Аннотация к проектно-исследовательской работе "Битва за Москву!"
проект по истории (2 класс) по теме
Аннотация к проектно-исследовательской работе "Битва за Москву!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bitva_za_moskvu_1.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Проектная работа
«Битва за Москву»
соавторы:
- ученик 2 «И» класса
Стаканов Владислав
- учитель начальных классов
Чопурова Оксана Элимановна
2016-2017 учебный год
Оглавление
Критерий результативности проекта: 3
1. Изучение информации о битве за Москву. Составление хронологической таблицы. 6
3. Общение с родственниками прадеда Карпова Ивана Мироновича 6
4. Изучение документов семейного архива 7
5. Участие в акциях, посвященных памятным датам ВОВ. 8
6. Подготовка транспарантов и плаката для шествия «Бессмертный полк» 8
7. Создание семейной «Книги памяти» 8
Введение
9 мая 2016 года мне посчастливилось участвовать во Всероссийской акции «Бессмертный полк» в городе-герое Москве на Красной площади.
Я был рад такому случаю, ведь мой прадедушка Карпов Иван Миронович воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 года, ему довелось принять участие в знаменитой исторической битве под Москвой. Мне захотелось узнать подробности судьбоносной для нашей Родины битвы. Так определилась тема моего проекта «Битва за Москву».
Гипотеза
Если мне удастся собрать памятный материал о моих предках- участниках ВОВ, сохранившийся в архивах нашей семьи, то получится семейная «Книга памяти», которую можно будет передавать из поколения в поколение.
Продукт проекта:
« Книга памяти».
Критерий результативности проекта:
Создание семейной «Книги памяти» с воспоминаниями и рассказами моих родственников о военном времени 1941-1945 г.г.
Цель проекта:
Через изучение судьбы моего прадеда и других моих предков – участников Великой Отечественной войны увековечить память о них и их подвигах.
Задачи
- Изучение информации о битве под Москвой, используя различные источники.
- Изучение и систематизация сохранившихся документов семейного архива.
- Создание семейной «Книги памяти».
План проекта
Для успешной работы над проектом был составлен план:
№ п/п | Этап проекта | Дата | Участники | Ресурсы | Методика |
Изучение информации о битве под Москвой 1941г. Составление хронологической таблицы. | 16.08.16 | Стаканов В. | Научно- популярная литература, интернет-источники | Изучение и контент- анализ информации, разработка хронологической таблицы военных действий | |
Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны и Государственного музея обороны Москвы | 18.09.16 и 24.09.16 | Стаканов В. Стаканов М.В. | Фотоаппарат , Билеты в музеи | Знакомство с экспонатами музея, фотографирование | |
Интервьюирование родственников моего прадеда Карпова Ивана Мироновича | 05.10.16 | Стаканов В. Карпова Н.П. Терехина Г.И. | Диктофон | Интервью | |
Изучение сохранившихся документов для создания продукта проекта | 10.09-17.09.16 | Стаканов Влад | Документы, именные награды | Сбор и систематизация документов, наград и др. памятных вещей | |
Участие в школьных мероприятиях, посвященных памятным датам ВОВ | ноябрь 2016 | Стаканов В. Учащиеся 2 И класса Кл. рук. Чопурова О.Э Библиотекарь школы | Фото участников | Выступление с сообщением | |
Подготовка транспаранта и плаката для шествия «Бессмертный полк- 2017» | 13.12-23.12.16 | Стаканов В. Учащиеся 2 И класса Кл. рук. Чопурова О.Э | Фотографии, держатель для транспаранта | Практическая работа | |
Работа над созданием семейной «Книги памяти» | 12.01.17-25.01.17 | Стаканов В. Родители: Стаканова О.В и Стаканов М.В Классный руководитель Чопурова О.Э | Фотографии | Практическая работа | |
Продукт проекта | 31.01.17 | Стаканов В. | Компьютер Принтер Бумага | Книга |
Изучение информации о битве за Москву. Составление хронологической таблицы.
