Статья на тему: "Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка"
статья по иностранному языку
Данная статья познакомит с особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания из-за особенностей физического и психического развития.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Формирование доступной образовательной среды требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы.
Как известно, существует целый ряд проблем в обучении детей иностранному языку (в частности, английскому). Например, с проблемой усвоения лексического материала на уроках английского языка учениками школы сталкиваются многие учителя. Это характерно и для детей с различными нарушениями здоровья. Не исключение и дети с задержкой психического развития. Многие психологи отмечают следующие основные черты детей с ОВЗ: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабая воля, девиантное поведение, скудный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, замедленное восприятие. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, страдают все виды памяти; необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:
- Эмоционально-волевая сфера не развита (заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается).
- Дети имеют нарушения внимания. Тяжело концентрируются на чём-либо, произвольное внимание неустойчиво, очень рассеянны, плохо развито переключение.
- Следствие этого - незрелость механизмов памяти. Слабая оперативная память. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета, иногда помогают.
- Отстают в развитии все формы мышления. Дети тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения иностранному языку детей с ОВЗ активно обсуждается. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что целью, которую преподаватели ставят на уроках иностранного языка, является максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках иностранного языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие внимания и памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации). Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое затем быстро им усваивается.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного предмета, как английский язык, прежде всего необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Следующее, что нужно учесть - это разнообразие заданий. Дети с ОВЗ особенно утомляемы, и в целях предупреждения чрезмерной утомляемости таких детей, крайне важно отойти от однообразия в планировании учебных занятий. Для успешного выполнения учебных заданий необходимо привлекать все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Использование разнообразных приёмов, таких как, недосказанность, смена логики последовательности событий, визуализация, ролевые игры, музыкальный фон и т.д. будет способствовать подключению воображения учащихся при выполнении заданий. Естественно, эффективность их выполнения будет во многом зависеть от выбора образовательных технологий.
Что касается арсенала образовательных технологий, то он велик, и здесь необходимо отобрать такие, которые обладают коррекционно – развивающим потенциалом. Среди них можно выделить игровые технологии, технологии разноуровнего обучения, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровье-сберегающие технологии. Важно помнить, что должна соблюдаться специфика применения даже в рамках одной технологии в зависимости от особенностей нарушений ребенка.
Более подробно остановимся на игровых технологиях, ведь все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно. Участие в игре повышает интерес обучающихся к иностранному языку. Вступая в игру, дети преодолевают самый важный психологический барьер – страх, и у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, Все обучающиеся, даже самые слабые, пытаются принять участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.
Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность.
Двигательная память хорошо развита у детей с ОВЗ. Эту особенность необходимо использовать, включая в учебный процесс игровые ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики. Игра «Кузнечик» используется для повторения порядка слов в предложении. Части предложения записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист, соблюдая правильную последовательность, проговаривая предложение. Игра «Типография» способствует развитию навыков звукового анализа и синтеза слов. Учитель предлагает ряд букв (одного слова) и просит разложить их в правильном порядке, затем прочитать его, записать в тетради (при необходимости сосчитать звуки и буквы).
Знакомые для детей игры, в которые они играют в своей повседневной жизни, приобретают для них особую окраску на уроках иностранного языка, например, игра «Съедобное, несъедобное».
Игра для закрепления глаголов «What can I do?» также проходит с двигательной активностью. Ведущий, обычно это один из участников игры, показывает движение, кто догадался должен назвать слово, обозначающее это движение. Заинтересует детей игра на внимание «Ухо, нос, голова», т.к. они получают возможность отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет части лица на иностранном языке, при этом показывает другую. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят.
Игра «Паровозик» с успехом может быть использована при работе с алфавитом. Играющие берут картинку с буквой, а затем по команде должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы - соседи.
Игра «Домино». Учащийся получает набор домино, где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась (коррекция внимания, мышления).
Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Данные игры можно использовать в качестве физкультминуток, что, несомненно, сбережет время и дежурные физкультминутки будут намного интереснее и эффективнее.
Таким образом, игры, другие занимательные упражнения и приемы должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что одной из основных функций обучения детей с ОВЗ является коррекционная работа, которая осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка. Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования) ...
Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...
Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
Статья на тему: "«Особенности правополушарного рисования и эффективность использования на уроках изобразительного искусства, занятиях дополнительного образования детей».
В данной статье вы познакомитесь с особенностями правополушарного рисования с его приёмами и техниками....
Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»
Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а эт...
Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...