Конспект урока " На пути к единству."
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Предмет: Окружающий мир (история)
Класс: 4
Тема урока: На пути к единству.
Цели урока: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты:
· Предметные: научатся рассуждать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства интересах граждан для сохранения независимости страны.
· Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки.
Понятия: Смутное время. Гражданская война. Интервенция. Семибоярщина. Народное ополчение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир (история)
Класс: 4
Тема урока: На пути к единству.
Цели урока: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся рассуждать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства интересах граждан для сохранения независимости страны.
- Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки.
Понятия: Смутное время. Гражданская война. Интервенция. Семибоярщина. Народное ополчение
Этап | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | 1 мин | Долгожданный дан звонок Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. Добрый день. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русской истории. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? Вы можете к ним прикоснуться? Зачем вам это нужно? | Словесный: слово учителя. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. |
2.Проверка домашнего задания | 3 | - Кто такой Семён Дежнёв? - Что он открыл? - Какие труды оставил после себя митрополит Макарий? - Кому принадлежит честь быть первопечатником на Руси? - В чём состояло мужество митрополита Филиппа? - Как называлась первая печатная русская книга? | Словесный: Задает вопросы. | Вспоминают тему прошлого урока. Отвечают на вопросы. | П: строить речевое высказывание |
3.Постановка Учебной задачи | 3 | «Ушли в историю года Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда? Победой вписана строка, и славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой под звон грядущих перемен. Деревни, села, города с поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда! - Ребята о чем мы сегодня с вами будем говорить, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего занятия? (Смутное время) | Словесный: ответы на вопросы. | Отвечают на вопросы Работа с понятиями. | К: формулировать собственную позицию и мнение; |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | 15 | - Как вы понимаете термин Смута? (война, голод, нет законов) - Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности. Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. - Найдите в учебнике на с. 40 термин «смутное время». - После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова. Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича. - После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598 года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России. - Сейчас я включу видео смотрите внимательно. Вам нужно будет назвать причины смутного времени. - Вы внимательно прослушали, а теперь вместе попытаемся определить причины смутного времени. - Называют причины смутного времени: 1. Пресечение династии Рюриковичей. 2. Неурожай и голод в стране. 3. Закрепощение крестьян. - Следующий этап нашего урока «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война. Смотрим видео и готовимся отвечать на вопросы. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия? Кто поддержал в Польше Лжедмитрия? Почему польские магнаты поддержали самозванца? Какие слои общества подержали самозванца и почему? Укажите годы правления Лжедмитрия 1? Что сделал Лжедмитрий сделал с Василием Шуйским? Что беспокоило московских бояр? Какое событие вызвало переворот в Москве? | Словесный: Слушать ответы детей. Практический: Просмотр видео. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Смотреть видео. Отвечать на вопросы. Строить речевые высказывания. Называть причины. Делать выводы. | П: осмысленно читают Р: принимать и сохранять учебную задачу |
5.Физминутка | 3 | А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики. | Практический: выполнение движений. | Выполнение движений. | |
6.Закрепления знаний и способов действий | 15 | - Сейчас смотрим ещё видео. И готовимся отвечать на вопросы. - о ком это видео? Кто такие Минин и Пожарский? - Что они сделали для России? Где находится памятник этим героям? - Работаем с учебником. Открываем с. 41-43 прочитайте самостоятельно рубрику «Календарь памятных дней». - В чём заключается подвиг Гермогена? - Как его слово повлияло на единение народа Руси против захватчиков? | Словесный: ответы на вопросы. Практ.: просмотр видео, чтение текста | Отвечать на вопросы. Читать текст Смотреть видео. | П: строить речевое высказывание в устной форме |
8.Подведение итогов занятия 9.Д/З 10.Рефлексия | 3 1 1 | Что нового вы узнали? Что вы запомнили? Назовите причины Смутного времени? Какие слои населения участвовали в событиях Смутного времени? Какие они ставили цели перед собой? Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа? Рабочая тетрадь с.22- 23 задание 1,3,5. - Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш. -Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый. -Если вы недовольны собой – красный. | Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока Проводит рефлексию | Отвечают на вопросы. Производят рефлексию. | К: формулировать собственное мнение Р:осуществлять итоговый контроль; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Безопасный путь в школу"
Цель: Совершенствовать знания детей по ПДД, сконструировать план улицы....
Внеклассное занятие по теме "Толерантность. Сотрудничество и поддержка путь к единству"
Занятие направлено на создание классного свода законов и правил, по которым будет жить класс. На занятии применяется технология АМО....
Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс
Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Учебно - методический комплект (Технологическая карта урока истории и мультимидийная презентация на тему: На пути к единству) 4 класс
Технологическая карта урока истории 4 класс на тему: На пути к единству...

Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...