Прогулки по Петербургу. Мосты через Неву.
методическая разработка по истории (1 класс) на тему
Прогулки по Петербургу. Мосты через Неву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neva_mosty.ppt | 1.19 МБ |
neva.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николаевский мост(Благовещенский мост).Фото 1900 г.
Литейный мост.
Троицкий мост.Нева.
Троицкий мост.Нева.
Дворцовый мост.
Дворцовый мост.1976 г.
Мост Петра Великого
Мост Александра Невского.
Финляндский железнодорожный мост
Володарский мост
Большой Обуховский мост
Предварительный просмотр:
Нева - центральная водная магистраль Санкт-Петербурга. Она соединяет Ладожское озеро и Финский залив.В геологическом отношении Нева сравнительно молода,ее возраст приблизительно 4000 тыс. лет. Протяженность реки невелика,около 74 км., из которых в городской черте проходит 32 км.. Средняя ширина Невы от 400 до 600 метров, но у прибрежной полосы Финского залива она расширяется до 1200 метров. Глубина в среднем от 8 до 11 метров, но есть места,где глубина Невы составляет 24 метра(например в районе Литейного моста).Нева проносит воды столько же ,сколько реки Днепр и Дон вместе взятые. Нева славится своими наводнениями. За всю историю существования Санкт-Петербурга произошло более 300 наводнений. Долгое время через Неву не было постоянных мостов.Во времена правления Петра I мостов не наводили,во-первых, считалось, что это помешает судоходству.Во-вторых, государь стремился чтобы жители новой столицы учились управлять судами. После смерти ПетраI появляются первые временные - плашкоутные мосты через Неву(плашкоут - баржа,стоящая на якоре, подобно пантону). Первый постоянный мост через Неву появился лишь в середине XIX века, что стало возможным,благодаря развитию строительной техники и появлению новых металлических конструкций . Все постоянные мосты через Неву разводные, так как по реке проходит часть Волго-Балтийского пути.
Благовещенский мост-первый постоянный мост через Неву.Его еще называют символически "Невской губой", за ним на расстоянии 2-3 километров начинается Финский залив. Создавался мост по проекту инженера путей сообщения С.В.Кербедза с 1843 по 1850 годы. Все металлические конструкции моста изготавливались на отечественных заводах.
Благовещенский мост обладал выразительным архитектурным обликом , на нем были установлены сложные по рисунку перила, которые были спроектированы архитектором А.П.Брюлловым.В каждом звене решетки - символы моря:раковина, трезубец Нептуна и морские коньки . Пышные листья аканта напоминают пенистые гребни волн.Планировалось украсить устои моста аллегорическими фигурами, но из-за финансовых трудностей этот проект не был реализован. В 1854 году на быке у разводного пролета была поставлена часовня, посвященная Св.Николаю-покровителю мореплавателей(арх.А.И.Штакеншнейдер).
В 1855 году,после смерти императора Николая I мост переименовали в Николаевский,но название Благовещенский тоже продолжало употребляться. Одновременно с постройкой моста развернулись работы по благоустройству правого берега Невы. После октябрьской революции 1917 года Николаевский (Благовещенский )мост вновь переименовали в мост Лейтенанта Шмидта и до 1930-х годов он прекрасно справлялся со своими функциями, но в 1938 году его заменили на новое сооружение, в связи с изменениями условий и требований судоходства.Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь.Чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу,построенного в 1953-1956 годах, мост ветеран получил вторую жизнь.В истории мостостроения это уникальный случай "переезда"металлического моста с одной реки на другую.
Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь. Фонари перенесли в центр Марсова поля, а перила,созданные по проекту А.П.Брюллова,установили на реконструированном мосту. Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева.Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта,которые пошли по нему на рубеже XX и XI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института" Стройпроект". После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил,созданных А.П.Брюлловым. Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м..
Дворцовый мост через Неву связал Адмиралтейскую и Университетскую набережные. В середине XIX века ,после постройки первого постоянного моста через Неву (Благовещенского), сюда – к Зимнему дворцу был перемещен наплавной Исаакиевский мост, который раньше связывал Университетскую набережную с Сенатской площадью. Его реконструировали по проекту инженера И. К.Герарда и дали ему новое имя- Дворцовый, благодаря Зимнему дворцу, который находится в непосредственной близости.
