Защита проекта "Семь веков русского рубля"
проект по истории (4 класс) на тему
Данный материал содержит защиту (итог работы учеников 4 класса над проектом) проекта "Семь веков русского рубля на областном фестивале ученических проектовю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защита проекта "Семь веков русского рубля" | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ СШ №30 г.Волжского Волгоградской области Тромбач Л.Г. Защита проекта
Название проекта: Семь веков русского рубля
Актуальность:
этот пробел.
Цели:
- Подобрать и изучить материалы по теме.
- Выяснить этимологию слова «рубль» и проследить историю и развитие формы денежной единицы рубль.
- Обобщить полученные знания )
Задачи:
1. Выяснить, когда впервые появился и как менялся облик рубля на Руси.
2.Объяснить происхождение слова «рубль», истолковать его значение.
3.Проследить изменение рубля
Этапы работы над проектом
700 лет рублю!
Мы расскажем почему:
Кто придумал, кто создал,
Кто эскиз нарисовал!
Кто чеканил, кто рубил,
Кто на что менять ходил!
.
Первым прообразом денег на Руси служил натуральный обмен, когда в качестве платы за желаемый товар предлагался другой, не менее ценный. Это мог быть крупный рогатый скот или пушной зверь, такой как белка, соболь, куница, медведь и другие.
(слайд 7)По мере того как торговля развивалась, стали использовать и первые деньги на Руси в виде металлических монет. Это были арабские дирхемы из серебра и золотые византийские монеты. На Руси за ними закрепилось название куны – кованые металлические монеты. Кунами на русской земле называли любые монеты, независимо от места их происхождения.
Первые деньги на Руси появились в IX веке и были завезены на русскую землю восточными торговцами, особенно из Византийской империи, где в ходу уже были чеканные золотые монеты. Затем стали появляться монеты из других стран.
(слайд 8) Собственную чеканку монет на Руси освоили в X веке. Их прозвали златниками и сребрениками. На монетах чеканили образ князя Киевского с трезубцем, служившим гербом Рюриковичей и Киевской Руси. Эти монеты были обнаружены при раскопках кладов того времени. До этого момента считалось, что на Руси не чеканили собственных денег.
Маша: (слайд 9) Деньги на Руси исчезли в период татаро-монгольского ига, в связи с остановкой торговли. В качестве расчётной единицы использовали раковины и серебряные слитки. Эти слитки называли гривнами. Гривна имела разную форму. В Новгороде она была похожа на брусок, а в Киеве выглядела как шестиугольник и весила 200 граммов.
(слайд 10)Гривна -женское украшение, носимое на шее — загривке. Слиток серебра, равный по весу такому украшению и получил название «гривна». Гривна представляла собой тяжелый серебряный слиток шестиугольной формы (в Киеве) или в форме бруска (в Новгороде). Вес гривны — около 200 граммов.
(слайд 11) Безмонетный период закончился во время правления Дмитрия Донского. С 1380 года в Москве стали чеканиться собственные монеты. Образ князя с топором и саблей чеканили вместе с регалиями золотоордынского хана. Ведь земля русская ещё зависела от Золотой Орды.
(слайд 12) Серебряная монета Дмитрия Донского называлась денгой. Вес её составлял 93 г и соответствовал 200-й части гривны. Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и веса. Похожи они были на крупную рыбью чешую.
( слайд 13) Мы решали, мы гадали –
Что же «РУБЛЬ» означает?
Может, рубль – «отрубить»?
А потом узнали – он
Это слиток со швом!
Версия первая: от глагола рубить. Историки исходили из того, что в то время гривну серебра разрубали на две равные части. Эти части называлась рубли, их потом также рубили на две равные части (полтины).
(слайд 14)
Версия вторая: «рубль» происходит от названия древней технологии, согласно которой серебро заливалось в форму в два захода, что подтверждается наличием на серебряных платежных слитках Великого Новгорода хорошо заметного шва на ребре. Слово "руб", по мнению исследователей, означает край, кайма. Таким образом, дословно термин рубль, вероятнее всего, нужно понимать как "слиток со швом".
(слайд 15)
Рубль становился все более популярным, но для его изготовления требовалось серебро, которого на Руси в те годы не было. Поэтому рубли отливали из запасов серебряных монет других государств. Благо Великий Новгород сохранял стабильные связи с Западной Европой и в качестве расчетов за товары и услуги получал лепешкообразные германские серебряные слитки.
(слайд 16)
При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты.
В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет. На деньге мелкого веса, сделанной из серебра, изображался всадник с мечом. Эти монеты получили название мечевых. На деньгах крупного веса, тоже серебряных, изображался всадник с копьем в руках. Они назывались копейными денгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму, а размер - с арбузное семечко
(слайд 17)
Прошло более 100 лет. В 1654 году появились «ефимки» —серебряные монеты, равные 1 рублю. При изготовлении ефимок использовалось серебро после переплавки германских талеров. Эта монета стала первой на Руси, на которой располагалась надпись «рубль». На лицевой стороне монеты был изображен двуглавый орел, а на оборотной стороне – царь на коне.
(слайд 18) Петр I начал денежную реформу с введения новых монет, необходимых для мелочной торговли: медной денги (полкопейки), полушки (четверть копейки) и полуполушки (восьмая часть копейки).
В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты., червонец, двойной червонец
(слайд 19) В 1769 голу Екатерина II специальным манифестом ввела в обращение на всей территории Российской империи бумажные деньги – ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Таким образом, именно АССИГНАЦИИ - историческое название бумажных денег.
слайд 20 Прошло несколько столетий. Проходили денежные реформы, рубль менял свой облик. В 1897 году Россия чуть было не лишилась рубля. А всё из-за министра финансов Витте - он предлагал ввести в обращение новую валюту «Русь» или «Рус».Но рубль здравствует и сейчас.
Жизнь моя не легка –
Я прожил многие века!
Был разным – серебристым,
Слитком длинным , неказистым.
После я монетой стал –
О хорошем ведь мечтал!
Серебряный, золотой, бумажный,
Даже платиновый - важный .
Вот какой разнообразный!
С днём рождения меня!!
(слайд 21) В России установлено три памятника рублю — в Димитровграде (Ульяновская область), в Сыктывкаре (Республика Коми) и в Томске.
( слайд 22) Выводы: мы узнали, что рубль имеет давнюю историю, много раз менялся его облик, и хотя многие зарубежные скептики пророчили его «скорую кончину», чувствует себя довольно неплохо!
С днём рождения, российский РУБЛЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....
1 класс УМК Начальная школа XXI века Русский язык Знаки в конце предложения
1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык "Знаки в конце предложения"Коспект урока и презентация. (Есть элементы работы на Смарт доске)...
Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ...
Защита проектов по русскому языку "Орфографический словарь" 3 класс
Все – кто хочет расширить свой кругозор.Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.Все – кем движет великая сила – любознательность.Все – кому хочется в знаниях...