Исследовательская работа учащихся 4 класса на тему: «Былинные богатыри в седой древности и сегодня»
проект по истории (4 класс) на тему

Максимова Елена Александровна

В работе представлена визитная карточка исследовательской деятельности с подробным описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_issledovaniya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Визитная карточка»

Исследовательской работы

Автор работы

Фамилия, имя, отчество

Максимова Елена Александровна

Город, область

г. Железногорск, Курская область

Номер, название школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Описание работы

Название темы исследования  

«Былинные богатыри в седой древности и сегодня»

Краткое содержание исследования

Исследовательская работа была выполнена учащимися 4 «Г» класса Никулиным Иваном и Дубасовым Кириллом. Данная работа предполагает формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях  –  защитниках земли русской; воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждение  интереса к физическому самосовершенствованию. В ходе исследования  у учащихся формируются ценности многонационального общества, они учатся  осознавать нравственные идеалы через образ русских богатырей. Исследование позволяет рассмотреть былины в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в изобразительном искусстве. Отрабатываются навыки работы в группе, умение отвечать на поставленные вопросы, в том числе и на главный: «Какие черты характера богатырей ценятся в наше время?», осуществляется монологическое высказывание на заданную тему, развивается познавательная активность. Учащиеся углубляют свои знания по литературе, истории, основам светской этики.

Предмет

Литературное чтение, окружающий мир (раздел «история»), ОРКСЭ

Классы

Данная работа  предназначена для учащихся начальной школы.

Приблизительная продолжительность исследования

4  учебные недели.

Основа исследования

Образовательные стандарты

Выполнение данного исследования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование чувства патриотизма;
  •  развитие творческого воображения;
  • формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
  • освоение текстов художественных произведений (устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера; отражение в русском фольклоре народных традиций; представлений о добре и зле; народное представление о героическом; жанры фольклора) и теоретико-литературных понятий (эпические жанры фольклора; тематика былин;
  • выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Планируемые результаты обучения

После завершения исследования  учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные: сформируются ценности многонационального общества., нравственные идеалы через образ русских богатырей., этические чувства доброжелательности ,эмоциональной нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.

- метапредметные: овладеют навыками смыслового чтения былин в соответствии с задачами исследования .

- предметные: познакомятся с нравственными идеалами, современными нравственными представлениями о воинах, с правилами честного поединка, с духовными традициями России, осознают ценность человеческой жизни.

Вопросы, направляющие исследование

Основополагающий вопрос

Какие черты характера богатырей ценятся в наше время?

Проблемный вопрос учебной темы

Популярны ли былины среди современных школьников?

 Кто является самым популярным героем былин?                                      

Учебные вопросы

Что такое былина? Каковы особенности  былин? Чем интересны характеры героев? Назовите общие черты богатырей? Назовите отличительные черты богатырей? Кому служили богатыри?

План оценивания

График оценивания

До работы над исследованием

Ученики работают над исследованием и ищут ответы на поставленные вопросы

После завершения работы

1.Беседа с учащимися (выявление   проблемного вопроса для исследования)

2. Распределение обязанностей в парной работе (консультирование участников исследования)

4.Вводная презентация учителя. Приглашение к сотрудничеству родителей (формирующее оценивание)

5.Сбор информации на заданную тему

6. Анкетирование обучающихся «СОШ №8»

 г. Железногорска

7. Формулирование вывода об исследовании

8. Защита исследовательской работы (детская презентация )

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

   

    1) самостоятельно находить сведения в дополнительных источниках, излагать их в виде сообщения, презентации; 

2) уметь определять тему исследования;

3) уметь отличать главное от второстепенного, анализировать полученную информацию;

    4) уметь работать с источниками информации, иметь навыки работы в паре, группе

        

Учебные мероприятия

Этап 1-й. Мотивационный. (1-й урок)

  1. Беседа. С помощью вопросов выявляется интерес к теме исследования.

Этап 2-й. Планирующий.(2-й-3-й уроки)

2.По интересам формируется группа для проведения исследования.

3.Определение целей, формулирование задач. Наличие проблемы.

4.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов с указанием перечня конкретных действий, выходов, сроков, ответственных, согласование способов совместной деятельности, распределение ролей, определение вида продукта.

5. Разработка критериев оценки результата.

6. Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения.

Этап 3-й. Информационно-операционный.  (2 учебные недели)  

7.Погружение в проект (сбор и обработка данных, поиск ответов на поставленные вопросы ,предварительное обсуждение промежуточных результатов, анкетирование учащихся школы ,экскурсия в городскую библиотеку им. Н. Носова, выполнение проекта).

8.Оформление результатов проектной деятельности  в форме презентации в соответствии с критериями оценки.

Этап 4-й. Рефлексивно-оценочный.(8-урок)

9.Представление результатов исследовательской  деятельности, показ презентации на  родительском собрании) 

10. Собственный анализ и выводы о проделанной работе.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Ученик, для которого язык преподавания не родной

--//--//--

Одаренный ученик

Консультации по выполнению  работы ; усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование

Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система,

Материалы на печатной основе

Литература

Учебники, методические пособия, хрестоматии,  справочный материал и т.д.

Другие принадлежности

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org›Богатыри,

 dic.academic.ru›Богатыри, az.lib.ru›k/karnauhowa…text_1949_russkie_bogatyri…,

slovari.yandex.ru›~книги/Словарь…Богатыри/

Другие ресурсы

 Сотрудники городской и школьной библиотек, родители учеников.

Список литературы для педагогов:

1.        Родная история (ХIХ века): Пособие для учащихся 3 (4) класса/ Авторы-составители Э.С. Иткин, А.В.Седов - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.

2.        А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк.- М.: Просвещение.

3.        Я иду на урок в начальную школу: История: книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

4.        Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалёва. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.

Список литературы для учеников:

1. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник Авт.-сост. П.Г.Дейниченко/ под редакцией А.А.Красновского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2005.

        2. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: География/ Авт.-    сост. В.А.Маркин. – M.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся 3 класса на тему: "Чем питались наши бабушки"

Исследовательская работа учащихся 3 класса на тему: " Чем питались наши бабушки и что будут есть наши внуки"...

Исследовательская работа учащихся под руководством учителя начальных классов

Данная исследовательская работа явилась результатом выполнения проекта «Моя малая родина» группой обучающихся 4 «А», 2 «А» классов под руководством Ломако Людмилы Степановны. Помощь в работе ока...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Обобщающий урок по теме "Былины. Русские богатыри"

Изучение былин трудная, но очень интересная для детей тема. Она помогает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русс...

Школьный портфель (исследовательская работа учащихся 1 класса)

В процессе исследования дети выясняют причину усталости и находят решение данной проблемы....

исследовательская работа учащегося Были ли богатыри на Руси

Исследовательская работа  в помощь тем, кто готовится к исследовательским работам...