитектуры начала XIX века, в села Давыдово и Егорьевское. А во время посещения села Павлово познакомиться с храмовой росписью, искусством иконописи. Особняком стоит разговор о деревне Прокофьево, находящейся в двух верстах от Ивановского, ведь именно здесь родился епископ ростовский Прохор (святитель Трифон), основавший в 1314 году Толгский монастырь.
В разделе «XX столетие - век интенсивного развития и трагичного падения» представлена, прежде всего, тема колхозного строительства. Здесь идет речь о создании колхозов на территории Ивановской волости. Колхозы "Ударник" и "Вперед" - лучшие хозяйства области. Здесь непременно говорится и о трудах передовиков, орденоносцев. Тема «Народная война» посвящена нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны в том числе и Героям Советского Союза.
Вот такой серьезный материал был мною включен в полотно уже сложившегося расписания. Однако о самостоятельном предмете говорить было преждевременно, и лишь в следующем году я намечал содержание этого курса включать в состав предмета истории 6-х классов, которым я пока еще его не давал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...