"Мосты повисли над водами"
план-конспект занятия по истории (3 класс)

Конспект внеурочного занятия по теме "Мосты повисли над водами" для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosty_povisli_nad_vodami.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: «Мосты повисли над водами»

Цель: Дать начальные знания о мостах города

Задачи:

  1. Показать значение петербургских мостов в жизни города:

- их необходимость и польза;

- их создание – результат творчества, труда разных горожан, развития инженерной мысли;

- их красота.

       2. Вызвать интерес к обычным городским объектам, показав их значение.

       3. Способствовать развитию у детей умений мыслительной деятельности (постановка познавательных заданий, вопросы на сравнение), умение отвечать по заданному плану.

       4. Формировать интерес к истории города.

       5. Развивать умение ориентироваться в островах, мостах города

Содержание урока.

     Тему урока мне хотелось бы, чтобы Вы сформулировали сами. Давайте вспомним про особенности города, про которые мы говорили на прошлых занятиях, в этом Вам поможет карта города. Где строился город?  – Дети должны сформулировать основные отличительные особенности города – город рек и каналов и город островов.

Что необходимо в городе островов? Без чего нельзя обойтись?

     Представьте наш город без мостов. Может быть они и не нужны? Может быть без них могли бы обойтись люди? На доске появляется надпись НЕОБХОДИМОСТЬ.

Только в центре города мостов больше 300 мостов. Мосты – петербургское чудо. Они придают городу неповторимую прелесть.  Для чего нужны мосты?

Ведь по ним, не смолкая,

То вперед, то назад

Лихо мчатся трамваи

И машины спешат.

И идут пешеходы,

Не замедлив шагов,

И скользят пароходы

Под пролеты мостов. (Н. Полякова)

Мосты труженики и помощники города.

     Как вы думаете, легко ли построить мост, что нужно для этого знать, что сделать?

     Строительство моста – это большой труд.

Для того, чтобы построить мост нужно знать:

-глубину реки,

- состояние дна, берегов,

- скорость течения,

- умение сделать точные математические расчеты,

- выбрать материалы,

- разработать чертежи.

    Кто принимает участие в строительстве мостов?

- архитекторы, инженеры, строители.

Чтобы получить металлические балки, железобетон, нужны литейщики, рабочие завода.

Мост покрывают асфальтом – это делают дорожные рабочие.

А еще мост должен быть красивым, должен вписываться в окружающую местность.

     От чего зависит качество моста? От мастерства строящих его людей.

На доске появляется  слово МАСТЕРСТВО.

Если хоть одно звено в этой цепочке будет слабым, то мост не получится прочным и надежным.

     А знаете, что наш город называют «музеем мостов»? Как вы думаете, сколько мостов в Петербурге? Более 600. Санкт-Петербург своеобразная энциклопедия мостов, в которой рассказывается история русского мостостроения на протяжении 3 столетий. Именно в Санкт-Петербурге создавались все виды мостов. У большинства мостов своя судьба, своя история, свое лицо. Давайте познакомимся с некоторыми из них. ВИДЕОФИЛЬМ.

Мостов много, они очень разные.

     Как вы думаете, где мог появится самый первый мост? Какое первое важное сооружение строилось в нашем городе?  (ответы детей)

Для строительства Петропавловской крепости необходимо было переправлять на остров большое количество материалов, рабочих и т.д., соответственно, мост был насущной необходимостью. Это старейший мост, ровесник Санкт-Петербурга. История строительства Иоанновского моста связана с историей Петропавловской крепости. В 1703 году наплавной деревянный мост соединил крепость на Заячьем острове со строениями на Березовом (ныне Петроградском) острове. СЛАЙД.  В 1706 году наплавной мост был заменен постоянным деревянным на свайных опорах с подъемной частью посередине. Мост получил название Петровского. В 1887 году был переименован в Иоанновский.

Вспомните, что Петр I хотел превратить Санкт-Петербург в северную Венецию и запрещал строить мосты  через Неву. Поэтому первый мост через Неву появляется уже после его смерти в 1727 г.  Об этом существует интересная легенда. Дело было ранней весной. Соизволила императрица Екатерина I посмотреть новый дворец Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острова. На переправе государыне подали лодку. Дама попыталась аккуратно в неё сесть, но лодка накренилась, вследствие чего весь подол царственного нарядного платья был залит водой. Императрица сделала ещё одну попытку попасть в лодку, однако и она не увенчалась успехом. Екатерину сильно хлестнуло волной, а платье полностью промокло. А переправиться на другой берег было крайне необходимо. Ведь её ожидал сам князь Меншиков. И тогда, как гласит предание, императрица повелела собрать все лодки, которые были в наличии на переправе, и выставить их борт к борту от одного берега до другого.

