Обучение технике чтения на уроках английского языка в начальной школе
учебно-методический материал по иностранному языку

Бутрина Наталья Владимировна

доклад семинара по обучению технике чтения на уроках английского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Обучение технике чтения на уроках английского языка в начальной школе»

Слайд 2. Обучение чтению на иностранном языке всегда было важной образовательной задачей. Умение читать лежит в основе интеллектуального и духовного роста человека, процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.

Изо всех видов речевой деятельности на английском языке чтение приобретает все более актуальное значение и эффективное обучение чтению становится первостепенной задачей сегодняшней практике обучения.

Слайд 3.Процесс обучения технике чтения на английском языке на начальном этапе изучения языка состоит из определѐнных этапов: обучение чтению целых слов, обучение чтению целых предложений и обучение чтению текстов.

Слайд 4. Рассмотрим каждый из них подробнее: I. На первом этапе учащиеся осваивают чтение отдельных слов в соответствии с правилами чтения, которые обозначаются выделенными буквами, звуками или определѐнными словами, а также чтение и тех слов, которые не поддаются правилам чтения совсем. II. На втором этапе учащиеся осваивают чтение словосочетаний и предложений, а также их правильное оформление.

Слайд 5. В основе формирования навыков техники чтения лежат такие операции, как соотнесение графического и слухоречедвигательного образов речевой единицы и соотнесение данных образов непосредственно со значением речевых единиц. Поэтому обучение технике чтения на английском языке, главным образом, направлено на то, чтобы посредством последовательного увеличения единиц воспринимаемого текста сформировать, в итоге, нормативное чтение с соблюдением темпа, норм ударения, пауз и интонации.

Слайд 6. На начальном этапе изучения иностранного языка техника чтения включают в себя артикуляционные, ритмические и интонационные навыки. Обучение техники начинается с формирования у обучающихся графемно-морфемных связей, что подразумевает овладение алфавитом и правилами чтения, формирование звуко-произносительных навыков и умений путѐм ознакомления с соответствующей лексикой. Формирование техники чтения неразрывно связано с повышением умственной активности обучающихся, так как обучение чтению в качестве коммуникативной деятельности подразумевает, что учащиеся решают определѐнные мыслительные задачи, имеющие познавательный характер.

Слайд 7. Формирование техники чтения неразрывно связано с повышением умственной активности обучающихся, так как обучение чтению в качестве коммуникативной деятельности подразумевает, что учащиеся решают определённые мыслительные задачи, имеющие познавательный характер.

Для плодотворного обучения детей чтению на английском языке, необходимо более основательно пересмотреть психологические особенности детей младшего возраста, проблемы овладения техникой чтения, изучить разные методики и приемы обучению чтения на начальном этапе.

Слайд 8. Рассмотрим некоторые психологические особенности младших школьников.

В психологических исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Выготского Л.С, Мухиной Т.К. и др. отмечается, что в младшем школьном возрасте  кардинально меняется протекание психических процессов учащихся. Происходит смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит учебная, хотя игровая деятельность еще продолжает играть важную роль. Формируется положительное отношение к учению, укрепляются познавательные мотивы учения.

Слайд 9. Развиваются познавательные процессы. Восприятие приобретает управляемый характер, становится более точным, расчлененным, преднамеренным, четко распределяются отношения между анализом и синтезом. Увеличивается доля произвольного внимания, оно становится более устойчивым. Идет развитие интеллектуальных операций: сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению. Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Увеличивается объем памяти. Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.

Слайд 10. Не секрет, что только у младших школьников наблюдается высокая мотивация к учебе вообще и к чтению в частности. Тем важнее, сформировать мотивацию к чтению на иностранном языке в младшем школьном возрасте.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и  усиливающим роль эмоций.

Слайд 11. К началу процесса обучения английскому  языку в начальной школе, в речевой памяти учащихся нет слухо- речемоторных образов иноязычного материала.
Во время  обучения   чтению   учащимся приходится соотносить не только звуки и буквы, но и звуко-буквенные связки со смысловым значением того, что читают. А это вызывает у них дополнительные трудности.

Слайд 12. Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k , M , T. Буквы Aa , Bb , C c , E e , O o, P p, Y y, X x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.

Слайд 13-20. Упражнения на закрепление алфавита.

Слайд 21. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах , чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck 

Слайд 22. Самым используемыми подходами обучения чтению на английском языке считаются подходы «от звука к букве» и «от буквы к звуку». В первом случае, как правило, подразумевается переход от звуковой формы речевой модели к графической через процесс овладевания транскрипцией, которая будет являться звуковой основой для дальнейшего освоения алфавита и правил чтения английского языка. При использовании второго подхода обучение чтению начинается со знакомства с алфавитом, затем с символами транскрипции и, наконец, правилами чтения. Очень часто на практике эти подходы совмещаются, что носит название отдельного, интегрированного подхода. Его главная идея — переход от образной картины мира к языковой. Обучающиеся воспринимают изучаемый материал на эмоциональном уровне, анализируют и запоминают его и, соответственно, накапливают опыт зрительного и слухового восприятия.