Поскольку в этом году исполняется 75 лет важному историческому событию- битве за Москву, в котором принимал участие мой прадед, при поддержке и с помощью своего учителя я изучил информацию о битве за Москву (Приложение 1) и составил хронологию событий:
22 июня 1941 г – начало Великой отечественной войны;
30 сентября – 4 декабря 1941 года – оборонительный период в Московской Битве;
20 октября 1941 г– в Москве введено осадное положение;
5 декабря 1941 г – 20 апреля 1942 г - наступательный период в Московской битве.
Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны и Государственного музея обороны Москвы
Изучать историю становится намного интереснее, когда видишь, соприкасаешься с предметами, ставшими реликвией, поэтому вместе с папой мы посетили Центральный музей Великой Отечественной войны и Государственный музей обороны Москвы, где собраны удивительнейшие экспонаты.
Общение с родственниками прадеда Карпова Ивана Мироновича
Изучая исторические факты о боях и сражениях Великой Отечественной войны, мне стало понятно, что та война коснулась каждой семьи. Ещё с раннего детства знал от родителей, что в нашей семье участником войны был мой прадед Карпов Иван Миронович. К сожалению, его уже нет в живых.
Мои родители помогли мне подготовить список вопросов для интервью с Карповой Н. П.- снохой моего прадеда и с Терехиной Г. И.- дочерью прадеда.
Вопрос | Ответы Карповой Нины Павловны | Ответы дочери Терехиной Галины Ивановны |
Во сколько лет прадед попал на фронт? | В 29 лет. | В 29 лет. |
В каком звании служил? | Рядовой солдат. | Рядовой солдат, подвозил боеприпасы на передовую. |
Сколько времени был на фронте? | Все 4 года. | Всю войну, 4 года. |
Были ли ранения? | Нет. | Нет. |
Какие награды имел? | Медаль «Битва за Москву» | Медаль «Битва за Москву» и еще были награды, но у нас они не сохранились. |
О каких эпизодах рассказывал? | Привез с войны девочку-сироту, 3-4 года. Девочка была очень больна и вскоре умерла. | Он был очень скромным. Медаль носил не напоказ, а в нагрудном кармане, у сердца, как самое дорогое. |
Изучение документов семейного архива
Просматривая семейный альбом, нашел вырезку из газеты со статьей, посвященной 850 –летию Москвы. В статье рассказывалось о защитниках Москвы в годы Великой Отечественной войны, среди которых был и мой прадед. Карпов Иван Миронович. За отвагу и мужество, проявленную в боях он был награждён медалью «За оборону Москвы».
Что самое удивительное и ценное – это то, что сохранился дневник прадеда, который он вел в военное время.
Вот несколько дней из воспоминаний:
«19 октября 1941 года. Сегодня был сильный дождь, дороги так размыло, как поедем, не знаю, но ехать надо, солдаты без боеприпасов…».
«21 октября 1941 года. Сегодня тяжелый день. Сделал 7 поездок, возил снаряды. Машину Василия подбили. Тяжело ранен, отправили в Москву, не знаю выживет ли».
Участие в акциях, посвященных памятным датам ВОВ.
К 75-летию битвы за Москву в нашей школе прошла конференция, на которой выступил с сообщением «Битва за Москву», где рассказал про своего прадеда – участника Московской битвы. Мои одноклассники привели много интересных фактов из жизни своих предков, участвовавших в ВОВ. По окончанию мы почтили память погибших минутой молчания. Мы благодарим участников войны за их героизм, стойкость и мирное небо над нами!
Подготовка транспарантов и плаката для шествия «Бессмертный полк»
В нашей стране несколько лет подряд 9 мая проходит шествие «Бессмертный полк». К этому ответственному событию мы с одноклассниками уже сделали плакат с фотографиями наших прадедушек и прабабушек – участников Великой Отечественной войны и подготовили транспаранты.
Создание семейной «Книги памяти»
Так, изучая историю страны, историю своих предков, в нашей семье появилась самая настоящая «Книга памяти»!
