Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории по теме
Рабочая программа ориентирована на учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского "История Средних веков" М.: Просвещение и истории России с древности до конца XVI века под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и рассчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klass.docx | 44.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАЛУГА
ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Калуга
/_____________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ с. Калуга __________________ /______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Артемьевой Елены Александровны
II квалификационная категория
по учебному курсу
История
6 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №______ от
« »________20___г.
20___/20___ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под редакцией Л.Н. Алексашкиной
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» М.: Просвещение, 2010.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Календарно-тематическое планирование составлено:
История Средних веков -32 ч.
История России (с древности до концаXVI в.) – 38 ч.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся | ||
уроки | л/работы | к/ р | ||||
1. | Введение | 1 | ||||
2 | Становление средневековой Европы (VI-XI века) | 7 | ||||
3 | Византийская империя и славяне в VI-XI веках | 3 | ||||
4 | Арабы в VI-XI веках | 3 | 2 | 1 | ||
5 | Феодалы и крестьяне | 2 | ||||
7 | Католическая церковь в XI-XIII веках | 2 | ||||
8 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) | 5 | ||||
9 | Германия и Италия в XII-XV веках | 1 | ||||
10 | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 3 | ||||
12 | Народы Азии, Америкии Африки в Средние века | 3 | ||||
13 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Введение. | 1 | ||||
15 | Русь Древняя | 8 | 7 | 1 | ||
16 | Политическая раздробленность на Руси | 10 | 9 | 1 | ||
17 | Московская Русь | 16 | 14 | 1 | 1 | |
18 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | ||
Итого: | 70 | 61 | 4 | 5 |
Содержание тем учебного курса :
История средних веков (32 часа)
Введение. (1 ч). Понятие Средние века. Хронологические рамки Средневековья.
Становление средневековой Европы (VI-XI века) (7 ч)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Гунны. Появление государства. Феодалы и крестьяне. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов.
Образование государств во Франции, Германии,
Франкское государство. Франки (расселение, занятия, хозяйственное и общественное
Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч)
Территория, хозяйство, государственное устройство церкви. Византийские императоры. Культура Византии.
Арабы в VI-XI веках (3 ч)
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Культура арабов.
Феодалы и крестьяне (2 ч)
Знать и рыцарство. Феодальное землевладение Европейское рыцарство (образ жизни и правила поведения). Феодальная знать.
Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальная зависимость.
Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры.
Католическая церковь в XI-XIII веках (2 ч)
Разделение христианства на католицизм и православие.. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (5 ч)
Франция. Усиление королевской власти. Генеральные штаты. Образование централизованного государства.
Англия. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей.
Столетняя война. Причины и итоги. Жанна д Арк.
Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Германия и Италия в XII-XV веках (1 ч)
Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов.
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (3ч)
Реконкиста. Сословные монархии. Объединение Кастилии и Арагона.
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны, их значение.
Народы Азии, Америкии Африки в Средние века (3ч)
Османская империя.Завоевание турок-османов, образование империи. Управление империей.
Китай. Император и подданные. Борьба против завоевателей.
Индия. Индийские княжества. Вторжение мусульман.
Культура народов Востока.
Итоговое повторение (2 ч)
История России с древнейших времен до конца 16 в
Введение (1 ч)
Что изучает история Отечества.
Русь Древняя (8 ч)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Рододлеменные отношения. Взаимоотношения с соседями.
Формирование Древнерусского государства в IX—X вв. Новгород и Киев. Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
Русь в конце X — первой половине XII в. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.
Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.
Политическая раздробленность на Руси
Великий Новгород, Владимиро-Суздальское княжество, западные и южные земли — Смоленская и Полоцкая, Киевская, Галицко-Волынская, Черниговская (географическое положение, политическое устройство, деятельность князей, развитие хозяйства, города, культура).
Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский*
Русь в середине XIII—XIV в.
Московская Русь (16ч)
Борьба за первенство Руси. Князья и Орда. Москва— центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Иван Калита. Княжеская власть и церковь. Мо-настыри. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Завершение политического объединения русских. Конец зависимости Руси от Орды. Иван Ш. Управление государством; Боярская дума, приказы. Поместная система и служилые сословия. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян.
Становление централизованного государства и самодержавной власти. Государство и церковь. Ереси.
Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия.
