КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ Тема: «Праздники народов России» Студеникин
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

Тема: «Праздники народов России»

·        Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; формирование представления о праздниках «Пасха», «Курбан-байрам», «Рамадан-байрам»

Планируемые результаты

Предметные

знать: праздники народов России, символы праздников.

уметь:  понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник: Основы духовно- нравственной культуры народов России, М.Т. Студеникин; учебная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_19.03.2019.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        19.03.2019                                                                                                ФИО учителя Кейзер А.В.

Школа: 148                                                                                                    ФИ студента Печеркина А., 36 гр.

Класс: 4 «Д»                                                                                                  ФИО методиста Мухина И.Г.

Кабинет: 224                                                                                                                                                 

Время занятий: 15:20-16:00(3 урок)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

Тема: «Праздники народов России»

  • Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; формирование представления о праздниках «Пасха», «Курбан-байрам», «Рамадан-байрам»

Планируемые результаты

Предметные 

знать: праздники народов России, символы праздников.

уметь:  понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник: Основы духовно- нравственной культуры народов России, М.Т. Студеникин; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алена Игоревна.

-Присаживайтесь.

Для вас уже не секрет  что  уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом  нам дана душа – это маленький храм. Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там? Может зависть завелась, притаилась ложь и лень. Или что-нибудь ещё в нем живет не первый день? В  храмике своей души  ты порядок  наведи!  Только с чистою душой  ты по жизни, друг, иди!

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, беседа, ответы на вопрос

Наглядный: презентация

4-5мин

- Какой праздник мы недавно отмечали? Как вы его провели? Какие обычаи проведения этого праздника у вас в семье соблюдаются?

 А какие вы знаете праздники нашей страны?

 Хотели  бы вы узнать больше информации о праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?

Слушают учителя.

-8 марта.  

Дарить подарки мамам ,бабушкам.

Да

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

Сформулируйте тему нашего урока.

 С какой целью мы будем изучать  эту тему?

Что бы вы хотели узнать о праздниках России?

Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.

Праздники народов России

Знать определение праздник.

Перечислить праздники.

Особенности праздников.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, толкование слова с использованием источника, слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: разгадывание загадок

Словесный: ответы на вопросы

5 м

1 м

10 м

-Какие ассоциации возникают при слове праздник? Что такое праздник?

Праздник- это отрезок времени, выделенный в календаре в честь какого либо события..

Праздник - подберите прилагательные к каждой букве этого слова

Мы их  подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова «Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие

Какие праздники у вас самые любимые?

Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь.

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник?  (Новый год)

Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

Этот праздник  -  праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра... (День Победы)

Разделим все праздники  на несколько групп.

Праздники, связанные с религией.

 Как назовём праздники, которые отмечают в семье?

Общие для всей страны, отмечаемые всем государством?

Какие праздники остались без группы? Как можно назвать эти праздники?

Названия групп  записываем в столбик.

Динамическая пауза

Как вы думаете с какими религиями связаны религиозные праздники? В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране - Христианство, мусульманство ( ислам),  буддизм.

Вот только закончилась неделя празднования какого праздника?

Какой религиозный праздник празднуется весной и в воскресенье?

Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха? 

Когда в  России будет Пасха? Постоянная дата?

А что же предшествует празднику Пасхи?

- А что такое пост?

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Поднимите руки ,кто знает историю праздника.

Иисус  был распят на кресте, был прибит  большими гвоздями  к деревянному Кресту. Эта казнь  была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек  одновременно умирает на Кресте. Его  отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт  огромным  камнем. У входа приставлена стража. Через три дня  свершилось чудо, Христос воскрес! Первыми  о Воскресении Христа  узнали  жёны – мироносицы, пришедшие ранним утром  ко     гробу  и увидели,  что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики разошлись по разным сторонам , повсюду возвещая  радостную весть  о том , что больше  не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес  Сам  и воскресит  дух каждого, кто поверит ему и будет любить  людей   так же,    как любит он. Такова история праздника

- Как  празднуется  праздник  Пасха?