    Так и было сделано, а далее приближённые настлали доски на лодки, создав тем самым что-то похожее на переправу. Так, императрица Екатерина I наконец-таки попала на Васильевский остров. Такое решение всем пришлось по вкусу. И, вот, таким образом, если верить легенде, дошедшей до наших дней, появились знаменитые наплавные мосты в Санкт-Петербурге.

     В дальнейшем так и устраивали наплавные мосты. В качестве опор использовались "плашкоуты" — небольшие плоские лодки, на которые крепили сам мост.

     Про все мосты Санкт-Петербурга невозможно рассказать на одном занятии. Поэтому предлагаю Вам рассмотреть мосты, которые мне очень нравятся.

     Про мост можно рассказывать как о человеке. Предлагаю использовать подобный план:

  1. Имя?
  2. Где живет?
  3. Сколько лет?
  4. Кто его создал?
  5. Какой он?

     Есть мост, который мне нравится, и про который мне хотелось бы вам обязательно рассказать. Итак: Это мост Ломоносова СЛАЙД. Находится он около площади Ломоносова, на которой расположен памятник великому русскому ученому М.В. Ломоносову. Для того, чтобы Вы догадались, через какую реку он переброшен, я прочту вам стихотворение:

Проток убегал от Невы, возвращался,

Поэтому ериком он назывался

(ериком речку такую зовут,

Чью воды обратно к истокам текут).

Был ерик в ту пору еще безымянным,

Но вот рядом с ним сад разбили фонтанный,

И ерик фонтаны водой напоил.

Народ удивлялся, смеялся шутил!

И ерик впервые услышал: «Фонтан»,

Потом восклицанья «Зело» и «Шарман»!

«Фонтан – это славно!» - подумал проток,

И радуясь чуду он дальше потек…

А после проснувшись, узнал спозаранку,

Что стал называться отныне ………………. (Фонтанкой!)

     Давайте найдем на карте Фонтанку, где берет начало, куда впадает? (Работа с картой)

Мост был построен в 1787 году. Сколько же лет этому мосту? (235 лет). Этот мост на протяжении своих лет выдерживает огромную нагрузку. По нему идут пешеходы, движется нескончаемый поток транспорта.

     Этот мост еще называют мостом со слониками. Как вы думаете почему? Давайте внимательно рассмотрим изображение моста. Что является  его украшением?

     Если посмотреть со стороны, то башенки напоминают слоников с хоботами-цепями. Эти башни не только украшение, раньше они были необходимы. Средний пролет был подъемным, а в этих самых башенках находился подъемные механизмы, с помощью которых натягивались цепи, за счет чего поднимались и разводились крылья центрального пролета. Как вы думаете для чего разводили мост? – ответы детей - чтобы моги пройти суда.

    А еще зачем? – когда мост строился, Фонтанка была границей города, у моста стоял караул, и поднятый на ночь пролет моста преграждал вход в город. С тех пор город вырос, и мост оказался в центре города.

Из какого же материала сделан мост? (ответы) Мост каменный, его своды облицованы гранитом, башенки в виде беседок так же вырублены из серого гранита. Украшают мост фонари с оригинальными морскими коньками. Автор фонарей -  Иван Александрович Фомин.

     Как вы считаете, только ли необходимостью является данный мост? Украшает ли он окружающую среду? Конечно! На доске появляется надпись УКРАШЕНИЕ. Нравится ли Вам данный мост. Какие эпитеты мы можем подобрать для его описания?

О чем я забыла рассказать? Об авторе. Ученые долго спорили об авторстве нескольких башенных мостов, но в итоге пришли к выводу, что автором был французский инженер Перроне. Давайте обозначим местоположение моста на контурно карте.

     Расскажу Вам еще об одном мосте.. А вы следите, не забуду ли я ответить на какой-нибудь вопрос из плана.

Подумайте, где он находится.

Текла в Петербурге Кривуша-река

Была поначалу крива и мелка;

Прорыли поглубже, спрямили – и стала

Кривуша красивым и строгим каналом.

Екатерининский–Мойкиприток.
В камень оделся, и чист, и глубок…

То прямо течет, то вдруг стройность наруша,

Он резво свернет, ведь в душе он Кривуша!

