Я – гражданин. Права и обязанности человека
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
На уроке истории ребята познакомятся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотрят статьи о правах человека из Всеобщей декларации человека; обсудят основные права и обязанности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основной файл | 43.5 КБ |
Презентация | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории
Тема: Я – гражданин. Права и обязанности человека.
Цель: Познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации человека; обсудить основные права и обязанности школьников; продолжить работу с понятием гражданин.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор для демонстрации слайдов.
Материал для работы в парах: карточки со статьёй о правах человека; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточка со списком литературных героев.
Ход урока
I. Настрой класса.
Закройте глаза. Направляйте мысленно во все стороны от себя добро, мир, любовь, своё тепло.
Какое у вас настроение? На что похоже: на солнышко или тёмную тучу?
Тучу уберём, а солнышко оставим и с хорошим настроением приступим к уроку.
II. Повторение пройденного материала. Показ слайда.
Прошлый урок помог нам понять – что значит быть гражданином России? Предлагаю вспомнить вместе, о чём мы говорили.
-Какими качествами должен обладать гражданин России?
-Как вы думаете являетесь ли вы гражданами России?
Учитель: Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойными учениками.
-Какими же качествами должен обладать школьник? (Ответы детей)
Учитель: Предлагаю дополнить ваши ответы отгадав кроссворд
На экране слайд с кроссвордом.
- Качество человека, который любит говорить правду? (Правдивость)
- Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
- Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)
- Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
- Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность).
П | Р | А | В | Д | И | В | О | С | Т | Ь | ||||
Р | А | З | У | М | Н | О | С | Т | Ь | |||||
А | К | К | У | Р | А | Т | Н | О | С | Т | Ь | |||
В | Е | Ж | Л | И | В | О | С | Т | Ь | |||||
О | Т | В | Е | Т | С | Т | В | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь |
Учитель: Какое слово выделилось? (Право)
III. Итак, сегодня мы поговорим подробнее о правах и обязанностях человека. А что такое права человека? (Ответы детей)
На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей)
Показ слайда
Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:
* Декларация прав человека
* Конвенция о правах ребёнка
Предлагаю рассмотреть некоторые права, основываясь на статьи из этих документов.
Работа в парах:
Каждая пара получает карточки с формулировкой статьи.
Задание: обсудить содержание статьи в паре и объяснить её остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске)
- статья 1- Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
- статья 3- Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
- статья 4- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
- статья 12- Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
- статья 26- Каждый человек имеет право на образование.
- статья 24- Каждый человек имеет право на отдых…
Список героев на доске:
Том Сойер (24)
Старик Хоттабыч (4)
Три поросёнка (12)
Золушка (1)
Филиппок (26)
Красная Шапочка (3)
Обсуждение статей сопровождается показом слайдов.
IV. Наша школа – это маленькое государство, в котором мы живём учимся, работаем.
Рассмотрим, какими правами обладаете вы – школьники.
Показ слайдов и их обсуждение.
Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей)
V. И нам пора немного отдохнуть. Физминутка.
VI. Показ слайда.
Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.
Учитель: Попробуйте объяснить это высказывание. (Ответы детей)
На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.
Я предлагаю вам необычную эстафету: «Нравится – не нравится»
Я начну. «Мне нравится в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга».
Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди)
Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе,нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?
Работа в парах.
Каждая пара получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках, сформулировать обязанности школьника.
- аккуратно, одежда.
- звонок на урок, встать
- доброжелательность, товарищи
- поведение на уроке
- бережно, школьное имущество
- кушать, столовая
- поведение на перемене
- дежурство
Показ слайда, на котором сформулированы обязанности школьника.
Учитель: Что хотели бы дополнить?
А какая обязанность сейчас самая главная?
VII. Подводим итоги.
Вспомним вопрос в начале урока?
Составьте синквейн на эту тему.
Ключевое слово – гражданин.
Показ слайда.
VIII. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П Р А В Д И В О С Т Ь Р А З У М Н О С Т Ь А А К К Т Т Т Т Т Т Т У Р Н Н Н О О О О С С С С Ь Ь Ь В В В В Е Е Е Ж Л И КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВОПРОСУ
СТАТЬЯ 1 Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
СТАТЬЯ 3 Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
СТАТЬЯ 4 Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
СТАТЬЯ 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному отношению.
СТАТЬЯ 12 Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
СТАТЬЯ 17 Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
СТАТЬЯ 26 Каждый человек имеет право на образование.
СТАТЬЯ 24 Каждый человек имеет право на отдых.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО
на семью, заботу, любовь,
медицинское обслуживание,
образование,
творческое развитие,
выбирать друзей
ПРАВА ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ ОБЯЗАННОСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....
Урок по окружающему миру "Права и обязанности человека", 4 класс
Урок- проект. Групповая работа....
Классный час "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"
Классный час "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"...
Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"
Программа курса рассчитана на учеников 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС, на 34 часа в неделю,...
Конспект урока по окружающему миру по теме «Основной закон России, права и обязанности человека»
Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Основной закон России, права и обязанности человека" для учащихся 4 - х классов. Также это занятие можно использова...
Презентация к уроку "Права и обязанности гражданина РФ" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: формирование представлений обучающихся о конституционных правах и обязанностях граждан РФ...
Классный час: «Права и обязанности человека»
Классный час направлен на создание условий для осознания обучающимися своей моральной ответственности за свое поведение и свои поступки, а также с целью способствовать восп...