Праздники народов России.
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Гайсина Любовь Михайловна

Цель урока:

  • Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • знакомство с историей возникновения праздников;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • формирование творческих способностей и навыков в работе;
  •  развитие стимулов к учёбе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc73 КБ
Package icon prazdniki_narodov_rossii.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

4-й класс

Урок 14. Праздники народов России.

Цель урока:

  1. Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

  1. знакомство с историей возникновения праздников;
  2. развитие ассоциативного мышления;
  3. формирование творческих способностей и навыков в работе;
  4.  развитие стимулов к учёбе.

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.

Объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


I. Проверка домашнего задания.

1  2  3  4  5  6  1  2  3  1  2  3  1  2

– Соедините правила поведения в общественном транспорте. Поясните, почему.

Самостоятельно пользоваться общественным транспортам можно только

всегда уступать место .

Женщинам с маленькими детьми и пожилым людям надо

громко разговаривать, смеяться, включать музыку.

В общественном транспорте нельзя

обратись за помощью к пассажирам или водителю.  

Если не знаешь , где выходить,

с разрешения родителей .

 Учащиеся делятся своими мнениями, которые у них получились в ходе выполнения домашней работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Обобщать и классифицировать.

6. Устанавливать аналогии.


Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.




Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



II. Актуализация знаний.

1  2  3  4  5  6  1  2  1  2  3  1  2

Учитель пишет на доске слово: праздники.(слайд 1 )

– Вспомните, какие праздники вы знаете?

Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, то откройте учебник на стр.132 и прочитайте 3 абзаца.

(слайд 3)

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.


III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1  2  3  4  5  6  1  2  1  2  3  4  5  1  2

Работа с текстом на с. 132 до чтения.

– Откройте учебник на с. 48 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Праздники народов России».)

– А что по вашему мнению оказывает влияние на происхождение тех или иных праздников?

Учитель предлагает прочитать текст на с. 132(пятый абзац).

Работа с текстом на с. 132 после чтения.(слайд 5)

-Что вы знаете о важнейших религиозных праздниках христиан, мусульман , буддистов?

-Что вам известно о Пасхе?

Заслушиваются мнения детей.


IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1  2  3  4  5  1  2  1  2  3  4  5  1  2

Работа с презентацией (слайды с 6 по 16)

– Какие слова вам были не понятны? Может вы хотите рассказать как в вашей семье отмечают этот праздник?

Работа с презентацией (слайды с 17-18).

Учитель организует комментированное чтение текста.

Работа с презентацией (слайды с 19 по 21).

– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

– О чём вы никогда не знали?

– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)

– Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?

– Что же составляет культурное богатство всей России?

– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?

Работа в группах.

Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока.

1 группа: О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.

2 группа: Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.

3 группа: Какое событие легло в основу праздника Пасхи?  Как издавна отмечали этот праздник наши предки?

После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.


V. Выражение

решения проблемы.

1  2  3  4  5  1  2  1  2  3  1  2

– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?

– А знаете ли вы как умели веселиться в старину во время религиозных праздников?

У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.


VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.


1  2  3  4  5  6  1  2  1  2  3  4  5  1  2

Учитель предлагает выполнить в группах задания на (слайд25)

Игра «Пасхальный стол».

 Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые  обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба, овощи, каша.


VII. Итог урока. Рефлексия.


1  2  3  4  5  1  2  1  2  3  1  2

Пофантазируем?

Составление синквейна на тему «Пасха» (работа в группах).

 Синквейн

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Ключевая фраза

Слово итог


– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?


VIII. Домашнее задание.


Читать стр.132-139 и нарисовать символы каждого дня Масленицы.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, представивших проекты по теме.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, верно работали по схеме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы.

Выражение решения проблемы.

          * Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы.

Итог урока. Рефлексия.

* Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из жизни.