     Что же это за канал, давайте найдем его на карте. Вот он течет прямо, и вдруг появляются резкие повороты. Недаром поэт сказал, что в душе он – речка Кривуша. Витиевато извивается канал Грибоедова – такое имя в итоге получил этот канал, которое носит до сих пор. А как он назывался, до того, как стал каналом Грибоедова, ответить на этот вопрос сможет тот, кто внимательно слушал стихотворение. – Екатерининский в честь императрицы Екатерины II.

     Мост, про который я буду рассказывать, перекинут через канал Грибоедова в очень живописном месте недалеко от Невского пр. Мост находится напротив здания, которое раньше являлось банком, в наши дни в нем находится финансово-экономический институт. Быть может вы догадались о каком мосте я буду рассказывать?
СЛАЙД. Правильно, это
Банковский мост - маленький, пешеходный, но очень интересный по своему конструкторскому решению. Он цепной. Давайте внимательно его рассмотрим. Что привлекает внимание? (скульптуры)

- Может быть, кто-то знает, как называются эти мифические существа? Это грифоны – крылатые львы.

-А как вы думаете, для чего установлены эти скульптуры?

- Не просто для красоты уселись на мосту грифоны. Эти самые грифоны служат опорами, т.е. сами грифоны полые (пустые), а внутри них расположены металлические каркасы, которые и служат опорой моста. Так что можно сказать, что грифоны действительно держат мост. Посмотрите, как мастерски выполнены скульптуры, как напряжены мышцы этих крылатых львов, с какой силой упираются на пьедестал лапы в Банковский мост.

В легендах разных стран грифоны – это верные и надежные стражи кладов и золота, именно поэтому грифонов посадили на этом мосту, чтобы они охраняли золотой запас, хранящийся в банке.

     Проект моста разработал инженер Треттер, автором грифонов стал академик Соколов.

    Что еще украшает мост? (ответы)  - Решетка. Опишите ее, на что похожи секции? – рисунок ажурный, полукруглые секции – как  раскрытые сказочные веера.

    Что еще привлекает внимание? – Фонари, расположенные над головами грифонов на изогнутых дугах.

     О чем я забыла сказать?  - О возрасте моста. Давайте посчитаем сколько ему лет. Он был построен в 1826  году. Сколько ему лет?

     Со временем мост ветшал, в конце 19 века, была утрачена решетка и заменена на перила. Мост реставрировали 45 лет, мастера старались вернуть мосту его изначальный облик. И решетка, которую мы видим сегодня на 125 лет моложе моста. Она была восстановлена 1952 г. по уцелевшим чертежам, тогда же были восстановлены и фонари.

- Как вы думаете, много ли людей трудились для того, чтобы мы могли пользоваться этим мостом и любоваться им? Назовите профессии этих людей.

- Являются ли мосты памятниками? О чем они хранят память? – О мастерстве людей, сделавших их. Значит – это памятник труду людей. На доске надпись  ПАМЯТНИК.

- Являются ли мосты исторической достопримечательностями?  - Конечно. И сам мост имеет историю, и строительство мостов – это большая страница в истории города. На доске надпись ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ.

- Являются ли мосты памятником красоте? Конечно!

    Так как же мы назовем сегодняшний урок? У А.С. Пушкина есть такая строчка: «Мосты повисли над водами…». Мне кажется, что в этой строчке отображено все то, о чем мы сегодня с вами говорили.

    Домашнее задание: Прочитать учебник «Чудесный город», стр. 42.

По желанию: совершить прогулку с родителями к мостам, про которые сегодня шла речь и рассказать про эти мосты родителям.

Узнать о любимом мосте родителей и уметь рассказать про него.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

внеклассное занятие"Мосты повисли над водами"

для внеурочных занятий и занятий в ГПД...

Учебный проект «Что за коромысло над рекой повисло?»

Мир вокруг нас удивителен. Сколько интересного, необычного, таинственного приготовил нам этот удивительный мир! Он полон чудес и загадок. Чудеса - вокруг нас, просто мы их не замечаем. Нам только нужн...

Мосты повисли над Невою

Данная разработка заочной экскурсии предназначена для учащихся коррекционной школы и начальных классов.Может быть полезна учителям при изучении истории Санкт-Петербурга, а так же можно использовать во...

Классный час "Мосты повисли над Невой".

Мосты Санкт- Петербурга 14 слайдов...

Конспект урока технологии Тема: «Мосты. Водный транспорт. Изготовление моста из различных материалов.» 3 класс

Цель деятельности учителя: знакомство с видами мостов, изготовление моста из бумаги, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания моста.Планируемые результаты...