Технологическая карта урока музыки по теме: "Композиторы-мультипликаторы"
план-конспект урока по истории (4 класс)

Давлетбаева Лилия Хамисовна

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока "Композиторы-мультипликаторы" в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki.docx39.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Давлетбаева Лилия Хамисовна

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка

Класс: 4

Тема урока:Композиторы – мультипликаторы.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний

Цель: Способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства и кинематографа через знакомство с композиторами-мультипликаторами и их творчеством.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять используя разнообразные виды деятельности: творческое мышление, внимание, память;

Предметные: Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи, обучать самостоятельно проводить исследования, на основе применения методов наблюдения.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру;

Оборудование:  компьютер, проектор, ноутбук, доска, видеоклипы музыкальных произведений.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята.  Здравствуйте». Все ли готовы к уроку?

Приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Мотивационный этап

-Сегодня наш урок будет необычным. Наш урок я хочу начать с веселого приветствия. Давайте, дружно встали друг напротив друга. И повторяем.

- Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнера)

- Где ты был? (осторожно треплют ухо)

- Я скучал! (складывают руки на груди)

- Ты пришел! (разводят руками в стороны)

- Хорошо! (обнимаются)

Молодцы! Все занимаем свои места. Успокоились. Руки вместе, ноги вместе, спина прямая, локти у края.

Мы начинаем наш урок!

Эмоциональный настрой к уроку. Дети повторяют слова, подсматривая с презентации.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Ребята, я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. Я задам вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.

 - Кто может назвать дату рождения кинематографа?

- Назовите самого известного артиста-комика немого кино?

- Какой образ он создал в кино?

 - Ребята, а вы задумывались когда-нибудь над тем как создаются мультфильмы? (Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!)

 _ Ребята, а вы знаете как называют художников, занимающиеся созданием мультипликации? (мультипликаторы)

- Как вы думаете, важна ли музыка в мультипликационных фильмах? (да, конечно)

Кто пишет музыку к мультфильмам? (композиторы – мультипликаторы)

- Ну а сейчас попробуем сформулировать тему урока и определить цели? (ответы детей, озвучивают тему урока).

Тема: Композиторы – мультипликаторы.

Цель: Познакомиться с композиторами - мультипликаторами и их творчеством.

Сегодня мы послушаем музыку, которую любят и  дети, и взрослые – это музыка к мультфильмам. В мультфильмах оживают любимые герои: проказник Карлсон, который живет на крыше, забавный медвежонок Вини-Пух, очаровательная Белоснежка и семь гномов, добрый и немножко грустный Крокодил Гена. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем, как живые - они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса, но это никого не удивляет. Ведь мы привыкли, что в мультипликации все возможно и редко кто задумывается, а как же собственно происходит это необыкновенное чудо? Совершают чудо художники-мультипликаторы – добрые волшебники экрана. Это под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Но оживить персонаж оказывается совсем непросто. Ведь в жизни не существует ни Карлсон, ни Чебурашка, ни Крокодил Гена. Их создает художник из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков и это для одного мгновения!

Ученики внимательно слушают рассказ Мелодии. Отвечают на вопросы.

1. 28 декабря 1895 года 

2.Чарли  Чаплин

3.Образ «маленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе – котелке и с гибкой тросточкой в руках.

Мультипликаторы

Дети озвучивают тему урока. Выявляют цель урока исходя из темы.

4.Реализация

музыкально-

исполнительской деятельности

Восприятие музыки

Восприятие музыки

Восприятие музыки

Слово  «мультипликация»  в переводе с латинского означает «умножение изображений».Мультипликация это вид искусства, в основе которого лежит оживленный кинематографическим способом рисунок. Быстрая смена большого количества статичных  рисунков (в секунду 24 кадра) рождает иллюзию движения изображения. Движение в мультфильме – одно из основных средств выразительности. Отличие от кино в том, что изображения не передают реальность, они просто нарисованы.

Роль музыки в мультипликационном фильме сложна и разнообразна .Она помогает передать красоту природы, создает нужное настроение, раскрывает характер персонажей. Характер и ритм музыки определяет все поведение рисованных фигурок. И как тут не вспомнить композиторов, которые так много сделали в этом жанре: Василий Богатырев, Игорь Цветков и Владимир Шаинский.

Композитор Игорь Цветков

ЦВЕТКОВ ИГОРЬ АРКАДЬЕВИЧ

Родился в 9 мая 1935 году в Харькове. Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (20.12.1988).
Окончил Харьковскую консерваторию (1960).
Работал пианистом-концертмейстером в Ленинграде. Писал музыку к театральным ("Жил-был Зайка" и "Котофей Котофеевич" в Ленинградском Большом театре кукол) и телеспектаклям, кинофильмам и мультфильмам (самая известная из них — "Золушка" на стихи Ильи Резника:"Хоть поверьте, хоть проверьте...")

Фрагмент из мультфильма «Золушка».

Что вы представили, когда смотрели и слушали фрагмент?

Какой характер у этой музыки, темп?

Какие эмоции передаются через музыки в мультфильме?

