Урок ОРКСЭ 4 класс «Праздники народов России».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кожемякина Вероника Саркисовна

Планируемые результаты урока:

     Предметные расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.

Познавательные УУД:  построение речевого высказывания; поиск и выделение информации из предложенных текстов; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

     Регулятивные УУД: - понимание  цели выполняемых действий;  оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определение последовательности действий;  осуществление итогового контроля.

       Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уметь работать в группах и  в парах.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; умение применять в жизненных ситуациях и учебном  процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

     Задачи урока: Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.  Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников.

     Основные термины и понятия в содержании урока: праздник, религиозные праздники, христианство, ислам, буддизм, пост, Пасха, кулич, яйцо, Рамадан – байрам, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава.

      Межпредметные связи урока с другими предметами: чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_narodov_rossii_.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок ОРКСЭ 4 класс

Тема: «Праздники народов России».

Планируемые результаты урока:

     Предметные расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.

Познавательные УУД:  построение речевого высказывания; поиск и выделение информации из предложенных текстов; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

     Регулятивные УУД- понимание  цели выполняемых действий;  оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определение последовательности действий;  осуществление итогового контроля.

       Коммуникативные УУДумение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уметь работать в группах и  в парах.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; умение применять в жизненных ситуациях и учебном  процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

     Задачи урока: Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.  Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников.

     Основные термины и понятия в содержании урока: праздник, религиозные праздники, христианство, ислам, буддизм, пост, Пасха, кулич, яйцо, Рамадан – байрам, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава.

      Межпредметные связи урока с другими предметами: чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка.

     Учебно-методическое обеспечение  урока: словарь «Ожегова», Энциклопедия  «Россия. Народы. Культуры. Религии», Ботякова, Альбедиль, Соловьева, Ботяков. 

     Дополнительный информационный и иллюстративный материал к уроку: раздаточный материал (карточки, шаблоны для творческих работ), презентации к выступлениям, аудиозаписи (стихотворения и песни).

     Средства наглядности и ТСО, используемые на уроке:  компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, картинки, иллюстрации.

   Тип урока:   усвоение новых знаний

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,

     Методы обучения:  словесный,  частично-поисковый, практический, наглядный.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: психо

логический настрой

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Мотивация и актуализация знаний.

«Мозговой штурм» 

Ребята у вас на партах лежат конверты, откройте их и из предложенных букв попробуйте составить слово, поработайте в парах.              ПРАЗДНИК.

О чём, по вашему мнению, мы будем говорить на уроке?

Слушают учителя.

Выполняют работу в парах

Ответы детей - о праздниках

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Сформулируйте тему нашего урока.

 С какой целью мы будем изучать  эту тему?

Что бы вы хотели узнать о праздниках народов России?

Запишем в тетрадь число и тему нашего урока?

Праздники народов России

Знать определение- праздник.

Знать виды  праздники.

Особенности праздников.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, толкование слова с использованием источника (словаря), слово учителя

Приём «Диаманта»

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: разгадывание загадок

Словесный: ответы на вопросы

Работа с «Бегущей строкой»

Словесный:  (рассказ подготовленного ученика)

        Выступление детей.

Словесный:  (рассказ подготовленного ученика)

Работа в парах.

"Установи соответствие"

Учитель сопровождает выступление презентацией.

Словесный:  (рассказ подготовленного ученика)

Учитель сопровождает выступление презентацией.

Демонстрация иллюстраций

Словесный: слово учителя

Демонстрация иллюстраций

Словесный:  (рассказ подготовленного ученика)

Учитель сопровождает выступление презентацией.

Словесный: беседа, слово учителя

просмотр презентации

Словесный: беседа, слово учителя

просмотр презентации

-Какие ассоциации возникают при слове праздник? Что такое праздник?

Праздник- это отрезок времени, выделенный в календаре в честь какого либо события.