[Введите текст]



Подписи к слайдам:

Праздники народов России
Презентация к уроку «Праздники народов России»Учебник М.Т.Студиникина «Основы светской этики» 4 классАвтор: Гайсина Любовь Михайловна,учитель начальных классов, МОУ «Тюбукская СОШ №3»Каслинского муниципального района
Цель урока:
Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.Задачи:знакомство с историей возникновения праздников;развитие ассоциативного мышления; формирование творческих способностей и навыков в работе; развитие стимулов к учёбе.
Классификация праздников:
Государственные;Светские (общественные);Семейные;Школьные;Религиозные. Приведите пример .
Самые распространённые религии в России:
Важнейшие религиозные праздники:
Пасха.
Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (но при этом православный праздник отмечается на неделю позже еврейского). Под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного. Главным пасхальным символом воскресения является яйцо, так как из яйца рождается новое существо, а Христос подарил жизнь.
На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Пасха всегда была любимым и общенародным праздником. Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок и свои дома и готовили подарки.Накануне отмечался праздник -«Вербное воскресенье» или«Вход Господень в Иерусалим». Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи
Подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление и плодородие. И в первую очередь, это относится к ЯЙЦАМ
Обычай красить яйца на Пасху пошел со времен древнеримского императора Тиберия. Святая Мария Магдалина вскоре после вознесения Христа на небо явилась в Рим для Евангельской проповеди, где предстала перед императором. В то время при визите к царственным особам было принято приносить с собой подарки. Знать в качестве даров преподносила драгоценности, а бедняки – то, что могли. Мария Магдалина протянула императору куриное яйцо с возгласом «Христос Воскресе!», провозгласив тем самым Воскресение Христа. Но император Тиберий усомнился в том, что кто-то может воскреснуть из мертвых. Он сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо может стать красным. Тогда в подтверждение слов Марии Магдалины белое яйцо покраснело.С тех пор верующие в светлый праздник Пасхи одаривают друг друга крашеными яйцами со словами «Христос Воскрес!» – «Воистину воскрес!».
Празднику Светлого Воскресения предшествует Великий пост. Он подготавливает нас к последней неделе перед Пасхой. Во время этой недели, день за днем Церковь помогает нам вновь пережить те великие события, которые произошли в последние дни земной жизни Иисуса.
Обыкновенно во время Великого поста бывает праздник БЛАГОВЕЩЕНИЕ (25 марта, а по новому календарю - 7 апреля). В этот день Ангел Божий явился Деве Марии и сказал ей, что у Нее родится Иисус Христос, Сын Божий. Благовещение - тихий радостный праздник, и его всегда особенно любили в России.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
В Евангелии рассказано, как за несколько дней до большого праздника Иисус Xристoc сказал Своим ученикам: "Поедем в Иерусалим". Когда они подходили к Иерусалиму, по просьбе Иисуса Христа два ученика привели ему молодого осла, положили на осленка свои одежды и Иисус сел на него. Город был полон народа по случаю праздника. Люди, которые много слышали о Христе, о том, как Он исцелял больных, даже воскрешал умерших (делал живыми), спешили к Нему. Одни срезали ветки с деревьев и расстилали их перед Ним на дороге, другие клали одежды свои подобно ковру, чтобы Он проехал по ним. Все вокруг радостно восклицали: "Осанна!" (спасение) - как мы теперь кричим "Ура!". Особенно громко восклицали маленькие дети и еще продолжали радоваться в храме, видя чудеса Иисуса Христа (Он исцелял слепых и хромых, обступивших Его в храме).
Всеобщее бдение
Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шлабольшая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать.Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.
Художник: Б.М. Кустодиев "Канун пасхи».
Старинная гуцульская легенда
Живёт в диком , безлюдном ущелье злой дух – Пекун-щезба. Давно он мечтает о конце света. А когда приходят к нему гонцы, посланные в мир, спрашивает:- Есть ли там сироты при живых родителях?-Есть,- отвечают гонцы.- Все детдома забиты…-Это хорошо, - говорит Пекун-щезба.- А дети бросают мать без пропитания?- Бросают, - кричат гонцы.Улыбается злой дух. Доволен. Видно конец света не за горами. Допытывается:- Сёстры и братья меж собой враждуют? Сосед на соседа клевещет? Враждуют. Клевещут. Радуется Пекун-щезба. Может уже наступает конец света? Вот попируем…И тут задает он очень важный вопрос:А дарят люди друг другу эти… запамятовал… писанки?В смущении кивают головами гонцы:-Дарят. Парни девчатам. Девчата парням. На любовь, на сватовство намекают. И детям дарят, чтоб играли. И из дома в дом носят, чтобы, значит, ссор не было.Страшной гримасой искривляется лицо злого духа. Мечется в безумной ярости, буйствует.Пока пишут, пока дарят друг другу писанки на великодень, стоит свет и вовек не кончится.
РефлексияСлова, которые могут быть незнакомы детям в ходе урока.
