ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ - КНЯЗЬ СЕРПУХОВСКОЙ
|
Князь Владимир Храбрый |
Да… он родился в день печальный.
Все омрачилось торжество –
Шел с гибели отца его
Сороковой день поминальный.
И, как заступника не стало,
Соседи алчные тотчас
Терзать удел начали враз,
Хватали все, что близ лежало.
Был Дмитрий мал, чтоб быть защитой…
Удел совсем бы потерял,
Но бог Алексия послал –
Вернулся он Митрополитом
Учитель, мудрый воспитатель
Его достойно воспитал –
Такую бездну знаний дал!
Во всем, что для Руси князь сделал,
Есть отпечаток дум его:
Он научил допреждь всего
Преодолеть рознь слова с делом;
Отбросив напрочь все сомненья,
Гордыню усмерять свою
И в мирной жизни, и в бою
Ради Руси объединенья.
Серпуховский князь Владимир Андреевич родился 28 июля 1353 года на сороковой день по смерти своего отца, князя Андрея Ивановича, младшего сына московского великого князя Ивана Даниловича Калиты. Владимир Андреевич был вторым, младшим, сыном, и потому будущее не предвещало ему ничего значительного.
Однако время и события распорядились иначе. На четвертом году жизни, лишившись старшего брата, князь Владимир становится единственным наследником отцовского удела. В это время его опекуном становится его дядя Иван Красный. Но в 1359 году великий князь Ивана Иванович Красный умирает. В этом же году юный княжич Владимир вступает во владение Серпуховским уделом.
На московском столе по смерти великого князя Ивана Ивановича сел почти такой же младенец, как и Владимир, - двоюродный брат последнего Дмитрий, впоследствии Донской.
|
Митрополит Московский |
Опекуном для 6-летнего князя Владимира и 9-летнего Дмитрия становится Алексий Митрополит московский. Бережно хранил Святитель Алексий обе княжеские отрасли Москвы, мудро формируя их личности в соответствии с предназначением каждого в служении Богу и Отечеству.
|
Князь Дмитрий |
Детство и юность князя Владимира Андреевича проходили в обществе его двоюродного брата великого князя Дмитрия Ивановича, под благотворным влиянием святителя Алексия. Дружба между двоюродными братьями от детства и юности сопровождала их во все почти последующее время их жизни и лишь однажды в 1389 году, хотя и на короткое время, омрачилась она возникшим между ними неудовольствием, но и тут были причиною бояре Владимира Андреевича.
О том, насколько преуспел наставляемый святым митрополитом Алексием князь Владимир Андреевич в духовном возрастании, свидетельствуют строки сохранившегося письма константинопольского патриарха Филофея великому князю Дмитрию Ивановичу: "Также сын мне и брат твой князь Владимир, которого я очень люблю и высоко уважаю за его добродетели".
|
Введенский Владычный монастырь |
В 1360 году митрополит Алексий основал Владычный монастырь на правом берегу Нары, недалеко от будущего Серпухова, на землях Владимира Андреевича.
Именно с этим монастырем связаны важные вехи в жизни города: обретение чудотворной иконы «Неупиваемая чаша», появление на гербе города экзотической птицы павлина.
Весьма деятельный и энергичный князь Владимир стяжал себе доблестными ратными подвигами славу искуснейшего и храброго полководца того времени. Жизнь его проходила в основном в походах и ратных делах. Причем он был деятельным и послушным исполнителем поручений великого князя Дмитрия Ивановича, своего ближайшего друга и товарища.
В 1362 году 9-летний Владимир и 12-летний Дмитрий участвуют в первом походе на Переяславль. Этот поход выявил в отраке черты сильной незаурядной личности, что послужило поводом для составления договора между братьями. По договору (1364-13654г.г.) удельный князь Владимир Андреевич был определен как «брат молодший», а великий князь Дмитрий Иванович как «брат старший». Дмитрий Иванович указал в договоре, что великое княжение только его, а значит и его потомков. Для Владимира Андреевича признание старшего всего на 3 года двоюродного брата было актом политическим, закреплявшим его неравноправие и пониженный политический статус. Однако до конца дней своих он остался верен великому князю.
