Технологическая карта урока обществознания в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по истории на тему
Материал содержит презентацию, карточки для проверди домашнего задания и закрепления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_religiya.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Урок № 14
Тип урока: комбинированный
УМК: Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, ЛФ. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Религия как одна из форм культуры
Дата проведения урока:
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о религии, рассмотреть религию как социальный институт и форму общественного сознания.
Задачи урока:
1. Образовательная: раскрыть в объеме, соответствующем возрастным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе; охарактеризовать основные типы религиозных организаций; разъяснить смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
2. Развивающая: совершенствовать навыки работы с таблицами, формировать умения работать со статьями Конституции Российской Федерации, работать в паре, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.
3. Воспитательная: показать роль религии в обществе; способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности; осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурсы: презентация по теме, ПК учителя, телевизор, раздаточный материал, учебник.
Планируемые результаты:
1. Предметные: смогут определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; объяснять сущность и значение свободы совести
2. Метапредметные УУД: определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; определять собственное отношение к религии; продолжат формировать навыки самоконтроля, работы в парах, преобразовывать текстовую информацию и представлять ее в виде таблиц, выделять главное и делать выводы.
3. Личностные УУД: формировать нравственно-эстетическую ориентацию, умение сотрудничать с различными по религиозным взглядам людьми; оценивать свое отношение к религии и атеизму.
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | |
Проверка домашнего задания | Предлагает обучающимся выполнить задание на карточке (задания по типу ГВЭ). Знакомит с критериями оценивания и предлагает провести взаимопроверку по образцу (Слайд 1). | Обучающиеся выполняют задания Осуществляют взаимопроверку | Регулятивные УУД: демонстрируют знания по пройденному материалу, осуществляют взаимопроверку |
Определение темы урока, постановка целей и задач. | Учитель: Сегодняшний урок завершает изучение темы «Сфера духовной культуры». Давайте вспомним, что включает в себя эта сфера жизни общества? (1 ученик выполняет задание на слайде 2) Посмотрите ,пожалуйста, на экран (слайд 3) и определите, какое понятие объединяет все остальные? Тема нашего сегодняшнего урока «Религия как одна из форм культуры». Учитель предлагает познакомиться с планом и сформулировать цели и задачи урока. | Ученик рассуждает и исключает лишние понятия (производство, власть, государство).
Формулируют тему урока (Слайд 4) Беседуют с учителем, формируют цель и задачи урока. Делают записи в тетрадь. | Регулятивные УУД: демонстрируют знания, формулируют тему урока, цели и задачи. Коммуникативные УУД: ведут диалог с учителем. Личностные УУД: рассуждают |
Изучение нового материала | Термин «религия» вам хорошо знаком из истории, литературы и повседневной жизни. А с чем у вас ассоциируется это понятие? «Метод ассоциаций» Учитель предлагает учащимся обратимся к Толковому словарю С. Ожегова, затем прочитать рубрику «Мнение» на странице 95 и составить свое определение понятия «религия». Религия зародилась еще в палеолите, приблизительно 40 тыс. лет назад (слайд 9). Как вы считаете, зачем людям были необходимы религиозные верования? Сегодня мы живем в ХXΙ в. и казалось бы не должны верить ни в какие догмы, кроме научных. Почему же большинство людей, все таки, верит в сверхъестественные силы. Часто понятия «религия» и «вера» отождествляются, предлагаю вам найти отличия между этими понятиями, поработав в парах. Прочитайте текст учебника на страницах 96 – 97 и составьте схему (слайд 10). Выборочно проверяет работы учащихся. Физминутка Многие люди называют себя верующими, даже атеисты (неверующие в бога) в трудные минуты жизни обращаются к высшим силам. Действительно религия является важным социальным институтом. Что бы узнать, какие функции выполняет религия в обществе необходимо прочитать текст на стр. 97 – 98 и заполнить таблицу на рабочем листе (работа в парах). Учитель предлагает обучающимся, которые работают быстро, выполнить задание 2. Учитель обращает внимание учеников на статью 14 Конституции Российской Федерации (рабочий лист, слайд 14) и предлагает объяснить понятие «светское государство» Беседа с учениками: 1. Какую роль в государстве и обществе религия играла в Средние века и Новое время? 2. Почему большинство современных государств носят светский характер? Рассказ учителя. Статья 28 Конституции РФ (слайд 15) гарантирует каждому жителю России свободу совести и свободу вероисповедания. Что такое «свобода совести»? Это значит, что государство дает нам возможность иметь собственные взгляды на мир, иметь определенные убеждения, в том числе религиозные. Государство не заставляет нас быть добрым или злым, справедливым или несправедливым, милосердным или равнодушным, это остается «на нашей совести». | Слушают учителя, отвечают на вопрос. Работают с учебником, высказывают свое мнение. Сравнивают свое определение с предложенным учителем (слайд 8), записывают в тетрадь. Высказывают собственное аргументированное мнение, ведут диалог с учителем. Делают вывод, что религия играет важную роль в обществе. Работают с учебником, составляют схему, определяют различия между понятиями. Работают с учебником, заполняют таблицу, выборочно представляют результаты своей работы. Выполняют задание 2 на рабочем листе.
Работают с текстом статьи Конституции, высказывают собственное мнение Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения
| Познавательные УУД: извлекают информацию из учебника и словаря, сравнивают, составляют определение. Коммуникативные УУД: высказывают свои предложения Регулятивные УУД: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД: ведут диалог. Познавательные УУД: анализируют учебный материал урока, преобразуют информацию. Регулятивные УУД: планируют и контролируют свою деятельность. Коммуникативные УУД: совместная деятельность, управление поведением партнера. Коммуникативные УУД: ведут диалог, отстаивают собственную позицию. |
Первичное осмысление и закрепление | Учитель предлагает обучающимся составить синквейн на тему «Нерон». Если у учащихся возникают трудности, они могут воспользоваться подсказкой на рабочем листе. | Составляют синквейн и представляют результаты своей работы. | Регулятивные УУД: формулируют ответ, применяя полученные знания |
Итоги урока. Рефлексия | Учитель возвращает обучающихся к целям урока, сформулированным на этапе постановки целей и задач. Все ли задачи, поставленные на сегодняшний урок, выполнены? Достигнута ли цель нашего урока?
Учитель предлагает выполнить задания на карточках. Вербальное оценивание обучающихся. Оценки выставляются после проверки рабочих листов и карточки с ответами. | Сравнивают полученные знания с поставленными целями. Самооценивание и взаимооценивание. | Познавательные УУД: делают анализ полученных знаний. Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке и работу всего класса. |
Домашнее задание | Прочитать § 12 (слайд 15) Выполнить творческое задание на выбор:
| Записывают домашнее задание в дневник. |
8 класс. Рабочий лист к уроку «Религия как одна из форм культуры»
Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.97 – 98, п. «Роль религии в жизни общества» и заполните таблицу.
Функция религии | Пример |
Задание 2. Прочитайте п. «Религиозные организации и объединения» и выполните задания.
1. Религиозное сообщество христиан и соответствующая иерархическую организация верующих называется ______________________________.
2. Религиозная группа, отделившаяся от церкви – это____________________________.
3. Почему участие в секте может быть опасным для человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из Конституции Российской Федерации.
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Проверка домашнего задания.
8 класс. Самостоятельная работа
Вариант 1.
Задание 1 .Тесты (0,5 баллов за каждый правильный ответ)
|
|
6. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.
Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем – порядковые номера черт отличия. |
|
| ||||||||||||||
7. Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука имеет возможность прогнозировать последствия важнейших достижений и направления развития современного общества. Б. Наука активно участвует в решении глобальных проблем современного общества. | |||||||||||||||
|
10. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
8 класс. Самостоятельная работа
Вариант 2.
Задание 1 .Тесты (0,5 баллов за каждый правильный ответ)
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
4. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье –
5. Верны ли следующие суждения о науке? А. Научные теории регулируют нравственные и правовые отношения людей. Б. Наука отражает действительность в художественных образах. | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
6. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне находится Виталий? | |||||||||||||||||
|
7. Отличительным признаком науки является | ||||||||||||
|
8. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.
Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем – порядковые номера черт отличия.
|
|
| ||||||||||||||
10. Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности человека отстаивать интересы своего Отечества. Б. Патриотизм человека может проявиться только во время войны, в тяжёлое для Отечества время. | ||||||||||||
|
Закрепление. 8 класс. Выполните задания.
1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет все остальные? (1 балл за правильный ответ)
| 1) | христианство |
| 2) | религия |
| 3) | ислам |
| 4) | буддизм |
2. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца (1 балл за правильно выполненное задание). |
|
|
3. К обязательным элементам религии относится (1 балл за правильный ответ) | ||||||||||||
|
Решите задачу:
К директору школы № 2 города Н. обратилась группа учащихся 9 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащийся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям, распространение христианской литературы среди учащихся школы и ее изучение. Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Прокомментируйте ответ.
(2 балла за правильный ответ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Форма урока : «Математический калейдоскоп»Тип урока: закрепление изученного материалаВид урока : комбинированныйИспользуемые технологи: технология развития критического мышлени...
«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока: закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...
«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока: закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...
Технологическая карта урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока по математике для 4 класса...
Технологическая карта урока математики 2 класс "Метр. Соотношение единиц длины" ФГОС
Организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о новой единице измерения - метр. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполн...
Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: окружающий мир Тема урока: Бактерии
Цель урока: познакомиться с обитателями Земли – бактериями.Задачи урока:Закрепить знания учащихся о первоначальном представлении царстве бактерий, знать правила гигиены;Развивать личн...