Праздник - подберите прилагательные к каждой букве этого слова

     

Мы их  подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова «Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие

Какие праздники вы знаете?

Какие из них у вас самые любимые?

Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь.

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют!

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

День конфет и день тортов,
День подарков разных,
День букетов и цветов,
День гостей нарядных.
Это праздник одного
Главного явленья —
Есть у каждого из нас
Славный день…( рожденья)

Ребятишки с цветами в руках.
Все они так торжественно выглядят,
И волнуются, и веселятся,
Ведь с такого сентябрьского дня
Новый год для них должен начаться.(День знаний)

Нам когда-то, в сорок пятом,
Завещали наши деды:
Всем — и мирным, и солдатам —
В мае праздновать…  ( Победу)

Разделим все праздники  на несколько групп.

Названия групп  записываем в столбик.

Как назовём праздники, которые отмечают в семье?

Праздники, отмечаемые всем государством?

Как назовём праздники, которые отмечаем в школе?

Какой праздник остался без группы?

Как можно назвать эту группу?

Как вы понимаете значение слова – религиозные?

Давайте прочитаем это определение с доски

Религиозные  праздники- дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных Святых или событиях церковной истории, сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами.

Физминутка для глаз «У Маши праздник»

Вывод: Ребята давайте с вами повторим: что такое праздник и какие бывают праздники.

Как вы думаете,  какие религиозные праздники, отмечаются народами, живущими на  территории нашей страны?

Сейчас нам об этом расскажет – Рита С.

Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 075, 64 квадратных километров. На её территории проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру,  разные религии и религиозные праздники. Самые распространенные религии в нашей стране - Христианство, мусульманство (ислам),  буддизм.

Знакомство с понятиями – Христианство, мусульманство (ислам), буддизм.

Для этого мы разделимся на 3 группы. Каждая группа представит одну из религий. У вас на партах карточки, на которых есть информация  про каждую религию. Прочитайте текст и выберите 2 предложения, которые раскроют смысл названной религии.

Ребята, какой религиозный праздник в христианстве  отмечается  весной и в воскресенье?

Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха? 

Ребята, праздник Пасха имеет  постоянную дату?

А что же предшествует празднику Пасхи?

- А что такое пост?

У вас на партах лежат  3 листочка, на которых описаны определения, найдите из всех определений – определение к   слову – Пост.  

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Знает ли кто-нибудь из вас  историю праздника?

Сейчас нам об этом расскажет – Настя М.

Иисус  был распят на кресте, был прибит  большими гвоздями  к деревянному Кресту. Эта казнь  была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек  одновременно умирает на Кресте. Его  отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт  огромным  камнем. У входа приставлена стража. Через три дня  свершилось чудо, Христос воскрес! Первыми  о Воскресении Христа  узнали  жёны – мироносицы, пришедшие ранним утром  ко     гробу  и увидели,  что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики разошлись по разным сторонам , повсюду возвещая  радостную весть  о том , что больше  не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес  Сам  и воскресит  дух каждого, кто поверит ему и будет любить  людей   так же,    как любит он. Такова история праздника

- Как  празднуется  праздник  Пасха?

Сейчас нам об этом расскажет – Илья Д.

 В  церквях совершают праздничные службы и  крестные ходы вокруг церкви с зажженными свечами. После окончания службы верующие  « христосуются» приветствуют друг друга  целованием и словами: « Христос Воскресе», получая  в ответ « Воистину Воскресе». Для праздничного стола  пекут  пасхальные куличи

 ( сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца.

Знаете ли вы символы пасхи?   Кто знает, почему именно яйца на Пасху красят и чаще всего в красный цвет?  

Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.  У вас на партах иллюстрация № 1

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.

У вас на партах иллюстрация № 2

А сейчас нам об этом расскажет Кира Г.