В 1880-е годы возникла потребность в создании постоянной переправы, которая бы соединила Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону. Решение о замене наплавного Дворцового моста на постоянный приняли в 1900 году. Был проведен конкурс на лучший проект. Строительство началось в 1912 году по проекту А.П.Пшеницкого. В проектировании моста так же принимали участие Л.Н. Бенуа, Р.Ф. Мельцер, М.М. Перетяткович. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны, возникли перебои с финансированием. В результате строительство Дворцового моста осуществлялось замедленными темпами. Движение по Дворцовому мосту открыли лишь в 1916 году, но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.
В 1917 году Дворцовый мост переименовали в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в 1944 году. В 1939 году деревянные ограждения моста были заменены чугунными с советской символикой (проект скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова). Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году, а в 1977 году он был реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена еще одна реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова, в следующем году сняли трамвайные пути. Общая длина Дворцового моста сегодня составляет 260,1 м., а ширина 27,8 м..Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга.
Троицкий мост – третий постоянный мост через Неву. Он соединил Петроградскую сторону с центральными районами города. Еще в 1827 году на этом месте был сооружен самый длинный в Петербурге плашкоутный мост(500м.). Его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади. После двух международных конкурсов, к исполнению был принят проект, созданный французской фирмой «Батиньоль». Новому мосту решено было присвоить историческое название.Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны.
Строительство Троицкого моста являлось важным политическим шагом на встречу Франции. Еще 25 сентября 1896 года во время визита в Париж Николая II был заложен мост через Сену, который назвали мостом Александра III. Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора. Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченным фирмы «Батиньоль» в Санкт-Петербурге — Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау).По договору фирма «Батиньоль» обязывалась построить мост к 1901 году. Однако эти сроки она не выдержала и заплатила в городскую казну штраф в 150 000 рублей. Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим французский президент снова побывал в столице Российской Империи.
В организации строительного процесса многое было сделано инженерами и архитекторами Российской Академии Художеств(Л.Н.Бенуа,Н.А.Белелюбским,Г.И.Котовым и др.). Они же предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Это предложение было принято. Торжественное открытие моста состоялось весной 1903 года. В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. В 1918 году Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В декабре 1934 года после гибели С.М. Кирова он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды. В 1950-х годах с обелисков сняли оригинальные памятные доски с текстами о закладке и открытии моста, с именами его авторов и строителей. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С.М. Кирове.
В 1960-е годы мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. По проекту инженера Г.М. Степанова и архитектора Ю.М. Синицы была проведена его реконструкция. В 1965–1967 годах двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22 до 43 метров. В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть. В 1991 году мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году на обелиски были возвращены оригинальные доски.
Литейный мост (1875-1879) стал второй по счету постоянной переправой через Неву . Он переброшен через Неву в том месте ,где она имеет наибольшую глубину 24 м..
Свое название мост получил благодаря Литейному двору ,это старейшее предприятие основанное еще Петром I. На Литейном дворе велось литье пушек для успешного ведения Северной войны.
Сам Литейный двор не сохранился,но название Литейный закрепилось и за мостом и за нынешним Литейным проспектом, на который мост раскрывается на левом берегу Невы.
Литейный мост создавался по проекту инженеров А.Е.Струве и А.А.Вейса. Перила моста изготовлены по проекту архитектора К.К.Рахау.Чугунные стойки и чугунные литые секции-пример высокохудожественного литья.
В центре каждой секции перил картуш со щитом на котором изображен герб Санкт-Петербурга(два перекрещенных якоря-морской и речной, а между ними скипетр. Щиты поддерживают с двух сторон русалки,хвосты которых вплетены в растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков-морские животные.
Спустя некоторое время после открытия Литейный мост был переименован в Александровский или мост Александра II, но эти названия не прижились. Окончательно название Литейный за мостом закрепилось в 1917 году. Долгое время мост оставался единственным,который освещался электрическими фонарями,изобретением П.Н.Яблочкова,которое из-за противодействия монополии газовщиков не получило применения для освещения самого города. В1966-1967 годах была проведена реконструкция моста по проекту инженеров Л.А.Вильдгрубе,Н.Д.Шипова,К.П.Клочкова и архитектора Ю.И.Синицы, перила моста были сохранены. Сегодня общая протяженность Литейного моста составляет 396 м., а ширина 34м..
Мост Петра Великого (Большеохтинский)-соединяет район Большой и Малой Охты с левым берегом Невы. Его торжественная закладка произошла в честь двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в честь триумфатора этой битвы - императора Петра Великого.
В 1901 году Городской Думой был объявлен международный конкурс на лучший проект нового Охтинского моста.В конкурсе приняли участие инженеры из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии.
Всего вместе с российскими было получено 16 проектов. Кроме того, вне конкурса было представлено ещё три работы. Одну из них, предоставленную под девизом «Свобода судоходству», конкурсная комиссия решила приобрести. Её авторы — профессор Николаевской инженерной академии Г.Г. Кривошеин и военный инженер В.П. Апышков. В отличие от остальных работ он предлагал устройство разводного пролёта по середине русла Невы, необычным было и устройство дорожного полотна, оно было подвешено к нижней части мостовых арок. Весной 1907 года произошел трагический случай - затонул пароход «Архангельск»,который перевозил пассажиров с одного берега Невы на другой.
Это событие ускорило принятие проекта ,после некоторых доработок его утвердили в сентябре 1907 года. Новым стало не только техническое устройство моста, но и его внешний облик. Мост состоит из трех пролетов, два из них перекрыты металлическими арочными фермами . По бокам средний разводной пролет фланкируют две башни, облицованные гранитом, в них находится система управления разводным механизмом. На стенах башен шесть бронзовых досок с именами тех , кто принимал участие в создании моста. Применение гранита, так же как и детали ,выполненные в духе романского стиля, придает внешнему облику моста суровость. Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста — золотая, но закрашена в один цвет со всеми остальными.
Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролёты. Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе — 136 метров. Мост Петра Великого был открыт 26 октября 1911 года, хотя строительные работы продолжались ещё до 1913 года. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский. Благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы потребовались только в 1971.
В 1982—1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта — инженеры А. Д. Гутцайт, Р. Р. Шипов; архитекторы — Ю. Г. Шиндин, Н. А. Дибцев. Однако в начале 1990-х мост пришлось закрыть на капитальный ремонт, который несмотря на недостаток финансирования был завершён в 1997 году. Еще в 1990-е годы мосту вернули его историческое название ,а в 2000 году на мосту Петра Великого заработала новая подсветка . Общая длина моста 335 метров, а его ширина 23,5 метра.
Мост Александра Невского через Неву связывает Невский проспект с Заневским ,который находится на Малой Охте. Близость Александро-Невской Лавры предопределила название этой невской переправы.
Этот мост оставался до 2004 года самым длинным в городе- его длина без береговых устоев 629 метров(905.7 метров - общая протяженность). Каждая из двух симметричных боковых его частей, выполненных из железобетона, представляет собой двойную пологую арку, перекрывающую пролеты в 123,5 и 110 метров. Средний 50 метровый пролет со стальными крыльями решен как разводной. Проект моста разрабатывала группа инженеров под руководством А.С.Евдонина и архитекторы А.В.Жук, С.Г.Майофис и Ю.И.Синица.
Проектировщикам удалось добиться впечатления легкости очертаний пролетных строений. Строительные работы начались в 1960 году. При строительстве были применены ряд новых технологий: впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор, так же в конструкции переправы были использованы ванты — натянутые в железобетонных конструкциях тросы. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковки на 230 машин.
В период строительства мост называли Старо-Невским. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года, к годовщине Октябрьской революции. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского.
Несмотря на то, что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далёким от идеала. Гидроизоляция была выполнена из стекловаты, которая стала растворяться в битуме. Ванты, смазанные пушечным маслом, стали быстро ржаветь и уже через 2 года после начала эксплуатации 56 из них лопнуло. Реконструкция моста тогда произведена не была, а в 1987 году в Неву рухнул 17-тонный противовес разводного пролёта. В 2000—2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова. В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы, а в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.
Финляндский железнодорожный мост - находится на Финляндской соединительной железнодорожной ветке. Мост, построенный в основном на средства Великого Княжества Финляндского, имел стратегическое значение, соединив Финляндскую железную дорогу с другими железными дорогами страны. Строительство моста осуществлялось в 1910—1912 годах по проекту инженеров Н. А. Белелюбского, Г. Г. Кривошеина, И. Г. Александрова и архитектора В. П. Апышкова.
Металлический мост состоит из четырёх одинаковых пролётов длиной по 110 метров каждый, в виде арок с «ездой по низу», и двукрылого разводного пролёта в центре.
На левом берегу подъезд к мосту проходит по железобетонной многопролетной эстакаде, построенной в 1911—1913 годах по проекту датской фирмы, на правом — по металлическому путепроводу.
Пешеходное движение и перемещение по мосту на велосипеде фактически закрыто, что создает дополнительные трудности для проживающих поблизости людей (до ближайшего моста, где движение пешеходов возможно — более 1.5 км .).
Длина моста 538 метров (1139 метров с прилегающими эстакадами). По конструктивному и композиционному решению этот мост близок к Большеохтинскому . Конструкцию моста повторяет железнодорожный мост через Даугаву в Риге.