Выводы
1.Мне было интересно узнать о важном историческом сражении – битве за Москву.
2.Наше молодое поколение гордится своими героическими прадедами – участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
3. «Книга памяти» создана и будет передаваться в нашей семье из поколения в поколение.
Приложение 1
Информация о событиях и подвигах Московской битвы
22 июня 1941 года войска фашистской Германии без объявления войны вероломно вторглись на территорию Советского Союза и перешли в наступление. Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 года являлся захват Москвы. План операции «Тайфун», утвержденный Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение и взятие столицы СССР, но и полное ее уничтожение вместе со всем населением. Вот его директива: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и ее окрестности с помощью огромных сооружений были заполнены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».
Битву за Москву - разделяют на два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный (5 декабря 1941 - 20 апреля 1942).
В Государственном музее обороны Москвы для меня самыми запоминающимися стали стенды с экспонатами, рассказывающими о подвиге 28 Панфиловцев. Когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы во главе с политруком Василием Клочковым, осуществляя оборону в 7 км от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, погибли.
Также незабываем и подвиг Подольских курсантов. Отряд 3500 молодых парней, которые только что закончили школу был отдан приказ любой ценой задержать противника на 5-7 дней, до подхода резервов. После ожесточенных боев с гитлеровцам от отряда осталось не более трети курсантов, но вместе с десантниками они уничтожили до 20 танков, около 10 броневиков, вывели из строя несколько сотен гитлеровцев.
Задачей группы «Центр» стало осуществление плана «Тайфун». Для осуществления плана немецкому командованию удалось на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство в военной силе. В наступлении было задействовано более половины сил фашистов, находившихся на советско-германской границе.
Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 года. Немцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить советские армии. В результате немцы смогли глубоко вклиниться в тыл советских войск. Тогда в фашистский плен попали более 660 тыс. советских солдат. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях удерживали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась линия обороны, подтягивались резервные войска, но гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Бои шли уже в 80-100 км от столицы.
С 20 октября в Москве введено осадное положение, началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, промышленных предприятий, населения.
Положение Красной Армии оставалось крайне тяжелым. Но, несмотря на это, на Красной площади 7 ноября 1941 года состоялся военный парад, на котором с патриотической речью выступил Сталин. Войска с Красной Площади шли прямо на передовую. Парад произвел огромное впечатление на граждан СССР.
Фраза, произнесенная политруком В. Клочковым: «Велика Россия, а отступать некуда – позади - Москва» стала настоящим девизом обороны. К концу ноября 1941 года немцам удалось взять Клин. К началу декабря 1941 года фашисты заняли Химки перейдя канал Москва – Волга. И на этом их дальнейшее продвижение, наконец, было остановлено. Передовые германские части утратили пробивную способность в силу того, что фронт растянулся. А начавшиеся холода стали причиной частых отказов техники. К ведению боевых действий в столь сложных погодных условиях личный состав немецких войск был не готов. Огромной силы психологическое давление было оказано на немецких солдат и героизмом людей, защищающих свою Родину. Эти два фактора привели к падению боевого духа германских войск, что стало серьезным просчетом немецкого руководства.
Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активное наступление советских войск стало неожиданностью для фашистов. Советские войска разгромили ударные группировки армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. В итоге враг был далеко отброшен от советской столицы - на 120 – 150 км.
Приложение 2
Список литературы и интернет- источников:
http://www.calend.ru/event/4607/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
Создание буклета в рамках проектно-исследовательской работы «Арбуз: путешествие из Африки в Москву».
Все дети очень любят лепит, потому что они невероятные фантазеры и выдумщики. Пластилин помогает им выражать свои эмоции и фантазии. Свое отношение к окружающему миру. Это удивительный материал! Он не...
Создание буклета в рамках проектно-исследовательской работы «Арбуз: путешествие из Африки в Москву».
Все дети очень любят лепить, потому что они невероятные фантазеры и выдумщики. Пластилин помогает им выражать свои эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Это удивительный материал! Он н...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...