Учебно-тематическое планирование по курсу "Гражданское образование" с добавлением регионального компонента
календарно-тематическое планирование по истории по теме
Расширение образовательного пространства курса "Гражданское образование" путём введения в социальное проектирование и исследование, включающего в себя изучение регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd__region_komp.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс «Гражданское образование» я преподаю по авторской программе «Гражданское образование в начальных классах», которую создали и предложили при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. Авторы предоставили учителю прекрасное пособие, где дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки, пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя.
В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.
В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно–воспитательного процесса. В связи с этим программу курса «Гражданское образование», рассчитанную на 2 года обучения, я рассредоточила на 3 года.
Источники изменений.
- Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование, включающего в себя изучение регионального компонента;
- Нахождение разрешений правовых и личностных конфликтов в повседневной жизни.
- Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».
Региональный компонент равномерно распределён в курсе преподавания гражданского образования на все 3 года обучения. В процессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Экологическая направленность занятий: здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: « Охранять природу - значит охранять Родину…».
2. Цель: углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
3. Особенности программы.
Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
4.Задачи программы:
Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;
Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;
Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;
Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;
Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
Истории
Краеведения музыки
Изобразительного искусства
Трудового обучения
5. Формы проведения занятий:
1. Интегрированный урок
2. Инсценированное представление
3. Экскурсия
4. Комбинированный урок
5. Краеведческая викторина
6. Механизм реализации программы:
Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.
Сбор материала.
Создание и оформление этнографического уголка.
Создание проектов и исследовательских работ.
7. Прогнозируемые результаты:
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;
Самостоятельно подбирать литературу по теме;
Работать в читальном зале библиотеки
Готовить и выступать с докладами и сообщениями
Работать в семейных архивах
Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию
Сравнивать и обобщать факты
Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе
Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»
2 класс
№ | Кол-во ч | дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примеча ние |
1- 2 | 2ч. | Дом, в котором мы живём. Земля – общий дом для всех людей. | Составление коллективного панно. | ||
3- 4 | 2ч. | Отечество. Наша Родина – Россия. | |||
5 | 1ч. | Москва – столица нашей Родины. | Урок - путешествие | Урок с использованием м\м | |
6 | 1ч. | Санкт – Петербург. | Урок - путешествие | Урок с использованием м\м | |
7 | 1ч. | Нижний Новгород. | Урок - путешествие | Урок с использованием м\м | |
8 | 1ч. | Нижегородская ярмарка . | |||
9 | 1ч. | Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник. | |||
10 | 1ч. | Моя малая родина. Край мордовский, родной… (р\к). Уважение национальных и культурных различий. | заочная экспедиция. «Фольклор разных народов» групповая работа | Урок с использованием м\м | |
11 | 1ч. | Тематическая экскурсия в Краеведческий музей (р\к). | Посетить экскурсию. | ||
12 | 1ч. | Мой город. Из истории образования города (р\к). | Мини - сочинение «Моя малая родина» | Урок с использованием м\м | |
13 | 1ч. | Исторические места города. р\к | Экскурсия по городу | ||
14 15 | 2ч. | Наследие предков. Устное народное творчество (р\к). | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка мордовской народной сказки | ||
16 | 1ч. | Песни, танцы и игры мордовского народа (р\к).. | Разучивание народных игр. Составление книжки – малышки с описанием народных мордовских игр. | Урок с использованием м\м | |
17 18 | 2ч. | Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «На каком поле выросла рубашка» История мордовского костюма. | Экскурсия в музей. Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа | Урок с использованием м\м | |
19 20 | 2ч. | Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «Волшебные вещи и их повелители». Ремёсла и занятия населения мордовского края (р\к). | Посетить экскурсию. Изготовление игрушек из разного материала (свистульки, резьба итд) | Урок с использованием м\м | |
21 | 1ч. | Исчезающие растения и виды птиц Мордовии. р\к | Составление «Красной книги». | Урок с использованием м\м | |
22 | 1ч. | Саранская ярмарка. Обобщающий урок – праздник (р\к). | |||
23 | 1ч. | Путешествие по миру. Шар земной именуется миром. | |||
24 25 | 2ч. | Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки. | Урок с использованием м\м | ||
26 27 | 2ч. | Хождение за три моря. Индия. | Урок с использованием м\м | ||
28 | 1ч. | Кругосветное путешествие. | Урок с использованием м\м | ||
29 | 1ч. | Разноцветный хоровод. | Урок с использованием м\м | ||
30 | 1ч. | В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. По неведомым дорожкам. | |||
31 32 | 2ч. | В суровом северном краю. | |||
33 34 | 2ч. | Секреты старого замка. | Урок с использованием м\м |
Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»
3 класс
№ | Кол-во ч | дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Приме ча ние |
