Интегрированный урок в 4 классе "Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир."
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Интегрированный урок  в 4 класе по Основам православной культуры. Программе  А.В. Бородина "История религиозной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovanny_urok.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок спецкурса «Основы православной культуры»

Учитель: Нестерова Л.Г.

Класс: 4

Программа: А.В. Бородина «История религиозной культуры»

Тема урока: Крещение Руси.  Святой равноапостольный князь Владимир.

Задачи урока:

- Обучающие:

Повторить и обобщить известные сведения о Древней Руси и веровании  через игру – тест.

- Развивающие:

1. Способствовать развитию мышления через построение умозаключений.

2. Развивать речь учащихся через построение монологических высказываний.

3. Обогащать словарный запас учащихся и развивать навык точного употребления слов в речи через работу с дополнительными источниками.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к предмету через подбор занимательного материала.

Формировать творческий интерес к выполнению заданий через занимательные формы работы.

Воспитывать интерес к чтению дополнительной литературы через самостоятельное использование дополнительных источников литературы.

Формирование  общеучебных умений и навыков

Учебно-управленческие умения.

1.Умения контролировать и оценивать свою деятельность.

2. Видеть свою роль на уроке  в целом через работу с листом самооценку на каждом этапе урока.

3. Осуществлять рефлексивные действия при подведении итогов урока

Учебно- информационные умения.

1. Работать с научно – популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками при подготовке учащихся к уроку.

2. Участвовать в диалоге в процессе фронтальной работы.

3. Выразительно говорить через построение монологических высказываний.

4. Элементарно обосновывать высказанное суждение на этапе закрепления знаний.

Учебно-логические умения.

1.Умение работать по заданному алгоритму.

2. Развивать основные логические операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, нахождение лишнего элемента)

Задачи урока:

- знать, как князь Владимир расширил и укрепил    Древнерусское государство;

- знать причины принятия христианства Русью и особенности   этого процесса;

- понимать значение принятия Русью христианства;

 - развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

 - высказывать и аргументировать собственную точку зрения,

 - работать с документом, систематизировать знания  (заполнение таблицы), готовить сообщения и выступать перед аудиторией,

- воспитывать уважение к выбору наших предков, толерантность. 

Тип урока: комбинированный урок

Даты: 980 -1015г.г. - годы правления князя Владимира, 988г.- крещение Руси

Оборудование:  Компьютер (презентация),  учебник А.В.Бородиной «Основы православной культуры», рабочая тетрадь к учебнику.

               План изучения нового материала:

1.      Начало правления князя Владимира.

2.      Причины принятия христианства на Руси.

3.      Крещение Руси.

4.      Русская православная церковь.

5.      Значение принятия христианства.

Контрольный вопрос: Почему князь Владимир выбрал православную религию?

Ход урока:

I.  Организационный этап.

1.Сообщение темы и задач урока. Слайды 1,2

2. Знакомство с планом урока. Слайд 3.

3. Знакомство с контрольным вопросом урока. Слайд 4.

Почему князь Владимир выбрал православную религию?

II.  Проверка домашнего задания:    

 1.  Игра – тест  «О ком идет речь?». Слайд 5.

1.   Он объединил Киев и Новгород, под его властью оказался путь «из варяг   в греки», не раз ходил в военные походы на Константинополь, согласно   преданию, умер от укуса змеи. (Олег)

2. Она была женою Игоря и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, но потом установила точный размер дани и места ее сбора, одной из первых приняла христианство на Руси (Ольга)

3. Кем были наши предки по своим религиозным убеждениям до принятия христианства?

Высшая награда России

Кто создал славянский алфавит?

2. Проверка домашнего задания. Слайд 6.

III. Новый материал.

 1.Объяснение учителя. Слайд 7.

 Княгиня  Ольга  внесла огромный вклад в развитие государства:

- разделила  государство на административные единицы – погосты (для удобной системы управления;

- ездила в Византию, где приняла христианство;

- в ее правление состоялся обмен посольствами с германским императором Оттоном I.

2.  Кто стал управлять страной после смерти  князя Святослава (сына княгини Ольги)?

3. Рассказ детей о князе Владимире. Слайд 8.

4.Дополнительные сведения учителя.

