Учебно-методический комплект по истории на тему "Вставай, страна огромная" 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
«Вставай, страна огромная».
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить учащихся с основными этапами Великой Отечественной Войны, с её решающими сражениями, с именами героических защитников и освободителей нашей Родины; воспитание у школьников чувства глубокого патриотизма, уважения к тем, кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире.
Планируемые результаты:
ü Предметные: показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.
ü Метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать.
ü Личностные: формировать положительное отношение к учению, формировать патриотические чувства, чувство ответственности за действия Родины, гордость за ее достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya._4_klass._vstavay_strana_ogromnaya.pptx | 2.95 МБ |
istoriya._4_klass._vstavay_strana_ogromnaya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Отечественная Война? Отечественная Война – это когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества. Война 1812 года
Что такое Великая Отечественная Война? Великая Отечественная Война – это когда много граждан страны отдали свои жизни для победы в войне.
Гастелло Николай Францевич
Бурденюк А. А. Калинин А. А. Скоробогатый Г. Н.
Самолёт Дальний Бомбардировщик-3Ф (ДБ-3Ф)
Таня Савичева
Мемориальная доска на доме, где жила Таня
Жуков Георгий Константинович
Кто такие партизаны? Партизаны - лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником, за свободу и независимость своей родины.
Космодемьянская Зоя
Ираклий Моисеевич Тоидзе. Плакат. 1941 г.
Николай Николаевич Жуков. Плакат. 1941 г.
Добровольцы записываются на фронт. 1941 г.
Гелий Михайлович Коржев. Проводы.
Памятник Скорбящим матерям Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий, Э.Э. Головницкая , архитекторы Ю.П. Данилов, И.В. Талалай .
Памятник Добровольцам- танкистам Авторы: скульптор Л.Н. Головницкий , архитектор Е.В. Александров .
Памятник труженикам тыла
22 июня 1941 г. Прорвана блокада Ленинграда 8 сентября 1941 г. День Победы 27 января 1944 г. Шли ожесточенные бои за родную землю 1944 г. Наступление советских войск на белорусском направлении Лето 1944 г. Начало Великой Отечественной Войны 8 мая 1945 г. Начало блокады Ленинграда 9 мая 1945 г. Подписание акта о безоговорочной капитуляции агрессора
Я научился (ась) … Я узнал(а)… Я познакомился (ась) … Я повторил (а) … Я вспомнил (а) … Мне понравилось…
Домашнее задание: учебник стр. 76-81 прочитать; р.т. с 44-45 задание № 2, 3; написать небольшое сочинение на тему: «Судьба семьи в истории Великой Отечественной Войны» (по желанию) .
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Вставай, страна огромная».
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить учащихся с основными этапами Великой Отечественной Войны, с её решающими сражениями, с именами героических защитников и освободителей нашей Родины; воспитание у школьников чувства глубокого патриотизма, уважения к тем, кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире.
Планируемые результаты:
- Предметные: показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.
- Метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать.
- Личностные: формировать положительное отношение к учению, формировать патриотические чувства, чувство ответственности за действия Родины, гордость за ее достижения.
Понятия: партизаны.
Оборудование: учебник: «Перспектива» 4 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицная; листочки с заданиями; презентация.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Органи-зация начала занятия | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ольга Александровна. Сегодняшний урок проведу у вас я. Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Слушают учителя | Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Подготовка к основному этапу занятия | 5 мин | Для того что бы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить, я вам предлагаю прослушать небольшой фрагмент песни. После чего мы ее с вами обсудим. О чем эта песня? Что она напоминает? Это патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Эта песня известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? А кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока? Давайте откроем стр. 76 и прочитаем тему урока. Какие цели перед собой поставим? | Подводит детей к высказыванию своего мнения Метод: словесный Прием: беседа | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Формулируют цели урока. | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение излагать свое мнение, |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | 6 мин | Как вы понимаете слова, Отечественная война? (Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества). Помните ли вы, какая ещё война в нашей истории называется Отечественная? (Война 1812 года). Почему эта война называется Отечественная? (Тогда весь народ встал на защиту своего отечества). А как вы понимаете слова Великая Отечественная война? (Это когда много граждан страны отдали свои жизни для победы в войне). Звучит запись «Внимание! Говорит Москва!». Вот так граждане СССР узнали, что началась война. Для простых советских людей нападение оказалось полной неожиданностью. Это было летнее воскресное утро, многие ещё крепко спали и только готовились отдыхать… | Наводящими вопросами помогает выявить связи. Метод: словесный Прием: беседа Метод: словесный Прием: работа с понятием | Отвечают на поставленные учителем вопросы.
| Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме |
4. Первичная проверка понимания | 11 мин | Давайте прочитаем 1 абзац. Когда началась ВОВ? Кто принял на себя первый удар? В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашистская пехота, и мчались танки. Наши люди ещё ничего не знали и радовались летнему воскресному дню. Теперь давайте прочитаем следующий абзац. Николай Францевич Гастелло — советский военный лётчик, участник трёх войн. 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Николая Францевича Гастелло в составе лейтенанта Анатолия Акимовича Бурденюка, лейтенанта Григория Николаевича Скоробогатого и старшего сержанта Алексея Александровича Калинина на самолёте ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик) вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Н. Ф. Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. Читаем следующий абзац. Какие города героически сражались и отчаянно сражали? (Киев, Одесса, Севастополь, Смоленск). Читаем дальше. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941, а закончилась 27 января 1944. Продолжалась блокада 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны. Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.». Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». 28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива. Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим. Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой: Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»… Потом у Тани Савичевой были два долгих и мучительных года. Несколько недель она «гостила» у бабушкиной племянницы, которая была, не сильно рада, увидев у своих дверей девочку-сироту. Она пустила её на порог, но каждый раз выставляла из дома, когда уходила на работу. Домой Евдокия возвращалась к ночи. Всё это время Таня была на улице или сидела в подъезде. Вскоре Таня стала совсем в тягость Евдокии — девочка от истощения уже еле передвигалась, к тому же она была больна туберкулезом. Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки. Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта. Маленькую записную книжку с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады, нашла у Евдокии. По воле случая дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, увидел знакомый Нины, учёный секретарь Эрмитажа. Так история жизни и смерти простой ленинградской школьницы Тани Савичевой в 1946 году попала на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой. 27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда. Почему Гитлер планировал уничтожить Москву? Обороной Москвы было поручено командовать Георгию Константиновичу Жукову. Г. К. Жуков советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР. Читаем дальше. Какие города были освобождены? (Орел, Белгород, Харьков, Великий Новгород, Севастополь на юге, Петрозаводск на севере, Минск). А кто-нибудь знает, кто такие партизаны? Партизаны-лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины. Космодемьянская Зоя – партизанка специального партизанского отряда, действовавшего по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. 23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово. Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню. На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в дом Ворониных, где находился штаб полка. Ворониным было приказано выйти из избы. Но и с улицы они слышали, как гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет! " Читаем дальше. Почему наступление советских войск на белорусском направлении было названо операцией «Багратион»? Что произошло 8 мая 1945 года? Что мы празднуем 9 мая? | Проверяет у детей понимание прочитанного материала. Задает уточняющие вопросы. Метод: словесный Прием: беседа Рассказывает о Н. Ф. Гастелло. Метод: словесный Прием: рассказ Задает вопросы по прочитанному материалу. Метод: словесный Прием: беседа Задает вопросы по прочитанному материалу. Метод: словесный Прием: беседа Задает вопросы по прочитанному материалу. Метод: словесный Прием: беседа | Отвечают на поставленные вопросы. Читают текст учебника Слушают рассказ учителя Читают текст учебника Отвечают на вопросы учителя Читают текст учебника Слушают рассказ учителя Высказывают свои предположения Читают текст учебника Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения Читают текст учебника Отвечают на поставленные вопросы | Познавательные - отбирать необходимые для решения учебной задачи информацию в тексте учебника Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала Коммуникативные: читать вслух и тексты учебника. Познавательные: отбирать необходимую информацию Личностные: строить логическую цепь рассуждений. |
Физминутка | 1 мин | Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) И на месте походили. (Шагаем на месте.) | Показывает движения | Повторяют движения | |
5. Закрепление знаний и способов действий | 5 мин | О ВОВ написано много произведений, книг, поставлено множество памятников. Посмотрите на экран. Что вы видите? И. М. Тоидзе. Плакат. 1941 г. Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды. Н. Н. Жуков. Плакат. 1941 г. Художнику удалось создать яркий и ёмкий образ солдата, который защищает столицу своего государства. В его глазах – решимость, в его позе – уверенность, в выражении его лица – праведный гнев. Этот солдат – воплощение всех москвичей, которые никогда не сдадут свой город. Добровольцы записываются на фронт. 1941 г. На этой картине показано, как молодые парни добровольно записываются на войну. Они даже не представляют, что их там ждет. Г. М. Коржев. Проводы. Так же воздвигали памятники. Отройте стр. 78, посмотрите сколько здесь изображено памятников. Наверное, нет ни одного города, где нет памятников о ВОВ. Каждый день мы ходим по улицам, «Память» (другое название — «Скорбящие матери») — памятник в Челябинске. Расположен на кладбище «Лесное» (улица Блюхера). Монумент в память о воинах, умерших в госпиталях Челябинска, был открыт 9 мая 1975 года спустя 30 лет после окончания Великой Отечественной войны. Скульпторы Л. Н. Головницкий , Э. Э. Головницкая. Архитекторы Ю. П. Данилов, И. В. Талалай. Памятник добровольцам-танкистам в городе Челябинске установлен 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящен 63-й гвардейской Челябинской бригаде Уральского Добровольческого танкового корпуса. Скульптор Л. Головицкий, Архитектор Е.Александров. Памятник труженикам тыла. Постамент памятника впереди декорирован четырьмя стилобатами. На стилобате кованный из латуни броневой лист, на котором изображена марка «ЧТЗ». Постамент и стилобат облицованы лабрадоритом. Текст на памятнике: «Уральцы, Вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом». Расположен на Комсомольской площади. | Метод: наглядно-словесный Прием: рассказ, рассматривание картины | Рассматривают иллюстрации, дают комментарии к ним. Рассматривают и называют памятники ВОВ. Рассматривают памятники. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Коммуникативные: умение излагать свое мнение, |
6. Контроль и самопроверка знаний | 7 мин | У вас на партах для каждого лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить событие с датой. Кто еще не закончил? Поменялись работами. Смотрим на экран и проверяем, если правильно ставим «+», если не правильно то «-». Посчитайте сколько «+» и напишите это число. Как проверите, верните работу соседу. Встаньте те, у кого нет ошибок. Молодцы, спасибо! Встаньте те, у кого 1-2 ошибки. Вы тоже молодцы, и я надеюсь, что в следующий раз у вас все получится. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Метод: практический Прием: выполнение упражнения | Выполняют задание по карточкам. Выполняют взаимопроверку. | Регулятивные: самостоятельно проверять работу соседа |
7. Рефлексия | 3 мин | И так ребята, что мы сегодня с вами изучали на уроке? Когда началась война? Закончилась? Что происходило в начале войны? Поднимите зеленые кружки, кому понравился урок, и было все понятно. Желтый кому было что-то не понятно. И красный если вам не понравился урок. Спасибо. | Метод: словесный | Осуществляют самооценку. | Регулятивные – анализировать собственную работу на уроке |
8. Инфор-мация о дом. задании | 1 мин | Учебник стр. 76-81 прочитать еще раз, р.т. с 44-45 задание № 2, 3. По желанию: написать небольшое сочинение на тему: «Судьба семьи в истории Великой Отечественной Войны». (Нужно написать, кто из родственников принимал участие в ВОВ, написать немного! Можно привлечь на помощь родителей). Урок закончен, до свидания! | Дает комментарий к домашнему заданию. Метод: словесный Прием: объяснение | Познавательные: умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Технология реализовывается в следующих этапах:Ø вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø обучение по каждой из учебных единиц в направлении...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Учебно- методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 1 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)
Уровень рабочей программы – базовый.Рабочая программа составлена в соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"
Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....
Учебно-методический комплекс по математике на тему:"Перестановка слагаемых" 1 класс ПНШ (конспект+презентация)
Тема урока «Перестановка слагаемых» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Рассмотреть разрядный принцип десятичной записи чисел на примере чисел второго десятка; совершенствовать умени...
Учебно-методический комплекс по ИЗО на тему: "День победы" 3 класс
Тема урока: Вечная память. Памятники героям Великой Отечественной войны. ...
Учебно-методический комплекс по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект+презентация)
Тема: «Новогодние игрушки» Тип урока: открытие новых знаний; Цель урока: - повторить правила безопасной работы с ножницами и клеем; учить детей планировать свою работ...