Учебно-тематическое планирование по курсу "Гражданское образование" с добавлением регионального компонента
календарно-тематическое планирование по истории по теме

Федотова Елена Владимировна

Расширение образовательного пространства курса "Гражданское образование" путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhd__region_komp.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Курс «Гражданское образование» я преподаю         по авторской программе «Гражданское образование в начальных классах», которую создали и предложили при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. Авторы предоставили учителю прекрасное пособие,  где  дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки,  пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя.
 В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно–воспитательного процесса. В связи с этим программу курса «Гражданское образование», рассчитанную на 2 года обучения, я рассредоточила на 3 года.

Источники изменений.

  1. Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента;
  2. Нахождение разрешений правовых и  личностных конфликтов в повседневной жизни.
  3. Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».

Региональный компонент равномерно распределён в курсе преподавания гражданского образования на все 3 года обучения. В процессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Экологическая направленность занятий: здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: « Охранять природу - значит охранять Родину…».

2.  Цель:  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

    Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

   Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.

   Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

4.Задачи программы:

Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;

Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;

Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;

Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

 Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

Истории

Краеведения музыки

Изобразительного искусства

Трудового обучения

5.  Формы проведения занятий:

1. Интегрированный урок

2. Инсценированное представление

3. Экскурсия

4. Комбинированный урок

5. Краеведческая викторина

6.  Механизм реализации программы:

Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.

 Сбор материала.

 Создание и оформление этнографического уголка.

 Создание проектов и исследовательских работ.

7.  Прогнозируемые результаты:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;

Самостоятельно подбирать литературу по теме;

Работать в читальном зале библиотеки

Готовить и выступать с докладами и сообщениями

Работать в семейных архивах

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Сравнивать и обобщать факты

Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе

Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

 

Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»

2 класс

Кол-во ч

дата

Основное содержание материала

Творческое задание

Примеча

ние

1-

2

2ч.

Дом, в котором мы живём.

Земля – общий дом для всех людей.

Составление коллективного панно.

3-

4

2ч.

Отечество. Наша Родина – Россия.

5

1ч.

Москва – столица нашей Родины.

Урок - путешествие

Урок с использованием м\м

6

1ч.

Санкт – Петербург.

Урок - путешествие

Урок с использованием м\м

7

1ч.

Нижний Новгород.

Урок - путешествие

Урок с использованием м\м

8

1ч.

Нижегородская ярмарка .

9

1ч.

Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник.

10

1ч.

Моя малая родина.

Край мордовский, родной… (р\к).

Уважение национальных и культурных различий.

заочная экспедиция. «Фольклор разных народов»

групповая работа

Урок с использованием м\м

11

1ч.

Тематическая экскурсия в Краеведческий музей (р\к).

Посетить экскурсию.

12

1ч.

Мой город. Из истории образования города (р\к).

Мини - сочинение «Моя малая родина»

Урок с использованием м\м

13

1ч.

Исторические места города. р\к

Экскурсия по городу

14

15

2ч.

Наследие предков.

Устное народное творчество (р\к).

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка мордовской народной сказки

16

1ч.

Песни, танцы и игры мордовского народа (р\к)..

Разучивание народных игр. Составление книжки – малышки с описанием народных мордовских игр.

Урок с использованием м\м

17

18

2ч.

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «На каком поле выросла  рубашка»

История мордовского костюма.

Экскурсия в музей.

Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа

Урок с использованием м\м

19

20

2ч.

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «Волшебные вещи и их повелители».

Ремёсла и занятия населения мордовского края (р\к).

Посетить экскурсию.

Изготовление игрушек из разного материала (свистульки, резьба итд)

Урок с использованием м\м

21

1ч.

Исчезающие растения и виды птиц Мордовии. р\к

Составление «Красной книги».

Урок с использованием м\м

22

1ч.

  Саранская ярмарка. Обобщающий урок – праздник (р\к).    

23

1ч.

Путешествие по миру.

Шар земной именуется миром.

24

25

2ч.

Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки.

Урок с использованием м\м

26

27

2ч.

Хождение за три моря. Индия.

Урок с использованием м\м

28

1ч.

Кругосветное путешествие.

Урок с использованием м\м

29

1ч.

Разноцветный хоровод.

Урок с использованием м\м

30

1ч.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

По неведомым дорожкам.

31

32

2ч.

В суровом северном краю.

33

34

2ч.

Секреты старого замка.

Урок с использованием м\м

Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»

3 класс

Кол-во ч

дата

Основное содержание материала

Творческое задание

Приме

ча

ние

1

2

2ч.

Под жарким солнцем Чёрной Африки.

Урок с использованием м\м

3

4

2ч.

Там, где восходит солнце.

5

1ч.

Сказочное путешествие. Обобщающий урок – праздник.

6

1ч.

Я и моя семья.

Из дальних странствий возвратясь.

7

8

2ч.

Мир семьи.

Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов)

Урок с использованием м\м

9

10

2ч.

Я и моя семья. (р\к) Традиции моей семьи.

Проект «Я – родитель»

11

1ч.

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «Сказки у колыбели».

Экскурсия в музей.

12

13

2ч.

Я и моё имя.

Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.

14

1ч.