Композитор Василий Богатырев

Композитор, певец и звукорежиссер. Василий Богатырев родился 31 мая 1966 года в Одессе, Украине. С самого раннего возраста, Василий был зачислен в музыкальную школу, а в 1986 году, окончил Одесскую школу искусств по специализации классическое фортепиано.

В данный момент является композитором м/с "Маша и Медведь" и "Алиса знает, что делать». Идея истории о Маше и Медведе у аниматора Олега Кузовкова зародилась в 1996 году, когда он, отдыхая на пляже в Крыму, увидел озорную девочку, поведением похожую на Машу. Местом действия мультсериала, предположительно, является лес неподалеку от села Чикча (Тюменский районТюменская область), Показ начался с 7 января 2009 года.

Фрагмент из мультфильма «Маша и медведь».

Что вы представляли, когда слушали ее?

Какой характер у этой музыки?

Какие эмоции передаются через музыку в мультфильме?

Владимир Шаинский

Окончил оркестровый факультет Московской  консерватории, работал в оркестре Леонида Утесова, затем учился на композиторском факультете в Баку в классе Кара Караева.  Является одним из крупнейших композиторов песенного жанра. Его песни «Травы, травы», «Не плачь, девчонка», «Когда цвели сады». «Идет солдат по городу» пользуются поистине народной любовью. 

Отдельной строкой в его творчестве проходит детская тема. Он автор детской оперы «Трое против Марабука», а также песен и музыки к популярнейшим мультфильмам, среди которых серия мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену и «Антошка».

Фрагмент из мультфильма «Антошка»

Какой характер у этой музыки? Темп? Соответствует ли музыка характеру героя?

Молодцы, ребята, вы плодотворно и внимательно поработали на уроке. Что объединяет эти мультфильмы? Можно ли представить все эти мультфильмы без музыки?

С какими композиторами – мультипликаторами познакомились? Какие фрагменты смотрели?

Работа с терминами и знакомство с композиторами.

Смотрят фрагмент из мультика.

(нежный, ласковый, (темп медленный и плавный) создаётся ощущение плавного кружения),

Просмотр  фрагмента.

(средний темп, веселый, задорный танец)

(Бойкий, задорный, скачущий) (Быстрый)

Да.

Эти мультфильмы веселые и озорные, музыка дополняет сюжет, ярче раскрывает характер героев.

В.Шаинский, В.Богатырёв, И.Цветков

Музыкально-ритмиче-ские движения.

-Ребята, давайте немножко отдохнеми и вместе с героями мультфильма «Чунга-Чанга» выполнем ритмические движения

Повторяют движения.

Вокально - хоровая работа.

Распевка

Разучивания песни

Прежде чем приступить к разучиванию песни, давайте мы с вами проведём несколько дыхательных упражнений. Не забывайте про осанку: спину и  голову держим ровно, руки свободно лежат на коленях 

«Шарик лопнул» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.

 «Цветочек»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

«Береги огонь». 
Представляем, что у вас в руках свечка, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла.

Распевка “Жук”.
Жук.жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом,
Под берёзовым листом.
Зайчики бежали,
Домик поломали.
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу.

А теперь приступим к разучиванию песни «Неприятность эту мы переживём». Музыку к этой песне написал композитор- Борис Исаакович Савельев Родился он 14 мая 1934 года в Москве. В течение 25 лет писал музыку для знаменитой передачи «Радионяня». Автор музыки ко многим популярным мультфильмам («Раз ковбой, два ковбой», «Робинзон Кузя», сериал про Кота Леопольда, «Дом для леопарда» и другие). Стихи написал Арка́дий Ио́сифович Хайт (25 декабря 1938) — советский и российский писатель-сатирик, драматург и сценарист. Автор сценариев мультипликационных фильмов «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда».

Давайте послушаем и определим характер этой песни. (Весёлая мелодия, песня даёт уверенность, что любая неприятность преодолима).

-Надо сидеть прямо, руки должны быть на коленях.

Показывают.

Повторяют за учителем.

Распевка.

Учат слова за учителем. Выразительное исполнения.

6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнения.

Ребята, я думаю, что и в вашем классе любые неприятности будут быстро преодолены.

Дома попробуйте создать свой мультфильм, или постарайтесь бы привести в движение любимого героя.

Записывают домашнее задание.

7.Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. С какими композиторами и произведениями мы познакомились? (ответы учащихся)

Чем отличаются друг от друга эти мультики? (ответы учащихся)

У каждого из них есть свои отличительные черты, но все они относятся к одному жанру.

После просмотра мультфильмов что вы для себя извлекаете полезного? Чему учат мультфильмы?

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

Спасибо Вам, за активную работу, внимание и доброе отношение! Урок окончен! Всего вам доброго! До свидания!

Отвечают на вопросы учителя. (Василий Богатырев «Маша и медведь», Игорь Цветков «Золушка», Владимир Шаинский «Антошка»)

Сюжетными линиями и персонажами.

В каждом мультфильме есть воспитательные моменты, увидев ошибки персонажей в мультиках мы стараемся не совершать их в жизни.

Прощаются!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...