дети ОВЗ и изучение английского языка
учебно-методический материал по иностранному языку (4 класс)
особенности работы с детьми ОВЗ на уроках англ языка.И приемах применяемых на уроках иностранного языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.
Ученики с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями из-за нарушений психического развития. Это определяет особые условия построения учебного процесса.
Одной из ключевых компетенций педагога становится готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, все образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения.
Понятие ОВЗ употребляется по отношению к детям, для которых характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой обычной массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ является результатом недостаточности внимания, гиперактивности, снижения памяти, замедленного темпа мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, т. е. обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей иностранному языку? Учителя без определенной подготовки по работе с такими детьми, сталкиваются с определенными трудностями. В процессе обучения таких детей иностранному языку необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов, при этом очень важно:
- уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
- выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;
- снизить требования к изучению иностранного языка.
В работе с детьми с ОВЗ необходимы индивидуальный подход к каждому ученику и педагогический такт.
Работая с детьми с ОВЗ, можно применять специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснения нового материала, выполнения заданий, оценивания работы учащегося:
- поэтапно объяснение задания;
- задания выполняются учащимися последовательно;
- повторение инструкции к выполнению задания;
- использование на уроке аудио и визуальные технические средства обучения;
- смена виды деятельности;
- организация работы в парах, группах, а также индивидуальные задания;
- обязательные физкультминутки (например, во время физкультминуток можно отрабатывать глаголы действия, разучивать песенки и рифмовки);
- предоставление дополнительного времени для завершения задания, а также для сдачи домашнего задания;
- использование на уроках большого количества наглядного и раздаточного материала;
- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
- применение индивидуального подхода в оценивании ответов учащихся с ОВЗ;
- выполнение работы над ошибками, анализируя и исправляя ошибки;
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Содержание предмета английский язык в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
- повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
- нахождение новых слов в змейке (word snake),
- вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
- игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
- составление диаграмм,
- подбор заголовков,
- ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
- соотнесение идеи и абзаца (matching),
- заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
- тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
- определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
Список литературы.
- Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.
- Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2012.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
- Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.
Литература
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (http://минобрнауки.рф)
- Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
- Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№#1089;.75.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.
- Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
- Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.
- Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.
- Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.
- Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами : письмо №АФ-150/06 от / А.А.Левитская // Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.
- Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных технологий)
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.
Ученики с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями из-за нарушений психического развития. Это определяет особые условия построения учебного процесса.
Одной из ключевых компетенций педагога становится готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, все образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения.
Понятие ОВЗ употребляется по отношению к детям, для которых характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой обычной массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ является результатом недостаточности внимания, гиперактивности, снижения памяти, замедленного темпа мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, т. е. обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей иностранному языку? Учителя без определенной подготовки по работе с такими детьми, сталкиваются с определенными трудностями. В процессе обучения таких детей иностранному языку необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов, при этом очень важно:
- уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
- выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;
- снизить требования к изучению иностранного языка.
В работе с детьми с ОВЗ необходимы индивидуальный подход к каждому ученику и педагогический такт.
Работая с детьми с ОВЗ, можно применять специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснения нового материала, выполнения заданий, оценивания работы учащегося:
- поэтапно объяснение задания;
- задания выполняются учащимися последовательно;
- повторение инструкции к выполнению задания;
- использование на уроке аудио и визуальные технические средства обучения;
- смена виды деятельности;
- организация работы в парах, группах, а также индивидуальные задания;
- обязательные физкультминутки (например, во время физкультминуток можно отрабатывать глаголы действия, разучивать песенки и рифмовки);
- предоставление дополнительного времени для завершения задания, а также для сдачи домашнего задания;
- использование на уроках большого количества наглядного и раздаточного материала;
- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
- применение индивидуального подхода в оценивании ответов учащихся с ОВЗ;
- выполнение работы над ошибками, анализируя и исправляя ошибки;
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Содержание предмета английский язык в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
- повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
- нахождение новых слов в змейке (word snake),
- вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
- игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
- составление диаграмм,
- подбор заголовков,
- ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
- соотнесение идеи и абзаца (matching),
- заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
- тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
- определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
Список литературы.
- Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.
- Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2012.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
- Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.
Литература
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (http://минобрнауки.рф)
- Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
- Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№#1089;.75.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.
- Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
- Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.
- Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.
- Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.
- Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами : письмо №АФ-150/06 от / А.А.Левитская // Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.
- Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных технологий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языка по теме "Достопримечательности Лондона" в 4 классе в школе с углубленным изучением английского языка
Предлагаемый урок – это закрепление лексических навыков, а также пройденного лингво-страноведческого материала по теме «Достопримечательности Лондона» в 4 классе. Урок ориентирован на развитие умений ...
Повышение мотивации детей к изучению английского языка посредством применения продуктивных методов обучения
Детство, и особенно, школьные годы – это уникальное время, когда ребенку необходимо получить качественные и основательные знания, заложить интеллектуальный фундамент на всю оставшуюся жизнь. Поэ...
Лексико-грамматическая контрольная работа (тест) для учащихся 4 класса школ с углубленным изучением английского языка (по УМК И.Н.Верещагиной "Английский язык")
Данный материал может служить как итоговый для проверки уровня сформированности знаний и умений в области грамматики и лексики учащихся 4 класса, так и тренировочным на определенном этапе изучения опр...
Рабочая программа к учебнику английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, автор Верещагина И.Н. ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС. Содержание:1. Пояснительная записка2. Общая характеристика учебно...
Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – школа» как способ адаптации детей с ОВЗ к изучению английского языка.
Необходимость в разработке специализированной программы возникла в силу разных причин. Обучение английскому языку в школе начинается со второго класса начальной школы, однако анализ проводимой работы ...
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса для школ с углубленным изучение английского языка
Рабочая программа по английсукому языку для 3 класса для школ с углубленным изучение английского языка составлена в соответствии с ФГОС....
Как родители могут помочь детям в изучении английского языка
Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь и...