У моих родителей (бабушек и дедушек)– золотые руки.  (р\к)

Выставка семейных  поделок.

15

1ч.      

« История одной фотографии» (р\к)

Сочинение.

16

17

2ч.

Свет мой, зеркальце, скажи

Написание книги о себе «Кто я?»

18

1ч.

Вместе – дружная семья. Обобщающий урок – праздник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

19

1ч.

Тепло родного очага.

В поисках счастья.

Составление «Цветка радости».

20

1ч.

Сохраняя прошлое.

Проект Площади Единения.

Изготовление индивидуальной ленты времени

21

1ч.

Мировое дерево.

Подготовить рисунок или поделку, изображающие мировое дерево.

22

1ч.

Моя родословная.

Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа.

23

1ч.

Наша школьная семейка.

Проект школы будущего

24

1ч.

Одноклассники – похожие и разные. р\к

Проект «6 шагов избегания конфликта»

25

1ч.

Я – надежда Отечества.

Подготовить рассказ о своей мечте (своём предназначении в жизни)

26

1ч.

Слышу голос из прекрасного далёка.

Узнать о детских мечтах родителей (бабушек и дедушек). Какие из них сбылись? Что делалось для их осуществления?

27

1ч.

В кругу родном и тесном.

28

1ч.

Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок – экскурсия по «дому-музею».

29

1ч.

Над российскими просторами.

Отечество старое, новое, вечное.

Поисковая деятельность (групповая работа) «Результаты созидательной деятельности людей»

30

1ч.

Отчизны славные сыны.

31

1ч.

Орден в моём доме. (участники ВОВ) р\к

Исследовательская работа.

Найти материал о воинах земляках.

32

33

34

3ч.

Знаменитые земляки. (писатели, поэты, художники, музыканты, полководцы итд) р\к

Чтение произведений Н. Эркая.

Экскурсия в музей Эрьзи


Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»

4 класс

Кол-во ч

дата

Основное содержание материала

Творческое задание

Приме

ча

ние

1

2

2ч.

Наше государство – Российская Федерация.

Проект «Сказочное государство»

3

1ч.

Сто народов – одна страна.

Групповая работа. Проект «Новая планета» (костюм, традиции, обычаи).

4

1ч.

«Ты ведь тоже Россия – край мордовский, родной». Образование РМ.  р\к

5

1ч.

Порядок в доме зависит от хозяев. р\к

Проект  «Чистый город»

6

7

2ч.

Памятные места малой родины. р\к

Экскурсия.

Урок с использованием м\м

8

1ч.

О чём говорят названия улиц. р\к

Исследовательская работа

9

1ч.

Родной край сегодня и завтра. р\к

Проект «Мы из будущего»

10

1ч.

Законы, по которым мы живём

Сочинение «Государство, в котором мне хотелось бы жить».

11

1ч.

Всевидящее око…закона. р\к

К кому обратиться в трудную минуту.

                                                                                                                                                         

12

1ч.

Без праздника нет народа.

Групповая работа. Книжка-малышка. Религиозные, государственные праздники. разных народов.

13

1ч.

По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал.

14

1ч.

Живём мы по соседству.

Мы и наши соседи.

15

16

2ч.

У янтарного моря.

Урок с использованием м\м

17

18

2ч.

В горах Кавказа.

Урок с использованием м\м

19

20

2ч.

Многоцветные краски Востока.

Урок с использованием м\м

21

22

2ч.

Соседи Мордовии. р\к

23

1ч.

Фестивальные встречи. Обобщающий урок – праздник.

24

1ч.

Из страны детства в мир взрослых.

Я взрослею.

25

26

2ч.

Таинственный мир знаний.

Придумать сказку, где вместо волшебных предметов – современные технологии.

27

28

2ч.

Пора в путь - дорогу

29

1ч.

Приглашаем в театр.

30

1ч.

Досуг – дело серьёзное.

31

1ч.

Театры Саранска.  (культурные места отдыха) р\к

Проект «Приезжайте в гости к нам»

32

1ч.

Мордовия спортивная.р\к

Подготовить сообщения о земляках – олимпийцах.

33

1ч.

Парки и скверы города Саранска. Места отдыха города Саранска. р\к

Викторина «Моя малая родина»

34

1ч.

Парк чудес и открытий. Обобщающий урок – праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент по литературному чтению 4 класс (1-4) по учебнику «Родная речь» Головановой, Горецкого, Климановой. Автор: Фурманова Е.В. Тематическое планирование.

Этот материал содержит не только тематическое планирование по литературному чтению с региональным компонентом, но и разработанные уроки с региональным компонентом....

тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"

В тематическом планировании, кроме тем уроков, предлагается материал по региональному компоненту Архангельской области...

тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"

Планирование содержит темы регионального курса "Морянка" и регионального компонента Архангельской области...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Условия реализации регионального компонента. Материал, который можно использовать при планировании уроков русского языка , литературного чтения , окружающего мира, классных часов с учётом ФГОС.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Планирование уроков с региональным компонентом

планирование уроков с региональным компонентом...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (с региональным компонентом) для 1 класса .УМК " Школа России".

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру( с региональным компонентом)  для 1 класса по УМК " Школа России"...