По этому же договору князь Владимир становится вторым лицом Московского княжества. Он получает хорошее образование: знал греческий, литовский, татарский языки. Юный князь увлекался соколиной охотой, особый интерес проявлял к оружию, военному делу, рассказам о сражениях. Эта любознательность и увлеченность военным делом сопровождали Серпуховского князя всю его жизнь. Владимир Андреевич как совладелец Москвы вместе с великим князем укреплял обороноспособность города.
Вскоре Владимир начинает уделять значительное внимание развитию своих владений.
|
Деревянный Кремль |
Однажды утром ясным
Стоял на горке Красной
Седок высокородный
Владимир князь Хоробрый.
Глядел он в даль далекую
И видел синеокую Россию,
Русь крещенную,
Москву не защищенную.
Он принимал решение
Поставить заграждение,
Врагам на усмирение,
Руси на сохранение.
Чтоб жили без неволи
Потомки русской воли.
С собой отчизну славили
И суд и тризну правили.
(В.Порожняк)
В 1374г. Владимир Андреевич «заложил град Серпухов в своеи отчине и повеле нарядити и срубити дубов». Определение «заложи» говорит об основании города. «Град» (т.е. кремль, крепость) Серпухов занимал мыс неправильной формы размерами 280х140м. Площадь, охваченная укреплениями чуть больше 3га.
Владимир при создании Серпухова учел не только оборонительные, но и экономические моменты. Источники свидетельствуют, что он был способным устроителем собственного хозяйства. Становление города – процесс длительный и сложный. Главная проблема – откуда взять горожан.ладимир Андреевич распорядился установить льготы для привлечения торговцев и ремесленников.
Устроение собственного удела с давних пор шло по определенному сценарию: городские соборы, дубовый кремль, собственное богомолье - монастыри. Примерно по такому же плану действовал и Владимир.
|
Высоцкий монастырь |
Практически одновременно со строительством крепости на холме в 1374 году Владимир Андреевич решил основать монастырь, названный позднее Высоцким. Крепость и два монастыря образовывали мощный оборонительный треугольник, стоявший на пути врагов формирующегося Московского государства.
Но создание монастырей представляло не только оборонительный интерес. Это был оплот веры Православной на юге крепнущего московского княжества. Серпуховской князь любил монастыри и высоко ценил иноческий подвиг.
Близ города Серпухова уже более десяти лет стоял Владычный монастырь. Но он был основа митрополитом Алексием.
|
Сергий Радонежский |
" Христолюбивый" (по словам летописца) князь Владимир, желая создать собственное богомолье, обратился к Сергию Радонежскому с просьбой об основании монастыря (к тому времени Радонеж и расположенный в нем Троицкий монастырь перешли во владения Владимира Серпуховского.)
Летописец пишет: «Серпуховской князь Владимир Андреевич, управляющий городком Радонежем, на земле которого стоял монастырь преп. Сергия, пожелал украсить свой стольный город вознаграждением монастыря и послал к преподобному Сергию, приглашая его прибыть для благословения и совета на устроение в Серпухове обители и просил его взять с собой ученика своего, знакомого князю (подвижника и сотрудника) Афанасия». Как ни жаль было Сергию отпустить от себя одного из любимых учеников, но, исполняя волю Боголюбивого князя, он отправился с Афанасием в пределы Серпуховские: путь совершили пешком. С великою радостию встретилВладимир святых пришельцев, и после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название Высокое и стояло на берегу реки Нары.
Так под Серпуховом был основан монастырь в честь Пресвятой Богородицы, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.
Там была срублена пока деревянная церковь Зачатия Богородицы. На средства князя
так же устраивались кельи, монастырская ограда, приобреталась вся богослужебная утварь и книги.
Привлечение к созданию монастыря Сергия Радонежского, «благодатного воспитателя русского народного духа», следует отнести к числу важнейших свершений князя Владимира Андреевича.
Храмовое и монастырское строительство продолжалось и после1374г. В монастырях и храмах Серпухова развивались книгописание, иконопись, прикладное искусство.