Слайд 23.  Видео (библиотека МЭШ)

Слайд 24-28.  Упражнения на отработку чтения

Слайд 29. Метод TPR –метод полного физического реагирования

Слайд 30. TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.

 А появился он вот как: профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде, чем сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова или фразы лучше всего запоминаются, когда на них реагируют действиями.

Ашер предположил, что нужно избегать изучения языка с помощью одного только левого полушария и стараться максимально задействовать правое — через движения и наглядные материалы.

Слайд 31. В основе теории Ашера лежит популярная в то время теория о полушариях мозга, согласно которой правое полушарие отвечает за образное мышлениеинтуицию и творчество, а также движения, а левое полушарие — за абстрактно-логическое мышление и языковые способности.

Кстати, сейчас теория о полушариях уже не считается верной. Просканировав мозг более 1000 человек, ученые из университета Юты доказали, что оба полушария во время разных видов деятельности активны примерно одинаково. Тем не менее, с детьми метод TPR отлично работает и дело совсем не в полушариях.

Слайд 32. Как работает метод TPR

Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним, pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.

У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Слайд 33. Когда следует применять TPR?

Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. Глаголы движения таким образом учатся на ура. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.

Слайд 34. TPR можно и нужно применять для решения множества задач:

  • отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);
  • активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);
  • выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close you eyes);
  • инсценировать рассказы и истории;
  • для релаксации и смены деятельности во время физминуток.

Слайд 35. А теперь, остановимся более подробно на минусах, которые, к сожалению тоже есть:

  • Главным минусом этого метода является ригидность мышления взрослого человека, неприятие чего-то нового и на первый взгляд, странного. Да и поначалу, физически сложно весь урок или часть его провести в движении, выдумывать движения, заряжать всех детей хорошим настроением и желанием играть.
  • Также в ходе занятий нужно использовать дополнительный материал, который нужно заранее подготовить и принести (а это могут быть не просто бумажные материалы, но даже куклы и целый театральный реквизит).
  • Существенным минусом TPR является то, что его практически нельзя использовать при изучении грамматики. Ведь как можно показать правило? Хотя автоматизировать некоторые грамматические структуры возможно.

Слайд 36. Плюсы TPR в обучении детей

Конечно, как и в любом методе, в этом есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

  • Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно (да и многие взрослые тоже) Поэтому игры и смена ролей с ученика на учителя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи.
  • Задания на TPR могут играть роль физкульт-минуток, не дают детям заскучать и всегда интересны.
  • С помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки.
  • TPR можно применять даже в больших классах, не боясь, что кому-то это может не понравиться.

Слайд 37. Инсценировка песни по методу Ашера ( Spotlight 2 I`m a cat, I`m a cat.)

Слайд 38. В заключении можно  сделать вывод о том, что процесс обучения чтению является одним из важнейших видов коммуникативной деятельности, который требует тщательного внимания со стороны педагогов. В свою очередь чтение необходимо рассматривать, как рецептивный вид речевой деятельности, который включает в себя не только технику чтения текста, но и его восприятие, анализирование и понимание. Овладение данными навыками происходит через использование текстового материала, к которому предъявляются такие требования, как информативность и содержательность. В последнюю очередь не стоит забывать о том, что итоговая цель обучения чтению — это формирование и развитие умений чтения как отдельного вида коммуникативной деятельности, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.

Thank you for attention!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"

Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо....

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

При обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе, учителя часто сталкиваются с проблемой недостаточного количества дидактического материала для тренировки в чтении гласных в открвтом ...

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе

В статье затрагиваются  ряд проблем с которыми преподаватели сталкиваются в начальной школе при обьяснении грамматического материала, а также способы и пути их решения....

Опыт применения технологии TBL при обучении чтению на уроке английского языка в начальной школе

Технология обучения, основанного на заданиях – TBL (Task-Based Learning) известна многим преподавателям английского языка. В то же время, на наш взгляд, существует недостаточное к...

Методы обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе

Многие педагоги задаются вопросом о том, как научить младших школьников чтению. В данной статье представлены актуальные методы обучения чтению на иностранном языке, которые помогут не только эффективн...

Эффективные методы обучения чтению на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается метод глобального чтения, как один из важнейших элемнтов изучения английского языка.  Проанализированы причины перехода от традиционного метода к методу глобального чтени...