В 1983 году в мост врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии» с 500 тоннами ряпушки на борту. Получив пробоину и пройдя еще несколько сотен метров, он ушел под воду посередине Невы, на полпути к мосту Александра Невского.
В 1983—1987 годах параллельно старому мосту с низовой стороны был сооружен новый мост, по проекту инженера О. Ю. Русина. Таким образом, Финляндский железнодорожный мост это фактически два моста. В 1988 году старый мост был закрыт для движения поездов из-за серьезных коррозионных повреждений, а в 1994 году на нем были демонтированы разводной пролет и механизм разводного пролета. В 2002—2003 годах в связи со строительством Ладожского вокзала был произведен капитальный ремонт старого моста, общей стоимостью около 900 миллионов рублей.
Володарский мост соединил Народную и Ивановскую улицы. Свое название он получил в честь деятеля революции В. Володарского, убитого в 1918 году. В 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник.
Строительство моста началось в 1932 году, мост стал первым, построенным в Ленинграде в советское время, и первым железобетонным мостом через Неву. Новая переправа создавалась по проекту инженера Г.П. Передерия и архитекторов А.С. Никольского и К.М. Дмитриева.
Мост был одним из первых крупных мостовых проектов советского времени, поэтому в нём реализован ряд технологических и архитектурных новшеств. Впервые были организованы двухуровневые развязки на набережных, впоследствии такие же стали появляться в Москве. При сооружении разводного пролёта была применена сварка, что стало первым опытом применения сварки в столь крупных сооружениях.
Торжественное открытие Володарского моста состоялось 6 ноября 1936 года, в дни празднования годовщины Октябрьской революции. В 1970—1971 проведена реконструкция, однако впоследствии эксплуатация моста сопровождалась авариями. 10 сентября 1985 года проходивший под мостом плавучий док задел крылья моста, блокировав разводной механизм. Трубчатая арматура оказалась перенапряжённой.
Проект реконструкции моста был разработан инженером Н. Г. Тихомировым и архитектором Ю. И. Синицей и реализован в 1989—1993 гг. В это время, рядом с реконструируемым мостом ниже по течению, был сооружён и использовался временный автобусно-пешеходный мост. Разводной пролёт временного моста не поднимался, как у большинства разводных мостов, а сдвигался в направлении Народной улицы. Опоры моста были сохранены, однако железобетонные конструкции были заменены на металлические балочные. Последний ремонт моста проводился в 2008 , на сегодняшний день длина моста без подъездов — 332 м, ширина — 36 м..
Большой Обуховский мост через Неву соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области.
Часто Большой Обуховский мост называют просто «Вантовый», подобная конструкция применена в Санкт-Петербурге впервые , к тому же это первый и единственный неразводной мост через Неву.
Он построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролетом, мост совершенно незаметен для плывущих по реке судов. Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны сложны.
Так первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, а вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами по Рабфаковской улице и проспектом Обуховской обороны, где помимо того проходят трамвайная линия и железнодорожные пути.
Проектировщик Большого Обуховского моста — ЗАО Институт «Стройпроект», генеральный подрядчик — ОАО Мостоотряд №19. В строительстве принимали участие многие субподрядные организации. Открытие первой очереди моста состоялось в декабре 2004 года, он явился важной составляющей Петербургской кольцевой автодороги (КАД).
В открытии моста принимал участие президент РФ В. В. Путин. В октябре 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение. Полная длина моста составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды. Сегодня это самый длинный мост в Санкт- Петербурге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга в цифрах" - Нева и крепость Орешек
Презентация дает зрительное представление о Неве и невской дельте, местоположении и значении крепости Орешек, предлагает решить задачи по названной теме. Решение задач возможно на интерактивной доске....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Петербургу"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8-10 лет предполагает аудиторные и выездные занятия, 34 часа в год....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые прогулки по Петербургу"
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
проектная работа "История моста через речку Малая Черепаниха в математических задачах"
проектная работа "История моста через речку Малая Черепаниха в математических задачах"...
Прогулки по Петербургу 1
Викторина 3 класс по истории Санкт-Петербурга ( к пособию Е.В.Дмитриевой)...
Прогулки по Петербургу 4
Викторина по истории Санкт-Петербурга для 3 класса ( к пособию Е.В.Дмитриевой)...
История и культура Санкт-Петербурга.Мосты. Проверочная работа.3-4 класс
Данная работа может быть использована как на уроках истории, так и на уроках русского языка при изучении определённых тем,на внеклассных занятиях....