Православный храм
план-конспект урока истории (4 класс) на тему
Урок "Православный храм" разработан в рамках внедряемого курса ОРКиСЭ. Материал урока дает представление о назначении православногохрама и его устройстве. На уроке происходит развитие мотивации к изучению православной культуры.
Воспитывается ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.98 КБ |
![]() | 765.08 КБ |
![]() | 173.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы православной культуры»
Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
- Познакомить с понятием «православный храм».
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
- Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с заданиями для учащихся.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды презентации |
I Ориентировочно-мотивационный этап II Операционно-исполнительный этап. | Храм Божий на горе мелькнул Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, но ра зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы свя тость (мир, свет, любовь). Таким мес том является храм. Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом». Церковь — озна чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. Задание: Записать определение храм и церковь в рабочих листах. Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме». Беседа с учащимися. 1. Внешние особенности храма.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? - выслушиваем предположения детей
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Как вы думаете, зачем нужны колокола? - выслушиваем предположения детей Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. А сейчас мы выполним с вами задания 2. Изучение устройства храма.
Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:
Самыми большими храмами нашей страны являются:
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм. - выслушиваем предположения детей Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части:
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Алтарь отделяется от храма иконо стасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико ны, обращенные ликами к молящим ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Давайте снова поработаем в рабочих листах. | Мотивация учащихся к изучению темы урока. Просмотр слайдов презентации. Словарная работа в рабочих листах. Усвоение новых знаний . Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. | Слайд №1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 Слайд № 20 Слайд № 21 Слайд № 22 Слайд № 23 |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения? Прихожане в Божий храм - выслушиваем детей. Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: (Учащиеся читают стихотворение по ролям) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. Учитель: И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? Как оканчивается божественная литургия? Рефлексия Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Как называется храм, находящийся в нашем городе? Любите , дети, старину С ее былинными веками, С ее старинными церквами, К величию ведшие страну… Любите. Дети, старину!.. (С.С.Бехтеев) | Личностная значимость новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. Работа с раздаточным материалом. | Слайд № 24 Слад № 25 Слайд 26 Слайд № 27 Слайд № 28 |
IY Домашнее задание | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке - узнать, историю и особенности храма нашего города Индивидуальное: - нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты - подобрать и выучить стихотворение о храме. - самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по теме «Православный храм»
Задание №1 Дайте определение понятиям:
Храм________________________________________________________________
Церковь_____________________________________________________________
Задание № 2 Под рисунками подпишите отличительные признаки храма от других зданий.
Задание № 3 Укажите архитектурные формы православного храма.
____________ ______________ __________________ _______________
Задание № 4 Внимательно посмотрите на рисунки и укажите черты сходства и различия храмов?
Сходство
Различие ______________ Различие
_____________________ ______________________
Задание № 5 Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?
_____________________________________________
Задание № 6 Соедините стрелками название и рисунок храмов памятников.
Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года. | ||
Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы | ||
Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область) | ||
Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) |
Задание № 7 Запишите правила поведения в храме.
В храме разрешается В храме воспрещается
_______________________ ____________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
.___________________ ________________________
____________________ ________________________
Спасибо за работу!
Да благословит вас Господь на благие дела!
Предварительный просмотр:
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
ЗАПОМНИ !!!
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-459313-1404024990.jpg)
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-642424-1465817149.jpg)
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...
« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»
Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-530718-1477331183.jpg)
«Православный храм» (правила поведения в храме)
Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-983962-1512823570.jpg)
Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...