История Культура и Традиции. Гжель. 3 класс
материал по истории (3 класс) по теме

Шабатько Ирина Анатольевна

История Культура и Традиции. Гжель. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx1022.99 КБ
Файл gzhel1.pptx2.27 МБ
Файл 1_prochitayte_teks1.docx18.45 КБ
Файл 1_prochitayte_tekst.docx20.24 КБ
Файл doc2.docx141.88 КБ
Файл doc7.docx61.29 КБ
Файл kakie_rozy_i_piony.docx13.27 КБ
Файл skolko_ottenkov_ispolzuetsya_pri_rospisi_gzhelskih_izdeliy.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Содержание урока

Презентация

Время

                                         Вызов

1.Психологический настрой.  9.45

Добрый день 3 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь.

2. Постановка темы и целей урока.  9.46

- Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадки:

1. На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно – 
(Голубой)

Возьмём от этого слова первую букву.

2. Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится 
(Желтый)

Какой цвет? И первая буква?

3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

У нас получилось слово гжель.

Это и есть тема нашего урока, запишите ее в тетрадь.      9.46 -9.48

- Сегодня на уроке мы прочитаем тексты, которые нам расскажут об истории и особенностях промысла и попробуем ответить на вопрос для чего нам нужны знания об этой народной художественной росписи.

- Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

9.45-9.45

3. Словарная работа.

Давайте вспомним и зачитаем значения слов, которые будут звучать в течение урока.

Прочитайте по слогам как пишется (хором).

ГОНЧАР - название профессии по производству глиняной посуды

МАЙОЛИКА - изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому.

ФАРФОР - керамические изделия  

 ПРОМЫСЕЛ — Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования

ГЖЕЛЬ— один из традиционных российских центров производства керамики.

Осмысление

4. Чтение вслух были.     9.48 – 9.56

- А сейчас мы прочитаем текс, будьте внимательны и следите по тексту.

Найдите ответы на вопросы в тексте.

 - Чем был знаменит старинный город Гжель?

 - Какими цветами расписывали эту посуду??

 - Так какие это цвета?          9.56 - -9.58

 - Русский художник Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели.

5. Работа в группах.       9.58 – 10.08

 - Сейчас вас ждет групповая работа. Вы знаете правила работы в группе, не забывайте о них. Ознакомьтесь с содержанием текста и письменно ответьте на вопросы. Затем каждая группа озвучит свои ответы, и мы узнаем, в чем состоит особенность гжели.

-Каким промыслом занимались на данной земле?

-Каким образом добывали глину?

-Кто обливал изделия глазурью?

-Как изготавливали изделия?

-Каким образом передавали секреты мастерства?

-Что можно узнать по сюжетам?

-Что такое майолика?

-Какой цветок является главным узором гжели?

-Какой вид мазка применяется в этом промысле? Почему?

-Какой первый вид гжельской росписи, что он в себя включает?

-Какой второй вид гжельской росписи, что он в себя включает?

-Какой третий вид гжельской росписи, что он в себя включает?

6. Физминутка      10.08 – 10.09

Осмысление

7. Работа со стихотворениями. 10.09 – 10.17

- А вы знаете, что гжель, как и картины природы, как и времена года, как и различные чувства, являются источником вдохновения для поэтов.

 - Полина подготовила для вас стихотворение о гжели, послушайте его.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым. 

Попробуйте  себя в роли поэтов, опираясь на рифму и знаки препинания собрать четверостишья и выразительно прочитайте.

8. Работа с пазлами    10.17 – 10.24

- Давайте сейчас проверим, как вы усвоили эту тему. Правильно ответив на вопросы, вы получите  изображение предмета с  гжельской росписью и тогда мы полностью сможем заполнить нашу магнитную доску.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Темно-синее чудо,

Соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Эта русская Гжель.

Сколько оттенков используется при росписи гжельских изделий?(Около 30 оттенков)

Какие основные цвета гжельской росписи?(Синий и белый)

Где находится старинный город Гжель? (В 60 км от Москвы)

Какие основные этапы гжельской росписи?(Добывание глины, лепка, глазурь, обжиг, роспись.)

Какой основной цветок гжельской росписи?(Роза и пион)

Какой мазок является характерным для гжели?(Мазок на одну сторону)

На каких предметах используется эта роспись?(Посуда, предметы быта, фигурки.)

Как ласково называют изделия из гжели мастера?(Нежно-голубое чудо, сказочная гжель)

Какие основные мотивы гжельской росписи?(Природа, времена года, сцены городской жизни, деревенский пейзаж, персонажи из сказок.)

9.* Сниквейн.

10. Подведение итогов. 10.24 – 10.30

В начале урока прозвучал вопрос, для чего нам нужны знания о гжеле. Можем ли мы теперь ответить  на этот вопрос?

Сегодня многие люди занимаются рукоделием,  дизайном  и именно в народном творчестве, в том числе и в гжеле они черпают свои идеи.

Скоро новый год и вы можете свои новогодние открытки, самодельные елочные шарики расписать  в технике гжель.

А на уроке изобразительного искусства мы на практике попробуем применить полученные сегодня знания при росписи закладок для книг.

Вы все очень активно работали на уроке, вы молодцы. Я внимательно наблюдала за работой каждого из вас, за каждую работу вы получали баллы, из чего сложилась ваша оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На картине небо ясным Нарисуем мы с тобой И его закрасим краской Как обычно - голубой

Слайд 4

Одуванчику привет! И привет купальнице! Ваш веселый, яркий цвет Всем нам очень нравится - желтый

Слайд 6

Зимой и летом – одним цветом. ель

Слайд 8

ГОНЧАР- название профессии по производству глиняной посуды.

Слайд 9

МАЙОЛИКА - изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому.

Слайд 10

ФАРФОР - керамические изделия.

Слайд 11

ПРОМЫСЕЛ — з анятие , ремесло, производство как источник для добывания средств существования.

Слайд 12

ГЖЕЛЬ — один из традиционных российских центров производства керамики

Слайд 13

Село Гжель

Слайд 15

Физминутка

Слайд 28

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

№1 Прочитайте текст.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» 

История промысла. Начиналось всё с глины.

Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину

Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.

  1. Каким промыслом занимались на данной земле?
  2. Каким образом добывали глину?
  3. Кто обливал изделия глазурью?
  4. Как изготавливали изделия?
  5. Каким образом передавали секреты мастерства?

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам  можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…

Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором.

 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

  1. Что можно узнать по сюжетам?
  2. Что такое майолика?
  3. Какой цветок является главным узором гжели?
  4. Какой вид мазка применяется в этом промысле? Почему?

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Гжельская роспись делится на три вида.

1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики».

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п.

  1. Какой первый вид гжельской росписи, что он в себя включает?
  2. Какой второй вид гжельской росписи, что он в себя включает?
  3. Какой третий вид гжельской росписи, что он в себя включает?



Предварительный просмотр:

№1 Прочитайте текст.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» 

История промысла. Начиналось всё с глины.

Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину

Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.

  1. Каким промыслом занимались на данной земле?
  2. Каким образом добывали глину?
  3. Кто обливал изделия глазурью?
  4. Как изготавливали изделия?
  5. Каким образом передавали секреты мастерства?

 

№1 Прочитайте текст.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам  можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…

Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором.

 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

  1. Что можно узнать по сюжетам?
  2. Что такое майолика?
  3. Какой цветок является главным узором гжели?
  4. Какой вид мазка применяется в этом промысле? Почему?

№1 Прочитайте текст.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

№2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Гжельская роспись делится на три вида.

1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики».

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п.

  1. Какой первый вид гжельской росписи, что он в себя включает?
  2. Какой второй вид гжельской росписи, что он в себя включает?
  3. Какой третий вид гжельской росписи, что он в себя включает?


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Темно-синее чудо,

Соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Эта русская Гжель.



Предварительный просмотр:

Сколько оттенков используется при росписи гжельских изделий?

Около 30 оттенков

Какие основные цвета гжельской росписи?

Синий и белый

Где находится старинный город Гжель?

В 60 км от Москвы

Какие основные этапы гжельской росписи?

Добывание глины, лепка, глазурь, обжиг, роспись.

Какой основной цветок гжельской росписи?

Роза и пион.

Какой мазок является характерным для гжели?

Мазок на одну сторону.

На каких предметах используется эта роспись?

Посуда, предметы быта, фигурки.

Как ласково называют изделия из гжели мастера?

Нежно-голубое чудо, сказочная гжель.

Какие основные мотивы гжельской росписи?

Природа, времена года, сцены городской жизни, деревенский пейзаж, персонажи из сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана".

Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана  " Духовная культура Дагестана"....

Внеурочное предметное мероприятие по культуре и традициям народов Дагестана в 4 классе "Игровое путешествие по Открытой книге любознательности и интеллекта.".

В данной методической разработке описывается подробный сценарий проведения внеурочного предметного мероприятия в 4 классе по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана». Разработка представляе...

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...

Методическая разработка мероприятия: «Масленица – история праздника и традиции»

Методическая разработка мероприятия:  «Масленица – история праздника и традиции»...

Проверочная работа по "Истории культуры Санкт-Петербурга", 2 класс (пособие по истории города Е.В. Дмитриевой, выпуск 2).

Проверочная работа по "Истории культуры Санкт-Петербурга", 2 класс.Данная работа может быть проведена во 2 классе по пройденному материалу, с возможностью пользоваться справочными материалам...