По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так  как нему не принято было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым куриным яйцом.  Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час  и вырвется  из плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить императору о том,  что Христос  тоже вырвался  из смертельных оков и  воскрес, то император  только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в  красное» сказал император. И не успел император закончить фразу, как яйцо  в руках Марии сало совершенно красным.

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»   В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!» Верующие обмениваются пасхальными яйцами.       Это действие называется  -                                                                                                                                                                                            – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.  

Физминутка (подвижная)

Вывод: Ребята, о каком христианском празднике  мы с вами говорили? Что ему предшествует? Назовите символы этого праздника.

         В Мусульманстве  какой религиозный праздник,  связанный с постом

празднуется. Кто знает и может назвать?

На протяжении всего месяца Рамадан мусульмане придерживаются строжайшего поста. В светлое время суток запрещено принимать пищу и даже пить воду. Все дневные часы должны быть посвящены самосовершенствованию, чтению Корана и молитвам.

      Ураза-байрам значительно отличается от Рамадана. Именно этот праздник является завершением священного месяца, символом проделанной духовной работы и своего рода итогом поста.

Накануне  праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи ( закят) мусульман в пользу  общины, также малоимущим  членам общины раздаются -  продукты  питания, но  возможна  и денежная помощь. В  праздник Рамадан – байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После  чего  верующие  поздравляют  друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают  к праздничному столу. Праздник продолжается  три дня. В  это время  принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

-  Когда начинается пост у мусульман?

       Это девятый месяц  мусульманского календаря. В  течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой отказ  от  воды, еды, от  того времени когда « черная нитка начинает  отличаться  от белой»  до  полного  захода  солнца.

        Знаете ли вы символ этого праздника?

  Символом праздника мусульман является – фонарь.

Вывод: Ребята, о каком христианском празднике  мы с вами говорили? Назовите символы этого праздника.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим ещё об одном религиозном празднике – буддистов, о каком вы скажете, просмотрев презентацию.  

Просмотр презентации.

О каком празднике вы узнали?

Буддисты отмечают праздник рождения, просветления и ухода Будды в один день Его называют: Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава.

Назовите  символ этого праздника?

Праздник –это торжество. (Радость, угощение, подарки, веселье, отдых.

Один ребёнок работает со словарём (зачитывает значение слова

В тетрадях подбирают прилагатель

ное к каждой букве слова, соотнося его по смыслу:  почётный, радостный,  актуальный, задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный.

Ответы детей (День рожденья, Новый год, 8 Марта, 23 февраля)

8 марта,

Новый год,

День рождения

Пасха

День рожденья

День знаний

День Победы

Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадь.

Пасха – религиозные

Ответы детей

Дети читают по «бегущей строке»

Слушают инструкцию учителя.

Выполняют  движения

 Дают определение и называют виды праздников.

Ответы детей

(Пасха, Рождество)

Дети работают в группах

Пасха

Поднимают руки

Пасха – подвижный праздник, у него нет определённой даты.

За семь недель до праздника начинается Великий пост).

Ответы детей (ходят в церковь, молятся, не едят мясо, рыбу, не слушают громко музыку)

Дети зачитывают  выбранные определения.

Зачитывают найденный ответ

Ответы детей.

Слушают учащегося

Ответы детей (пекут куличи, играют в игры, красят яйца)

Ответы детей

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.  (красивый цвет,  яйцо – это жизнь)

Дети слушают и рассматривают иллюстрации

Дети слушают рассказ учащегося, смотрят презентацию

Слушают инструкцию учителя.

Выполняют  движения

Ответы детей. Пасха. Пост. Кулич. Яйцо.

Рамадан – байрам

Ответы детей.

Дети смотрят и слушают  

Ответы детей. Рамадан – байрам.

Фонарь.

Ответы детей.

Ответы детей (колесо Жизни)

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: поиск и выделение информации

К.: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: умение применять в жизненных ситуациях и уч. процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

П.: осознание познавательной задачи

П.: извлечение необходимой информации из текстов

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: извлечение необходимой информации из текстов

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р:

- понимают цель выполняемых действий;

-оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: умение применять в жизненных ситуациях и уч. процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа,

Сейчас запишите названия религиозных праздников, о которых  вы узнали. Назовите  особенности этих праздников.

Выполняют задания учителя

Зачитывают и дополняют ответы друг друга

П: поиск и выделение информации

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: творческое задание

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы.

Вам нужно будет  создать аппликацию из готовых цветных  шаблонов. Каждый религиозный праздник имеет свой символ, мы  с вами поговорили о трёх религиозных праздниках.

1 группа –яйцо,   2 группа – фонарь,     3 группа- колесо

Выберите один из предложенных конвертов, выполните работу и расскажите, символ  какого праздника  вы изготовили. Каждой группе дается время на выполнения творческого задания

Слушают учителя.

Выполняют групповую работу

П: поиск и выделение необходимой информации

К: уметь работать в группах

Р.: определение последовательности действий.

VII. Включение в систему знаний

Выставка работ по группам.

Назовите, к   какому празднику относится ваш символ и докажите.

Сейчас мы послушаем ваши выступления.

От каждой группы по 1 представителю.

Демонстрация выполненных работ. Выступают. Слушают одноклассников.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Итог урока

Словесный: обобщающая беседа

-Ребята, на какую тему мы говорили с вами на уроке?

-Как вы думаете, достигли мы целей?

- Ребята, о каких праздниках, мы с вами сегодня на уроке говорили?

- Что отличает все эти праздники?

- Что их объединяет?

   

 

- Какие открытия сделали на уроке?

Ответы детей

Праздники народов России

Знать определение праздник.

Перечислить праздники.

Особенности праздников.

 (Пасха, Рамадан, Дончод-хурал)

В честь разных событий, традиции, обычаи, кол-во дней празднования, время года празднования…

Все они связаны с религией, все они главные праздники религии, похожи названия. Уважение традиций предков.

Все они празднуются в России. В России живут люди разных национальностей и религий.

Р: осуществление итогового контроля

П: построение речевого высказывания

  Рефлексия деятельности

 

Словесный: слово учителя

Прослушивание аудиозаписи - стихотворение

аудиозапись песни

-Что понравилось на уроке? Что понравилось в своей работе на уроке?

Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Беседа по таблице по вопросам: Урок, я на уроке, итог.

Народные обычаи и праздники имеют многовековую историю, они сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции. Мы должны их  сохранять, развивать  и передавать дальше.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

- Символом единства для всех религий и народов является круг.

Так, давайте,  и мы встанем в большой круг и возьмемся за руки! (под песню «Так, давайте, устроим большой хоровод»).

Ответы детей

Дети поют песню и выполняют за учителем движения

Р: осуществление итогового контроля

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: умение применять в жизненных ситуациях и уч. процессе способы снятия напряжения.

 Х  Домашнее задание

(дифференцирован

ное)

У вас на партах лежат  3 конверта с заданиями, выберите одно из них для выполнения дома.

1 к. -   подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут   праздники традиционных религий России?»

2 к - выполнить рисунок, изображающий празднование  религиозного праздника;

3 к- составить кроссворд из 7 слов по теме «Праздники народов России».

 Ребята,  благодарю вас за плодотворную   работу на уроке!

Учащиеся  выбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

Конспект урока по литературе "Сказки народов России "Падчерица""

Цель урока выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки....

Презентация к уроку ОРКСЭ по теме: "Ими Россия гордится"

Презентация к уроку ОРКСЭ по теме: "Россия -  многонациональное государство" Эта презентация поможет детям ответить на вопросы: Есть ли герои в России?Кем  на Руси можно гордиться?...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ Тема: «Праздники народов России» Студеникин

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»·        Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ПО ОРКСЭ Тема: «Праздники народов России» Студеникин

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»·        Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно...

Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм".

Рабочий лист  к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм"....

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....