Работа с лексикой на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку

Изучение иностранного языка - это всегда сложный и комплексный процесс, состоящий из большого количества аспектов. В данном материале освещается работа с одним из таких аспектов - лексикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время всё большее значение в изучении иностранных языков специалисты придают лексическому подходу. В действительности, грамматические правила не принесут пользы студентам, при отсутствии необходимого словарного запаса. Что касается студентов помладше, для них оперирование грамматическими терминами может представлять большую проблему в связи с недостаточным уровнем знакомства с этой темой в родном языке. В связи с этим хочется отметить важность глубокого изучения лексики, в особенности на начальных этапах обучения. К большому сожалению, в некоторых учебниках этому аспекту языка не уделяют достаточно внимания, и часто педагогам приходится восстанавливать баланс своими силами.

В данном материале хотелось бы поделиться своим опытом, и показать, как я работаю с усвоением лексики.

Как многие педагоги общеобразовательных школ, я работаю по учебнику "Английский в фокусе". В данном УМК лексика вводится в начале каждого первого урока юнита. Начинаем работу с прослушивания аудиоматериала. Дети слушают аудио, я показываю слова с картинкой на интерактивной доске. Во время второго прослушивания ребята повторяют слова за диктором, и я акцентирую внимание на сложных для восприятия или воспроизведения звуках, корректирую произношение. Третье предъявление лексических единиц - я называю новые слова в разнобой, не в том порядке, в каком они даны в учебнике, а дети показывают на картинку. Это же упражнение можно выполнить в парах, ребята любят оценивать и проверять друг друга, тем самым работа с новым материалом превращается в удовольствие. После этого приступаем к записи слов в словарики. Ведëм мы их, точки зрения современной методики не совсем правильно, но, к сожалению, это единственное, что реально осуществить в реалиях общеобразовательной школы.

Я выписываю на доске английские слова, ребята самостоятельно записывают перевод в словарики. Отдельно отмечу, что перевод на русский язык мы практически не проговариваем. Ребята делают записи, ориентируясь на картинки и WordList в конце учебника. Если возникают трудности с тем или иным словом, я прошу более сильных учащихся выйти к доске и записать перевод, если и это вызывает сложности, записываю перевод на доске самостоятельно. Далее пробуем использовать эти слова в речи, стараясь применить их к себе - например, что люблю или не люблю. Особый интерес у ребят, конечно же, вызывают упражнения в рамках подхода TPR (Total Physical Response), например, изобразить животное, или показать какое-то действие. Дома ребята закрепляют полученные знания, выполняя упражнения в сборниках упражнений из УМК.

Следующий урок начинаем с повторения изученного. В зависимости от материала, общего уровня группы и темпа освоения программы, можно использовать различные варианты. Когда время ограничено, это работа с интерактивными электронными заданиями, которые я разрабатываю на таких ресурсах как LearningApps и Wordwall. Если есть немного побольше времени, мы играем в реальные игры. "Magic box" - дети с закрытыми глазами достают предмет по теме изучения, например, игрушечное животное, и называют его. Я надеваю на них забавную маску для сна, это ещё больше окрашивает упражнение эмоционально, а, следовательно, способствует запоминанию, и попутно повторяем фразы "put on" и "take off". Если назвали правильно, игрушка останется у ученика на парте до конца урока, а отдавая игрушку по окончании урока ребята ещё раз называют её, соприкасаясь со словом ещё раз. "Who am I?" - довольно сложное задание, но очень интересное задание. Ученик надевает специальный ободок с карточкой, которую не видит он, но видят другие ученики. Задача состоит в том, чтобы задавая вопросы, догадаться, что изображено на карточке. Для выполнения этого задания нужно напомнить, как задавать вопросы, в зависимости от отрабатываемой лексической темы, но если периодически работать с этим упражнением, учащиеся легче справляются с ним. На первых порах оно занимает достаточно большое количество времени, но это стоит того, так как отрабатывается ещё и грамматика, и навык устной речи. Для устранения трудностей с правописанием выполняем следующее упражнение. Ребята получают листочки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и выполняют его (нужно ограничить время, иначе упражнение затянется). После этого меняются листочками с партнëром, и проверяют его по учебнику. Получают листок обратно, и перевернув его, составляют такое же задание самостоятельно, опять же ориентируясь на учебник. Здесь нужно обязательно обговорить условия - только определëнный набор слов, определëнное количество, как обозначить пропуски, количество пропущенных букв, и опять-таки, ограничить время. Опять отдают листок с самостоятельно составленным заданием партнëру, который выполняет его, меняются обратно, и проверяют. Это задание всегда вызывает положительные эмоции у ребят - им очень нравится возможность ощутить себя в роли учителя - составить задание для одноклассника, и проверить его. И, конечно же, обеспечивается большое количество касаний со словом - при выполнении задания, при составлении своего gap-filling, при проверках работы партнëра.

Естественно, это не все возможные способы усилить запоминание лексических единиц, разнообразие упражнений и игр зависит от многих факторов. Необходимо помнить, что чем больше видов упражнений выполняет учащийся, и чем они интереснее, тем продуктивнее и успешнее пройдёт процесс усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе

В моем докладе будут рассмотрены следующие методы и приемы обучения лексики: игровой метод, метод с использованием компьютерных программ, метод рифмы и разучивания песен. Главная их задача сделать об...

Работа над фонетикой на уроках английского языка в начальной школе

В этой статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с формированием фонетических навыков у учеников начальной школы на основе УМК "Starlight"...

Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики

Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...