Интегрированный урок по истории и изо в 4 классе " Древнерусская письменность"
методическая разработка по истории (4 класс) по теме
Интегрированный урок по истории и изо в 4 классе " Древнерусская письменность" ( к учебнику Студеникина " История России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. На машине времени мы попробуем перенестись в прошлое нашей страны, побываем в старинных монастырях и научимся красиво рисовать старинные буквы славянской азбуки.
Ученик: Оглянись на предков наших
На героев прежних дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я сейчас рассказ начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Учитель:- Расскажу я вам, дети, о святой Руси, о неведомых далеких временах.
Жили- были тогда добры молодцы, красны девицы. И были у них добрые матушки да бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да сеять, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, одежду шить, узоры на ней вышивать диковинные. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать да письма писать.
И явились на Русь из Греции, из города Солуни, два просветителя - братья мудрые Кирилл да Мефодий. Дома говорили братья на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого надо было придумать славянские буквы.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать буквы – полдела, надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славяне смогли их читать. Это оказалось трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! А произошло это почти 1140 лет тому назад. С тех пор славянскую азбуку называют кириллицей в честь автора.
Ученик:
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Учитель: - Посмотрите, ребята, внимательно на буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Ответы детей). Каждая буква в славянской азбуке была особенной, она имела своё имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Дети читают отдельные буквы и показывают их).
-Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово», «мыслите».
Игра «Расставь правильно буквы»
На стенде строки:
В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
- «ижица»,
- «фита»,
- «омега»,
- «ять»,
- и букву «пси»,
- и букву «кси»,
- «зело»,
- а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
Правильная расстановка букв
Ижица ять зело
Фита пси ер
Омега кси
Учитель: - В старину книги писали монахи. И буковки у них получились не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие. Это называлось писать «уставом». Или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор. Это называлось писать «вязью». Да еще пером рисовали заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов и листьев. А еще разрисовывали заглавные буквы, да так, что напоминали они уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей. Конечно, писали такие книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу? (Учитель демонстрирует слайды на компьютере).
Ученик: - На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буквицы выводит он пером,
А между ярко- черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных – фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) –
Украсит он заставки и концовки,
И заголовки все – ведь некуда спешить.
Порою труд прервет чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Учитель: - Давайте и мы, ребята, попытаемся собственноручно «испестрить» страницу, сплести кружева узоров, украсить буквицы – инициалы и через это ощутить прикосновение к красоте и гармонии.
Самостоятельная работа детей по рисованию с дальнейшей выставкой на доске. Оценка работ учащихся.
Учитель: - Вот мы сейчас попробовали нарисовать одну страничку. Теперь вы можете себе представить какой это был труд! Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не только потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость.
- Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте ей была найдена замена – какая бы вы думаете? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Чтение параграфа в учебнике. (М. Студеникин. История России. §11, стр. 63 - 65 ).
Учитель: - А теперь я проверю, как вы усвоили новый материал. Заполнив полностью кроссворд, вы прочтёте слово, вынесенное в заголовок параграфа.
- Рисуночное письмо.
- Приспособление для написания летописи.
- Письмо с помощью символов.
- Обработанная кожа животных.
- Человек, посвятивший себя служению Богу.
- Материал, сделанный из коры дерева.
- Место жилья монахов.
- Человек, ведущий записи по годам.
- Предмет, которым выдавливались буквы.
- Запись событий по годам.
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
Ь |
Ответы: 1.Пиктография 2.Перо 3. Идеография 4.Пергамент 5. Монах 6. Береста 7. Монастырь 8. Писало 9. Летопись.
Слово в заголовке: грамотность
Итог урока. Обобщение.
Учитель: - Сегодня на уроке мы побывали в далеком прошлом, многое узнали из жизни наших предков – славян. Научились сами писать прекрасные и затейливые буквы из рукописных книг Древней Руси. И запомнили имени святых братьев, благодаря которым мы сегодня можем читать и писать.
Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским – Кириллу и Мефодию. Оба великих просветителя словно во что то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может в вечность, кто знает. Впереди у славянской азбуки долгая жизнь! 2007 год объявлен по всей стране Годом русского языка, Годом Славянской письменности. Наш родной язык – великое богатство. Во всём мире он признан как язык великой нации, великой культуры. Мы безвозмездно получили это наследие, и нам надо научиться им пользоваться, чтобы сохранить для потомков.
Ученик:
Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики, истории, технологии.
ТЕМА: Урок путешествие. МОДУЛЬ: Повторение изученного материала. К уроку математики составлена презентация. Проводится работа с интерактивной доской.Урок закрепления и повторения изученного мат...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.
Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно зам...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.
Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно зам...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.
Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку , видеоролик запуска первого человека в космос, разлаточный материал для детей. Задания повышенного уровня, по усмотрению учителя можно зам...
Интегрированный урок математики, истории и русского языка в IV классе с использованием ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина
УМК "Школа 2100"Тема: "Решение задач на движение"(закрепление)...
Методическая разработка интегрированного урока по истории и культуре Башкортостана "Путешествие по родному краю. Откуда берется мед", 4 класс
Методическая разработка...
2020 Письменный анализ интегрированного урока «Что это за листья?» 1 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок...