Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, выполняемые учащимися на данных этапах |
I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока.
| Всем! Всем! Добрый день! Прочь с дороги нашей лень. В школу мы пришли знания добывать, Учиться думать, размышлять.
- Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий. Слайд. Наш девиз: «За всякое дело берись умело».
- Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках математики?
- Кто уверен в своих знаниях по этой теме поднимут сигналы «зелёная ладошка»; есть сомнения – «жёлтая ладошка»; не уверен – «красная ладошка».
- Итак, вы готовы к изучению следующей темы? - Каким способом вы будете изучать новую тему?
- Как вам удобнее выполнить эту работу?
На доске для каждой группы вывешивается «Карта успеха», в которой отражается самооценка своей работы на каждом этапе, а затем это делает учитель. Для оценки используются полоски зелёного цвета – всё верно; жёлтый – сомневаюсь; красный – неуверен. . |
Учащиеся поворачиваются в парах лицом друг к другу, берутся за руки и улыбаются.
Хором читают девиз, написанный на экране, отображающий слайд презентации.
Измеряем, сравниваем, складываем и вычитаем величины.
Дети показали соответствующие сигналы обратной связи, среди которых основная масса приходилась на сигнал «зелёная ладошка». Сигнала «красная ладошка» не было.
Сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ.
Мы будем работать в «группах». По желанию дети рассаживаются по 4 группам, договариваются и выбирают в группе командира. |
- самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)
|
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить соотношение дм- см, см-мм; приём перевода меньших единиц в большие и наоборот; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез. 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов.
| Математический диктант. - Найдите разность чисел 45 и 23 (22).
- Первое слагаемое – 38, второе – 19. Найдите значение суммы (57).
- Уменьшите 60 на 34 (26).
- На сколько 73 больше 60? (На 13)
- Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16. Найдите разность (14).
- Найдите сумму чисел 38 и 12 (50).
(На слайде появляются ответы: 22, 57, 26, 13, 14, 50 Молодцы! Расположите эти числа в порядке возрастания Слайд (13. 14, 22, 26. 50. 57) - Сравните их с рядом чисел. Эти числа одинаковые? Слайд 13. 14, 22, 26. 50. 57 1дм 3см; 14 мм; 22см; 2см6 мм; 50 мм; 5дм7см
- Этими именованными числами измеряем и записываем, какую величину? - Назвать наименьшее в этом ряду число, перевести его в см и мм; -наибольшее – перевести в см;
По группам даются задания: 1гр. – измерить длину рабочей тетради; 2гр. – измерить длину дневника; 3гр – измерить длину карандаша; 4гр – измерить длину пенала - Почему вы быстро и правильно справились с поставленной задачей?
- Теперь с помощью этой же линейки измерьте длину крышки своего ученического стола.
- Что вы заметили? |
По команде учителя записывают и показывают значения выражений на индивидуальных «волшебных экранах»
Нет. Это именованные числа.
Именованными числами мы измеряем и записываем длину различных предметов. Объясняют приём перевода меньших единиц в большие и наоборот.
Учащиеся быстро выполняют задания, выполняя измерения с помощью ученической линейки.
Мы знаем единицы длины дм, см и мм, их соотношение и умеем пользоваться линейкой.
Неудобно измерять, слишком маленькая линейка и долго считали его длину в дм и см. Получили и разные ответы. |
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование, критериев для обоснования своего суждения (К).
|
III Выявление места и причины затруднения Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности; 3) согласовать цель и тему урока.
|
- Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться этой линейкой и дм, см для измерения длины. - Молодцы, вы смогли зафиксировать свое затруднение. Что вам надо теперь сделать?
- Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.
|
Нам надо подумать и найти причину затруднения.
Нужна более крупная единица длины и большая линейка.
| анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (Л); - подведение под понятие (П): - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование разных позиций (К); -разрешение конфликтов (К). |
IV. Построение плана проекта выхода из затруднения. Цель: 1) сформулировать цель урока; 2) организовать коммуникативное взаимодействие (в «группах», фронтально) для построения нового способа действия; строят план достижения цели; 3) зафиксировать новый способ действия.
| - Может быть, кто-то из вас слышал или знает более крупные единицы длины? - С километром мы будем знакомиться в 3 классе.
- Подумайте, как будет называться тема сегодняшнего урока. О чем пойдет речь?
- Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром; узнаем соотношение м и см, м и дм. Будем учиться измерять и записывать длину разных предметов, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах. Познакомимся с разными инструментами (рулетка, деревянный метр, метр для шитья)
Слайд. Тема урока: «Метр. Соотношение единиц длины» - Составим план действий.
Слайд. Появляется план, в котором намеренно изменён его порядок.
| Несколько детей назвали км и метр.
Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся выстраивают правильную последовательность действий. 1) Найти информацию о метре: - как записывается эта единица в математике;
- познакомиться с разными моделями метра;
2)Определить соотношение метра с дециметром и сантиметром. 3) Выбрать наиболее удобный инструмент для измерения длины крышки ученического стола.
| - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии (Л); -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П); — поиск и выделение необходимой ин формации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); -прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -учет разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); -разрешение конфликтов (К). |
V. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
| Каждая группа получила в печатном виде информацию «Историческая справка».