Грех – нарушение религиозных правил и предписаний. Пасха – сладкое творожное кушанье. Кулич – сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе. Воскрес (воскреснуть) – стать вновь живым. Распятие (распять) – казнить, пригвоздив руки и ноги к крестообразно соединенным брусьям. Иерусалим – древнееврейский город. Страстная неделя – это неделя, предшествующая Пасхе. Называется она также «великой» или «святой». Посвящалась скорбному воспоминанию о Страстях Христовых.
Курбан- байрам.
Один из самых значимых мусульманских праздников «Курбан байрам» приходится на 70 день после окончания поста Ораза. Исчисление, согласно лунному календарю, ежегодно изменяется с разницей примерно в 10 дней. В переводе с арабского - это «праздник жертвоприношения».Мусульмане приносят в жертву одно из животных: овцу, корову, барана или верблюда.Считается, что тот, кто выполнил курбан-шалу, обеспечил семье благополучное существование.Самый важный для мусульман – первый день «Курбан байрам». В этот день в мечетях читается айт намаз, именно в первый день верующие люди стараются поздравить друг друга и пригласить за дастархан.В этот день у каждого мусульманина должен быть накрыт дастархан, ведь к нему в любую минуту может зайти гости или представители духовенства. И то, что сейчас «Рождество» и «Курбан байрам» стали выходными днями, сняло многие проблемы, ведь раньше, чтобы отметить праздник, соблюдая все обряды, многим приходилось отпрашиваться с работы,– говорят представители духовенства.
Курбан-байрам.
Курбан-байрам – самый большой мусульманский праздник. Его второе название - Ид-аль-Адха. Праздник этот отмечается с 10 по 13 числа Зуль-Хиджжа по мусульманскому календарю и завершает паломничество к святыням Ислама – Хадж.День великого праздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы Всевышнему и раздают милостыню.  Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.
Сагаалган или Буддийский Новый год
В буддийской традиции празднование Нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю: в разные годы между концом января и серединой марта. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам – десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (в тибетской традиции – Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году. 
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц – самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения – Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия, как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь к злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
Работа в группах. Задания:
1 группа: О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.2 группа: Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.3 группа: Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?
Любимые пасхальные игры
Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок (варёных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Поиграем?
Игра «Пасхальный стол». Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба, овощи, каша.
Суворов А.В. «Пасхальный стол»
6 традиционных блюд на пасхальном столе:крашеные яйцатворожная пасхакуличмясные блюдакисель фрукты
Пофантазируем?
Составление синквейна на тему «Пасха» (работа в группах). СинквейнСуществительноеПрилагательное, прилагательноеГлагол, глагол, глаголКлючевая фразаСлово итог
Полезные ссылки используемые в презентации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасхаhttp://www.goldneedle.ru/category/a2wh/0/http://ru.wikipedia.org/wiki/Неделя_ваийhttp://stranamasterov.ru/node/61350?c=new_allhttp://stranamasterov.ru/node/11557?tid=1149http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412http://stranamasterov.ru/node/59399?tid=722http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722http://www.paskha.ru/http://www.xrest.ru/rss/author/25029.xmlhttp://planeta.rambler.ru/users/scruffy3/14479167.htmlhttp://stranamasterov.ru/node/60815?tid=1149,670http://www.animalist.ru/?action=show_gallery&s=naturm&lpage=3http://ricolor.org/history/rt/pn/pasha/o_pr/otkr/http://blogs.mail.ru/mail/box1958/48C1188D9F67E125.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "праздники народов России"

презентация по ОРКСЭ по теме " Праздники народов России"...

Главные религиозные праздники народов России

Материал урока может быть испльзован  для изучения пелигиозных праздников в разных модулях предмета ОРКСЭ....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ Тема: «Праздники народов России» Студеникин

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»·        Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно...

Конспект урока по ОРКиСЭ на тему «Праздники народов России», 4 класс

Цели деятельности учителя: расширение представлений учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.Планируемые результаты:Предметные:- ознакомление с понятием «пр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ПО ОРКСЭ Тема: «Праздники народов России» Студеникин

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»·        Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Праздники народов России"

Расширение и обогащение представлений учащихся о праздниках и праздничных традициях народов России....

Урок ОРКСЭ 4 класс «Праздники народов России».

Планируемые результаты урока:     Предметные расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межли...