Самым заметным событием, которое отметили летописцы, стало освящение соборной церкви во имя Троицы в Серпуховском кремле 15 июля 1380 года. Строительство Троицкой соборной церкви примечательно своим посвящением. В этом, несомнено,прослеживается влияние Сергия Радонежского и Троице-Сергиева монастыря, находившегося в уделе Владимира Андреевича.
А всего через два месяца после освящения храма из него после молебна о победе православного оружия серпуховские полки отправились на Куликово поле.Русичи хотя и жили относительно спокойно, всё равно они находились под игом Золотой Орды под предводительством хана Мамая. Они не могли зависеть от иноверцев. Жаждали избавиться от ненавистного ига.
Для битвы экономической мощи было мало. Нужно было нравственное и духовное возрождение. Этому снова способствовал духовный отец князя Владимира – Сергий Радонежский.
Князь Московский Дмитрий Донской рвался на битву с татарами, просил благословения у преподобного Сергия. Сергий вначале удерживал горячность князя, говоря: «Нет ничего дороже крови русской. Откупайся золотом, мехами, камнями драгоценными, береги русских людей».
Но Мамай замышлял против Руси не просто грабительский поход, каких до сих пор было множество, а настоящую захватническую войну, задумал прийти на Русь и сесть там навечно. Вознамерился истребить и самую душу Руси – православие, возмечтавший разрушить православные храмы и поставить на их месте мечети. И тогда преподобный не только благословил князя, но, призвав к себе лучших монахов, бывших воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю, повелел им идти на битву.
Являясь главным соратником князя Дмитрия, Владимир не мог не участвовать в событиях 1380года.
Для битвы был выбран день 21 сентября 1380 года – Рождество Пресвятой Богородицы – покровительницы Руси. На Куликовом поле русское воинство одержало победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым.
Победу на Куликовом поле князь Владимир в Серпухове отметил закладкой нового храма, во имя святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия Донского. Церковь была деревянная и стояла к юго-востоку от собора Святой Троицы.
Тела своих погибших героев князь Владимир велел собрать и понести домой. По возвращении с Куликовской битвы благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей. В честь победы над врагом князь Владимир построил собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, а рядом с храмом каменную церковь-трапезную для братии в благодарность за молитвенный подвиг.
В 1382 г. На Москву внезапно устремился Тохтамыш, добивший перед этим немногочисленные остатки войска Мамая и ставший новым ханом Золотой Орды.
Серпухов был разорён во время похода на Москву хана Тохтомыша.
1389 год ознаменовался феодальным конфликтом: Владимир разорвал отношения с московским князем, который не удовлетворил требования двоюродного брата о новых владениях. На пике ссоры великий князь взял в плен бояр серпуховского князя, Владимир, в свою очередь, осуществил захват земель, принадлежавших Дмитрию. Кратковременные ссоры его с Донским и Василием (сыном Дмитрия Донского), происходили не от желания присвоить себе великокняжеский сан, а только от смут боярских. Ссора закончились подписание очередного договора между феодалами.
В 1408 г. на Москув напали татары, ведомые Едыгеем. Василий с семейством бежал в Кострому, оставив защиту Москвы Владимиру Андреевичу. Умелой распорядительной деятельностью Владимира Храброго Москва была подготовлена к осаде. Простояв три недели перед сожжоными посадами, Едыгей попросил весьма умеренного откупа, в чем и был удовлетворен.
|
Московский Архангельский собор |
Умер Владимир Андреевич в первой половине мая 1410 года. В летописях почти ничего не говорится по этому случаю, сказано только о погребении его в Московском Архангельском соборе.
|
Владимир Храбрый |
Глянь, Владимир, сквозь века:
Город твой стоит у Нары.
Не сожгли его пожары,
Тянет руки к облакам.
Год от года он растет.
Там, где при тебе шумели
Сосны, клены, липы, ели,
Нынче улиц хоровод.
Просыпаясь по утрам
И обласканный зарею,
Серпухов любой порою
Рад и солнцу, и ветрам.
Не склоняя головы,
Город смотрит сквозь столетия.
Он готов за все ответить
Куполами синевы.