- Причины Крещения Руси

До 10 века  государственной религией и религией абсолютного большинства населения было язычество, при чем разные  народы (славяне и финно-угры) верили в совершенно в разных  богов. Владимир выступил как религиозный реформатор. Вначале он попытался изменить языческий культ, введя общий для всех  и  главный культ Перуна. Но затем он решил выбрать единую религию,  из уже известных религий. Жители западных стран называли за языческую веру – дикарями.

5. Как вы думаете, из каких религий выбирал Владимир?

(Из православия, католичества, исламом и иудаизма.)

      Слово учителя: Владимир не сразу выбрал христианство, он советовался с князьями, боярами, отправлял посланников в разные страны, чтобы познакомиться ближе с религиями, признававшими одного  единого Бога, но остановился все-таки на христианстве.

6. - Как вы думаете, какой источник поможет нам подробнее узнать о том времени? (Повести временных лет)

- На каком уроке мы уже знакомились с этим произведением? (литературное чтение)

- С какими повестями вы познакомились?

- А кто нашел и прочитал повесть к сегодняшней теме?

7. - В каком году крестили Русь?

988 год  принято считать годом Крещения Руси

- Сколько лет прошло с того времени?

8. Народ очень любил своего князя за красоты, доброту.

- Как называл народ Князя Владимира? (Владимиром Красное Солнышко)

Легенда о выборе Владимиром  веры говорит о том, что на Руси были знакомы с различными верами и религиями народов, но, скорее  всего, выбор пал на православие именно потому, что оно в представлении Владимира связывалось с наиболее могущественным государством - империей - Византией. Кроме того, бабка Владимира княгиня Ольга была крещена в Царьграде в православную веру, многие дружинники вместе с ней. Владимир крестил жителей Киева и других городов часто насильно, против их воли. Слайд 9.

- Каким образом происходило крещение киевлян?

- Как восприняли идею крещения наши предки?

Крещение Руси

- Каковы главные отличия христианства от язычества?

(В христианстве нет многобожия, обожествления природы, жертвоприношений и т.д.)

Христианство заняло враждебную позицию ко всем проявлениям  язычества, т. к. оно было противно христианской вере. Но на  низовом, народном уровне происходило смешение элементов  христианства и язычества.

9. Русская православная церковь 

Церковная система на Руси была  заимствована вместе с верой  из   Византии: во главе церкви стоял митрополит, подчинявшийся  патриарху в Константинополе. Во главе областей - епархий стояли  епископы. На Руси появляются первые монастыри. Велел возвести каменный храм в честь Пресвятой богородицы. Князь призвал для этого из Константинополя искусных строителей (зодчих). В 994-996 годах храм был построен. Слайд 10.

 На местах, где раньше люди поклонялись идолам, по приказу князя стали строить храмы. К концу правления князя Владимира в столице Руси – Киеве – уже было 400 храмов. 

Слайд 11.

 С князем Владимиром произошли удивительные перемены после крещения:

- он не хотел больше воевать, т.к. боялся причинить другим зло;

- за оружие брался только для защиты Отечества

- на княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа

- для больных по домам развозили хлеб, мясо, мед  и другие продукты.

- Князь Владимир старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства

  10. Значение принятия христианства Русью

- Как вы думаете, как повлияло принятие христианства на дальнейшее развитие Русского государства и на каждого русского человека?

    IV. Закрепление изученного материала. Слайд12,13

Кроссворд.

1. Древнее название нашей Родины.

2. Какой князь обратил  древнерусский народ в христианство.

3. Древняя столица  Руси.

4. Какую религию выбрал князь Владимир.

5. Русская княгиня – первая принявшая крещение.

6. Славянский просветитель.

  V. Подведение итогов урока. Слайд 14.

1. Ответ на контрольный вопрос 

Почему князь Владимир выбрал православную религию?

2. Рефлексия.

- Что вы не знали, сейчас знаете - новое для вас?

- Каким для каждого из вас был урок?

3.Оцени себя на уроке.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Князь Владимир Мономах. "Поучение детям"

Цель исторического образования в начальной  школе дать детям первичные знания об отечественной истории. Наша важнейшая задача – привить детям интерес к отечественной истории.Представляю ваш...

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Урок по теме «Как христианство пришло на Русь» в 4 классе является составной частью предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» (авторская рабочая программа А.В.Кураева «Основы правосла...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс.

Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс. Место проведения: Исторический парк города Тюмени.Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной инф...

Занятие по внеурочной деятельности "Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир".

Занятие посвящено святому равноапостоььному князю Владимиру Красному Солнышку, крестившему Русь в 988 году....