- Какой считают единицу измерения метр?
- Почему неудобно было пользоваться единицами длины, которые раньше существовали?
- Как принято обозначать метр в математике?
- Какие бывают модели метра? (У каждой группы на столе появляется демонстрационный деревянный метр, рулетка, метр для шитья. Практическое знакомство.)
Каждая группа в «Карте успеха» отразила самооценку после работы с информацией. Затем это сделал учитель.
- Вы всё узнали о метре?
-Для этого мы отправимся в исследовательскую лабораторию, где вы найдёте ответ на этот вопрос.
Каждая группа. завершив работу, вывешивает на классную доску свою модель бумажного метра с наклеенными на нём полосками в 1 дм. Ниже заполняет таблицу о соотношении метра и дм ; метра и см. Самооценка в «Карте Успеха»
Сравниваем результаты. Вывод.
Проверяем свой вывод по учебнику УМК «Гармония» часть 2, стр.48
Слайды. Физминутка. | Дети самостоятельно по группам выбирают информацию о метре в соответствии с планом. Метр – самая главная единица измерения. Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя (Метрическая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции.
Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.
В математике принято сокращённо обозначать единицу длины – метр одной буквой М .
Бывают разные модели метра: деревянный, как у нас в классе, железный - рулетка для измерения досок, окон и многих других больших предметов; метр для шитья – им удобно снимать мерки.
Не знаем соотношение метра и дециметра, метра и сантиметра. Выдвигают свои предположения (гипотезы), как это сделать. Дети в группах договариваются и распределяют между собой обязанности: главный инженер- командир, координирует работу всех членов группы; инженеры – исследователи, приклеивают разноцветные полоски 1дм на бумажную модель метра; аналитики – делают вывод о соотношении метра и дм, метра и см; записывают вывод.
При проверке учащиеся объяснили, каким способом они посчитали количество дециметров в 1 метре, количество сантиметров в 1 метре. | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, классификация, сериация (П): - волевая саморегуляция (Р): - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (Л); - использование знаковосимволических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы схемы, знаки и т.д.) (П); . -установление причинно следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: 1) зафиксировать умение измерять, записывать длину предметов в см, дм, м.
| Возвращаемся к измерению длины и ширины ученического стола с помощью рулетки. Записываем результат в тетради. Длина – 1м 20 см = 1м 2дм =120 см; Ширина = 50 см = 5 дм
Слайд. Задания. | Учащиеся объяснили, что удобнее выполнять измерения длины в данном случае рулеткой или демонстрационным метром. Записать длину стола в метрах и сантиметрах. Объяснили, пользуясь полученными данными, перевод метра в см или дм и наоборот. | анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, сериация, классификация (П) — извлечение из текстов необходимой информации (П); —моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаковосимволических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умение измерять, записывать длину предметов в см, дм, м. 2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
| Работа по учебнику в тетрадях : выполняют задания стр. 8 № 160, стр. 49 № 162. Проверка. | Учащиеся выполняют задания стр. 8 № 160, стр. 49 № 162.(учебник «Математика 2 класс» авт Н.Б.Истомина)
| — анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, сериация, классификация (П); — извлечение из текстов необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — подведение под понятие (П); — выполнение действий по алгоритму (П); — доказательство (П); — контроль (Р); — коррекция (Р); — оценка (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VIII Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. Форма работы: в группах.
| Творческое применение открытых знаний. Каждая группа получает практическое задание и записывает результат в таблице.
Каждая группа, завершая работу, делает самооценку в «Карте Успеха», потом – учитель.
- Эти знания и умения пригодятся вам в обычной жизни?
| С помощью рулетки 1 группа измеряет и записывает длину классной комнаты; 2 группа - длину и высоту классной доски; 3 группа – длину и ширину классной двери; 4 группа – ширину и высоту шкафа. Самопроверка по эталону.
Это необходимо, чтобы купить в квартиру шторы или ковёр; и т. д. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); -моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); -установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П): - построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). — достижение договоренностей и согласование общего решения (К): - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); —управление поведением партнера (Ю; - осознание ответственности за общее дело (Л); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
|
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке; 2) оценить результаты собственной деятельности; 3) согласовать домашнее задание
| - Что нового вы узнали на уроке? - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию. - Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить? - Оцените свою собственную работу по индивидуальному «Опроснику». - Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? - Как вы думаете, каким будет ваш следующий шаг? Обсуждение домашнего задания. Слайд. Обязательная часть: стр. 49 № 166 из учебника. По желанию: определить длину и ширину ковра для своей комнаты; найти его периметр.
|
Индивидуальные ответы на вопросы.
Учащиеся оценивают свою собственную работу по индивидуальному «Опроснику» для диагностики.
Нам нужно определить длину и ширину ковра для своей комнаты, так как об этом был задан вопрос в «Опроснике» | -рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К): - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (Ю: - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |