Программа уроков - бесед "Я - Петербуржец" для группы продленного дня.
проект по истории (1 класс)
Чтобы увлечь детей 1 класса рассказами о городе, вызвать желание пройтись по тем местам, о которых услышал на уроке, следует ориентироваться на интересы младшего школьного возраста, на доступность предлагаемой информации, и ее практическое значение. Поэтому на занятиях по курсу «Я - петербуржец» будет преобладать информация о «детском» Петербурге, о котором можно не только послушать и посмотреть на картинках, но и посетить в свободное время, убедившись в достоверности полученной информации и закрепив новые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_peterburzhets.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Программа «Я - Петербуржец!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах, библиотеках.
Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности; основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Чтобы увлечь детей 1 класса рассказами о городе, вызвать желание пройтись по тем местам, о которых услышал на уроке, следует ориентироваться на интересы младшего школьного возраста, на доступность предлагаемой информации, и ее практическое значение. Поэтому на занятиях по курсу «Я - петербуржец» будет преобладать информация о «детском» Петербурге, о котором можно не только послушать и посмотреть на картинках, но и посетить в свободное время, убедившись в достоверности полученной информации и закрепив новые знания.
Цель программы
Создать условия для:
- духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;
- приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);
- получения опыта социального действия.
Развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
Воспитывать:
- трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.
- духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;
Повышать:
- уровень знаний и расширять представления у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;
- интерес к памятникам архитектуры, зодчества.
Формировать:
- образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с историей создания "Санкт-Петербурга и его художественного наследия,
- Обозначение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные воспитателем.
- Обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своему городу.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- формировать потребности в саморазвитии и самореализации.
Содержание программы:
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт-Петербурга; о географическом положении и климатических условиях города; о символах и их значении г. Санкт – Петербурга; наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве, о «детских» музеях, о веселых развлечениях в городе.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я - Петербуржец» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- Лекция
- проблемно-поисковые технологии;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- компьютерные технологии
- технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);
- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);
- технология учебного проектирования (метод проектов);
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- игровая;
- практическая.
Технические и другие средства обучения
- печатные (учебные пособия, рабочие листы, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я - Петербуржец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Календарно –Тематическое планирование
№ | Тема занятия | время | дата |
1 | Проект «Паспорт Петербурга». «Санкт –Петербург это твой город» (картограф, рассматривание фото иллюстраций, книг о городе, Санкт – Петербург – самый детский город, названия города, день рождения, основатель.) | 1 час | |
2 | «Город в котором я живу» (мой адрес, транспорт, схема метро, символы Петербурга). | 1 час | |
3 | Наши любимые места в городе. (фото экскурсии из семейного альбома). Игра –считалка «Люблю по городу гулять». Составление «паспорта» Петербурга. (Бумажная книжка с основными данными города). | 1 час | |
4 | Проект «Вокруг станции метро Горьковская». (Рассказ о станции метро, памятник миноносцу «Стерегущему», мечеть, музей политической истории России, Ленинградский зоопарк, Планетарий, Первая площадь Петербурга, Мини Петербург, Музей Артиллерии). | 1 час | |
5 | Петропавловская крепость. | 1 час | |
6 | Петропавловская крепость. (Викторина «Прогулка по Петропавловке», рисунок «Что объединяет Петропавловскую крепость и Музей Артиллерии?»). | 1 час | |
7 | Проект «Вокруг станции метро «Адмиралтейская». (Рассказ о станции метро, Адмиралтейство, Исаакиевский собор). | 1 час | |
8 | Дворцовая площадь, Эрмитаж. | 1 час | |
9 | Стрелка Василевского острова. | 1 час | |
10 | Музейный остров. (Кунсткамера, Зоологический музей). | 1 час | |
11 | Музейный квартал (Военно – морской музей, Центральный музей связи им. Попова, Музей истории религии). (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Адмиралтейская»). | 1 час | |
12 | Проект «Вокруг станции метро «Невский проспект». (Казанский собор, Храм «Спас – на Крови»). | 1 час | |
13 | Музеи на площади искусств. (Русский музей, Этнографический музей).Составление карты – схемы расположения собора и храма и карты – схемы площади Искусств). | 1 час | |
14 | Проект «Вокруг станции метро «Гостиный двор». (Рассказ о станции метро, Детские дворцы (Аничков дворец, Шереметевский дворец, Музей театрального и музыкального искусства), Елисеевский магазин, Дом книги, Александринский театр). | 1 час | |
15 | Михайловский (инженерный) замок. | 1 час | |
16 | Марсово поле. Летний сад. (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Гостиный двор»). | 1 час | |
17 | Проект «Музеи – корабли» (Крейсер «Аврора» , Ледокол «Красин», подводная лодка «Народоволец»). | 1 час | |
18 | Поделка из пластилина «Музей - корабль». | 1 час | |
19 | Проект «Музеи – поезда» (Центр. Музей железнодорожного транспорта, музей железной техники, Детская железная дорога). | 1 час | |
20 | Поделка из картонных бытовых упаковок «Наш поезд». | 1час | |
21 | Проект «Музеи мультиков и игрушек (Музей – театр анимации «Тарабум», Музей – театр «Сказкин дом», Музей кукол).Студия «Петербург» - Смешарики, Студия «Мельница». Рисунок «Мой любимый герой». | 1 час | |
22 | Проект «Музеи занимательной истории (Детский музейный центр на Болотной), музей «Вселенная воды», Музей ретро автомобилей). | 1 час | |
23 | Эксперимент с водой, Рисунок «Вещь из прошлого». | ||
24 | Проект «Все и сразу». (Грандмакет Россия, Кидбург, Океанариум). | 1 час | |
25 | Описание «Кем работают члены твоей семьи». «Нумизматическое» задание «Найди ценную монетку». | ||
26 | Проект «Вокруг станции метро «Крестовский остров» Елагин остров, ЦПКиО, | 1 час | |
27 | Крестовский остров – самый детский остров в Петербурге. Поделка – оригами «Лодка». | 1 час | |
28 | Проект «Лето круглый год» Ботанический сад. Сады бабочек. Рисунок «Мое лето». | 1 час | |
29 | Проект «Пешком по Невскому». (Составление схемы достопримечательностей). | 1 час | |
30 | Проект «Мосты Санкт – Петербурга». Задание «Придумай и нарисуй условные обозначения для самых известных мостов города». | 1 час | |
31 | Проект «Пригороды Санкт – Петербурга» (Петергоф). | 1 час | |
32 | Царское село. Составление кроссворда «Символы пригородов СПб» | 1 час | |
33 | Проект «Веселье круглый год». (Составление Петербургского праздничного календаря). Игра – «запоминалка по истории города». (Сочинение стихов). | 1 час |
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к своему городу, стране.
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
- интерес к новым объектам и достопримечательностям города, желание посетить и узнать больше. (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Адмиралтейская»). (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Гостиный двор»).
- Новые возможности для развития творческих способностей; («Придумай и нарисуй условные обозначения для самых известных мостов города»).
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; (Составление кроссворда «Символы пригородов СПб»).
- проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников;( Поделка из картонных бытовых упаковок «Наш поезд»).
- находить необходимую информацию из разных источников для составления задания или создания сообщения. Составление кроссворда «Символы пригородов СПб»).
- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать увиденное.( Эксперимент с водой).
- выделять основные события и делать краткую запись; («Паспорт Петербурга»).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, грамотно презентовать свою работу; (Описание «Кем работают члены твоей семьи»).
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; (Составление Петербургского праздничного календаря). Игра – «запоминалка по истории города». (Сочинение стихов).
- задавать вопросы;
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании.
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях.
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга, составлять собственную карту – схему достопримечательностей. (Проект «Пешком по Невскому». Составление схемы достопримечательностей).
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами.
Список литературы:
1. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.
2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010
3. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.
4. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.
5. ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010
6. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011
8. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
9. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.
10. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002
11. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.
13.О. Феофанова, Ю. Гурко. «Прогулки по детскому Петербургу». – СПб.:Питер, 2013 – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа в группе продленного дня
Беседа в группе продленного дня "Учимся быть организованными"...
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Беседа в группе продленного дня «Правила хорошего тона»
Ход беседы Вступительное слово воспитателя ГПД:Ребята, мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте. Однако она существует. Это сказочная страна, страна Вежливости. В этой стра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по занятиям в группе продленного дня МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫУниверсальные учебные действия:Личностными результатами программы являются: Развитие целеустремленности, умения пре...
Беседа в группе продленного дня на тему: «С чего начинается Родина?»
Цель: - расширить, знания детей о понятиях Родина, малая родина.Задачи:- развивать познавательную и творческую активность;- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;- развива...