1 2 | 2ч. | Под жарким солнцем Чёрной Африки. | Урок с использованием м\м | ||
3 4 | 2ч. | Там, где восходит солнце. | |||
5 | 1ч. | Сказочное путешествие. Обобщающий урок – праздник. | |||
6 | 1ч. | Я и моя семья. Из дальних странствий возвратясь. | |||
7 8 | 2ч. | Мир семьи. | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) | Урок с использованием м\м | |
9 10 | 2ч. | Я и моя семья. (р\к) Традиции моей семьи. | Проект «Я – родитель» | ||
11 | 1ч. | Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «Сказки у колыбели». | Экскурсия в музей. | ||
12 13 | 2ч. | Я и моё имя. | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио. | ||
14 | 1ч. | У моих родителей (бабушек и дедушек)– золотые руки. (р\к) | Выставка семейных поделок. | ||
15 | 1ч. | « История одной фотографии» (р\к) | Сочинение. | ||
16 17 | 2ч. | Свет мой, зеркальце, скажи | Написание книги о себе «Кто я?» | ||
18 | 1ч. | Вместе – дружная семья. Обобщающий урок – праздник. | |||
19 | 1ч. | Тепло родного очага. В поисках счастья. | Составление «Цветка радости». | ||
20 | 1ч. | Сохраняя прошлое. | Проект Площади Единения. Изготовление индивидуальной ленты времени | ||
21 | 1ч. | Мировое дерево. | Подготовить рисунок или поделку, изображающие мировое дерево. | ||
22 | 1ч. | Моя родословная. | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. | ||
23 | 1ч. | Наша школьная семейка. | Проект школы будущего | ||
24 | 1ч. | Одноклассники – похожие и разные. р\к | Проект «6 шагов избегания конфликта» | ||
25 | 1ч. | Я – надежда Отечества. | Подготовить рассказ о своей мечте (своём предназначении в жизни) | ||
26 | 1ч. | Слышу голос из прекрасного далёка. | Узнать о детских мечтах родителей (бабушек и дедушек). Какие из них сбылись? Что делалось для их осуществления? | ||
27 | 1ч. | В кругу родном и тесном. | |||
28 | 1ч. | Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок – экскурсия по «дому-музею». | |||
29 | 1ч. | Над российскими просторами. Отечество старое, новое, вечное. | Поисковая деятельность (групповая работа) «Результаты созидательной деятельности людей» | ||
30 | 1ч. | Отчизны славные сыны. | |||
31 | 1ч. | Орден в моём доме. (участники ВОВ) р\к | Исследовательская работа. Найти материал о воинах земляках. | ||
32 33 34 | 3ч. | Знаменитые земляки. (писатели, поэты, художники, музыканты, полководцы итд) р\к | Чтение произведений Н. Эркая. Экскурсия в музей Эрьзи |
Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»
4 класс
№ | Кол-во ч | дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Приме ча ние |
1 2 | 2ч. | Наше государство – Российская Федерация. | Проект «Сказочное государство» | ||
3 | 1ч. | Сто народов – одна страна. | Групповая работа. Проект «Новая планета» (костюм, традиции, обычаи). | ||
4 | 1ч. | «Ты ведь тоже Россия – край мордовский, родной». Образование РМ. р\к | |||
5 | 1ч. | Порядок в доме зависит от хозяев. р\к | Проект «Чистый город» | ||
6 7 | 2ч. | Памятные места малой родины. р\к | Экскурсия. | Урок с использованием м\м | |
8 | 1ч. | О чём говорят названия улиц. р\к | Исследовательская работа | ||
9 | 1ч. | Родной край сегодня и завтра. р\к | Проект «Мы из будущего» | ||
10 | 1ч. | Законы, по которым мы живём | Сочинение «Государство, в котором мне хотелось бы жить». | ||
11 | 1ч. | Всевидящее око…закона. р\к К кому обратиться в трудную минуту. |
| ||
12 | 1ч. | Без праздника нет народа. | Групповая работа. Книжка-малышка. Религиозные, государственные праздники. разных народов. | ||
13 | 1ч. | По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал. | |||
14 | 1ч. | Живём мы по соседству. Мы и наши соседи. | |||
15 16 | 2ч. | У янтарного моря. | Урок с использованием м\м | ||
17 18 | 2ч. | В горах Кавказа. | Урок с использованием м\м | ||
19 20 | 2ч. | Многоцветные краски Востока. | Урок с использованием м\м | ||
21 22 | 2ч. | Соседи Мордовии. р\к | |||
23 | 1ч. | Фестивальные встречи. Обобщающий урок – праздник. | |||
24 | 1ч. | Из страны детства в мир взрослых. Я взрослею. | |||
25 26 | 2ч. | Таинственный мир знаний. | Придумать сказку, где вместо волшебных предметов – современные технологии. | ||
27 28 | 2ч. | Пора в путь - дорогу | |||
29 | 1ч. | Приглашаем в театр. | |||
30 | 1ч. | Досуг – дело серьёзное. | |||
31 | 1ч. | Театры Саранска. (культурные места отдыха) р\к | Проект «Приезжайте в гости к нам» | ||
32 | 1ч. | Мордовия спортивная.р\к | Подготовить сообщения о земляках – олимпийцах. | ||
33 | 1ч. | Парки и скверы города Саранска. Места отдыха города Саранска. р\к | Викторина «Моя малая родина» | ||
34 | 1ч. | Парк чудес и открытий. Обобщающий урок – праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент по литературному чтению 4 класс (1-4) по учебнику «Родная речь» Головановой, Горецкого, Климановой. Автор: Фурманова Е.В. Тематическое планирование.
Этот материал содержит не только тематическое планирование по литературному чтению с региональным компонентом, но и разработанные уроки с региональным компонентом....
тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"
В тематическом планировании, кроме тем уроков, предлагается материал по региональному компоненту Архангельской области...
тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"
Планирование содержит темы регионального курса "Морянка" и регионального компонента Архангельской области...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Условия реализации регионального компонента. Материал, который можно использовать при планировании уроков русского языка , литературного чтения , окружающего мира, классных часов с учётом ФГОС.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...
Планирование уроков с региональным компонентом
планирование уроков с региональным компонентом...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (с региональным компонентом) для 1 класса .УМК " Школа России".
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру( с региональным компонентом) для 1 класса по УМК " Школа России"...