Урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Стрежнева Марина Викторовна

Данный урок по модулю "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_urok.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Урок № 28.

Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье. Довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи:

Обучающие: Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья», «культура общения семьи». Выявить  особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института.

Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию  понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.  

Воспитательные:  Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.  

Оборудование: мультипроектор, компьютер, экран, учебное  пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», проекты детей «Я горжусь своей семьей», раздаточный материал, чистый лист бумаги, ножницы, цветные карандаши.

Ход урока:

Слайд 1.

1. Психологический настрой на урок. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 2.

(Звучит песня Л. Лещенко «Родительский дом»)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна…    (семья)

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (ответы детей) Да, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?

Слайд 3.

4. Решение учебной задачи.

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Словарь Ушакова Д.Н.:

1. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.  

- Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Слайд 4.

- А для чего человеку семья? (Ответы детей)

- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

- А знает ли кто из вас, как появилась первая семья? (ответы детей)

Слайд 5.

- Давайте мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

- Что же такое семья? (ответы детей)

- А как вы думаете, семья должна быть дружной? (ответы детей) Скажите, а какая семья называется дружной? Назовите признаки такой семьи.

- Все вы сказали правильно. О дружных семьях слагают легенды.

Слайд 6.

- Послушайте одну из них:

Легенда « Как появилась дружная семья»

Давным  – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:  Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.

Слайд 7.

- Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить задание.

Слайд 8.

Прочитайте предложения, найдите смысловые ошибки:

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

- Проверим, что у вас получилось. Скажите, может ли то, что написано в предложениях, быть признаком хорошей дружной семьи?

Слайд 9.

- Ответы детей: члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

Слайд 10.

- А чем семья отличается от другой группы людей?  Например, наш класс? (ответы)

- Можно ли наш класс назвать семьей? (ответы: у класса нет совместного хозяйства, не распределяется бюджет, нет родственных отношений (хотя и могут быть).

- Итак, делаем вывод: класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье. Но мы должны жить в классе дружно так, как это надо делать в семье.

5. Изучение нового материала.

Слайд 11.

- Какую роль играет семья в вашей жизни? (ответы детей)

- Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

 В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и, который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и, в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

6. Работа с учебником - чтение текста.

Слайд 12.

- Давайте узнаем, как традиционные религии относятся к семье. А какие основные религии существуют? (ответы детей)

- Откроем учебники на странице 74-75. Прочитайте самостоятельно (дети читают).

- А теперь зачитайте те строчки, где говорится о семье в иудаизме.

Слайд 13.

- В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

- Зачитаем те строки, которые говорят о семье в Христианстве.

Слайд 14.

- Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых  Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

- Найдите строки посвященные семье в Буддизме.

Слайд 15.

- В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

- И найдем сведения о семье в Исламе.

Слайд 16.

- Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших   ценностей? (Ответы детей).

- Да, ребята, вы все сказали верно. Цените и любите свои семьи.

Слайд 17.

7. Физкультминутка.

 - Сейчас мы немного отдохнём.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья:

Мама, папа, брат и я.

- Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома своим близким, встаньте и хлопните в ладоши.

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.

- Молодцы, ребята! Я так и думала, что Новый год, как и другие праздники, вы отмечаете в своих дружных семьях.

Слайд 18.

8. Чтение произведения Г. Гребенщикова «Большая семья».

- А сейчас предлагаю поработать над текстом – произведением Г. Гребенщикова «Большая семья». Прочитаем его по цепочке. (чтение произведения)

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьей в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером.

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз почти всегда сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям, и как постепенно она эту любовь внушала всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями.

- Хорошо, ребята! Скажите, над чем заставляет задуматься эта история?

- О какой мудрости говорится в этом рассказе?

- Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем?

- Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?

- Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

- Я думаю, что вы все живете в таких семьях.

Слайд 19.

- А чтобы всегда в семье было так, давайте еще раз сформулируем правила счастливых семей:

- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

- Уважай старость.

- Дари радость членам своей семьи.

Слайд 20.

9. Закрепление изученного материала. Оценка работы.

- Повторим и закрепим наши знания по сегодняшней теме. Докончите предложения:

1. В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».

2. Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.

3. Одна из 10 библейских заповедей гласит ….  «Почитай отца и мать».

4. Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.

5. В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.

7. В иудаизме создание семьи и продолжение рода воспринимается … как заповедь,  данная ещё Адамом и Евой.

8. Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.

9. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

- Ну, что же молодцы, ребята! Хорошо усвоили эту тему. Я рада слышать прекрасные ответы  на вопросы по теме «Семья».

10. Творческое задание.

Слайд 21.

- И в конце урока выполним творческую работу: представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. Изобразите эмблему своей дружной сплоченной семьи на листе бумаги. (выполнение работы)

- Вывесите свои эмблемы на доску. Посмотрите, какие они все красивые.

- Хорошая  семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие  взгляды.

- 2008 год Указом Президента России был объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей».

Слайд 22.

- В этот же год  в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. Вот уже 5 лет как этот День отмечается у нас в России. Как много памятников было поставлено в городах, посвященных семьям. У нас в Саранске тоже есть такой памятник. Вот некоторые из них.

Слайд 23-25.

11. Релаксация.

Слайд 26.

- Что вам, ребята, показалось самым интересным на сегодняшнем уроке?

- О чём вам хочется рассказать друзьям с сегодняшнего урока?

- А что вам хочется рассказать родителям.

- Я предлагаю вам поговорить на эту тему со своей семьей, а на следующий урок рассказать нам, чем вы гордитесь своей семьей.

- Напоследок, я хочу,  прочитать вам стихотворение.

Мы семья.  
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь.
Опасны: на пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Слайд 27.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...