Итоговое повторение (2 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
Перечень учебно-методического обеспечения
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
Список литературы
Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
Короткова, М. В. История России EX-XVIII в.: дидактические материалы / М. В. Корот-кова. - М.: Дрофа, 2002;
Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
• Дополнительные пособия для учителя:
Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, Г часть;
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;
Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Использование ИКТ, проектная деятельность учащихся | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Происхождение понятия «Средневековье» | 1 | ||||
Становление средневековой Европы (VI-XI века) | ||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | ||||
3 | Королевство франков | 1 | ||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | ||||
5 | Христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | ||||
6 | Феодальная раздробленность | 1 | ЭУМК | |||
7 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | ||||
8 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | ||||
Византийская империя и славяне в VI-XI веках | ||||||
9 | Византия при Юстиниане | 1 | ||||
10 | Культура Византии | 1 | ||||
11 | Образование славянских государств | 1 | ||||
Арабы в VI-XI веках | ||||||
12 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | ||||
13 | Культура стран халифата | 1 | ||||
14 | Обобщающий урок на тему «Раннее Средневековье» | 1 | ||||
Феодалы и крестьяне | ||||||
15 | Феодалы и крестьяне | 1 | Презентация | |||
16 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 | ||||
Католическая церковь в XI-XIII веках | ||||||
17 | Могущество панской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | ||||
18 | Крестовые походы | 1 | Презентация | |||
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) | ||||||
19 | Как происходило объединение Франции | 1 | ||||
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | ||||
21 | Столетняя война | 1 | ||||
22 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | 1 | ||||
23 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 1 | ||||
Германия и Италия в XII-XV веках | ||||||
24 | Государства Южной и Центральной Европы | 1 | ||||
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | ||||||
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 | ||||
26 | Культура Западной Европы в XI-XV вв. | 1 | ||||
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | ||||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | ||||||
28 | Средневековый Китай | 1 | ||||
29 | Индия. Государства и культура | 1 | ||||
30 | Государства и народы доколумбовой Америки | 1 | ||||
Итоговое повторение | ||||||
31 | Обобщающий урок на тему «Расцвет Средневековья» | 1 | ||||
32 | Итоговый урок по истории Средних веков. Защита проекта | 1 | Проект | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | ||||||
33 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 | ||||
Русь Древняя | ||||||
34 | Восточные славяне в древности | 1 | ||||
35 | Соседи восточных славян | 1 | ||||
36 37 | Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. | 2 | ЭУМК | |||
38 | Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства. | 1 | Презентация к уроке | |||
39 40 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 2 | ||||
41 | Культура Древней Руси | 1 | ||||
42 | Быт и нравы | 1 | ||||
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX-первой половине XII вв». Защита проекта | 1 | Проект | |||
Политическая раздробленность на Руси | ||||||
44 | От княжеских усобиц к политической раздробленности | 1 | ||||
45 46 | Главные политические центры Руси | 2 | ЭУМК | |||
47 48 | Нашествие с Востока | 2 | ||||
49 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | ||||
50 | Русь и Орда в XIII-XV вв. | 1 | ||||
51 | Русь и Литва | 1 | ||||
52 | Культура Русских земель в XII- XIII вв. | 1 | ||||
53 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раздробленность на Руси» Защита проекта | 1 | Проект | |||
Московская Русь | ||||||
54 55 | Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. | 1 | ЭУМК | |||
56 | Куликовская битва | 1 | ||||
57 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | ||||
58 | Создание единого Русского государства. | 1 | ||||
59 | Российское государство в конце XV – начале XVI века. | 1 | ||||
60 | Российское государство в конце XV – начале XVI века. | 1 | ||||
61 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. | 1 | ||||
62 | Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв. | 1 | ||||
63 | Реформы Избранной рады | 1 | ЭУМК | |||
64 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | ЭУМК | |||
65 | Освоение Сибири | 1 | ||||
66 | Опричнина | 1 | Презентация | |||
67 | Русская культура XVI века | 1 | ||||
68 | Быт и нравы XVI века. | 1 | ||||
69 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Московская Русь» Защита проекта | 1 | Проект | |||
70 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс
Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса
Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ
Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая ...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...
Рабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории 7 класс...
Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для казачьего класса "История и культура Кубанского казачества" для 1-4 класса
Представлена рабочая программа в соответствиис ФГОС. Все компоненты структуры соотвествуют требованиям к оформлению рабочих программ....