 В  церквях совершают праздничные службы и  крестные ходы вокруг церкви с зажженными свечами.После окончания службы верующие  « христосуются» приветствуют друг друга  целованием и словами: « Христос Воскресе», получая  в ответ « Воистину Воскресе». Для праздничного стола  пекут  пасхальные куличи ( сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца.

Знаете ли вы символы пасхи?

Мусульманские  праздники.

-Назовите мусульманские  праздники. Чем они интересны?

Один из крупных  праздников ислама Рамадан – байрам отмечается в честь окончания  поста в месяц  рамадан. В соответствии с традицией  ислама, именно в этот день Аллах ниспослал   пророку Мухаммаду первые  стихи  Корана. Праздник начали  отмечать в 624 году.

Накануне  праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи ( закят) мусульман в пользу  общины, также малоимущим  членам общины раздаются -  продукты  питания, но  возможна  и денежная помощь. В  праздник Рамадан – байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После  чего  верующие  поздравляют  друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают  к праздничному столу. Праздник продолжается  три дня. В  это время  принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

-  Когда начнётся пост у мусульман?

       Это девятый месяц  мусульманского календаря. В  течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой отказ  от  воды, еды, от  того времени когда « черная нитка начинает  отличаться  от белой»  до  полного  захода  солнца. Смыслом  поста  является укрепление веры, духовный рост, переосмысление образа  жизни, приоритетов.

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) – празднуется  через 70 дней после праздника Рамадан – байрам.

Праздник –это торжество.

- Радость, угощение, подарки, веселье, отдых.

В тетрадях подбирают прилагательное к каждой букве слова, соотнося его по смыслу:

почётный, радостный,  актуальный, задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный.

 8 марта,

Новый год,

9 мая

Пасхи

День рожденья

День знаний

(Новый год)

День учителя

День Победы

Вид праздника

Государственные

Светские

Семейные

Школьные

Религиозные

Религиозные

Многие праздники связаны с той или иной  религией - верой в Бога.

Масленица

Пасха

Поднимают руки.

Пасха – подвижный праздник, у него нет определённой даты.

За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста).

Поднимают руки.

Слушают учителя

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Рамадан

С 5 мая завершится 3 июня  2019   года    

12 августа 2019 года

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: поиск и выделение информации

К.: участвуют в учебном диалоге

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: осознание познавательной задачи

П.: извлечение необходимой информации из текстов

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа, выступление групп

Сейчас запишите названия всех праздников о которых я сейчас вам рассказала.

Обязательно запишите особенности праздников.

Выполняют задания учителя

П: поиск и выделение информации

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: поиск информации

7-9мин

Сейчас мы с вами разделимся на 7 групп.

Каждой группе Дается время на выполнения творческого задания.Вы должны рассказать и нарисовать приметы вашего дня.

1 группа рассказывает про первый день масленицы.2 группа про 2 день.3 группа про 3 день . 4 группа про 4 день .5 группа про 5 день . 6 группа про 6 день.7 группа про 7 день .

. Информацию вы найдете на странице 137

Слушают учителя.

Выполняют групповую работу

П: поиск и выделение необходимой информации

К: уметь работать в группах

Р.: определение последовательности действий.

VII. Включение в систему знаний

3мин

Сейчас мы послушаем ваши выступления. От каждой группы по 1 представителю.

1 группа-понедельник.2 группа-вторник.

3 группа-среда.4 группа-четверг. 5 группа пятница. 6 группа –суббота. 7 группа- воскресенье. Приклейте ваш рисунок к ватману.

Выступают.

Слушают одноклассников.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

Деятельностная

-Ребята, на какую тему мы говорили с вами на уроке?-Как вы думаете, достигли мы целей?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?Что понравилось в своей работе на уроке?

-Спасибо за урок, до свидания!

Праздники народов России

Знать определение праздник.

Перечислить праздники.

Особенности праздников.

П: построение речевого высказывания

Р: осуществление итогового контроля

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности