Статья на тему: "«Особенности правополушарного рисования и эффективность использования на уроках изобразительного искусства, занятиях дополнительного образования детей».
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Лебедева Варвара Васильевна

В данной статье вы познакомитесь с особенностями правополушарного рисования с его приёмами и техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe_risovanie.docx678.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №645 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Статья на тему:

«Особенности правополушарного рисования и эффективность использования на уроках изобразительного искусства, занятиях дополнительного образования детей».

Автор: учитель изобразительного искусства, педагог ОДОД Лебедева В.В.

     Одним из современных методов обучения является правополушарное рисование. Давайте разберёмся, что же это за метод и, какие приёмы и техники он включает.
    Необычным правополушарным рисованием называют методику изобразительного искусства, при которой художник стимулирует работу правого полушария, искусственным образом подавляя при этом активность левого.   Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т.д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи.

   Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга.

  Основоположницей метода правополушарного рисования принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах ХХ века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри вас».  Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, так же как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа. 

      Правополушарное рисование включает в себя систему простых приёмов, быстро выполняя которые ребенок не успевает логически мыслить и анализировать, вы в итоге получаете удивительный для себя результат – настоящие произведения искусств на холсте и уверенность в себе. 

    Перечислим основные приёмы данного вида деятельности, проиллюстрировав их. Хочу отметить, что начинать рисовать по данной методике нужно под руководством педагога. В своей работе я использую мастер классы Козак Ольги Юрьевны на образовательном сайте «Первое сентября».  https://video.1sept.ru/video/1695 

  1. Работа с фоном.

Фон выполняется широкой кистью по заранее загрунтованному листу. Я использую губку, что позволяет быстро и ровно сделать фон и плавные переходы. Возьмите для рисования не белый, а цветной лист бумаги. Цвета стимулируют работу с образами и ассоциациями и «включают» в работу правое полушарие.

  1. Приёмы рисования:

- рисование пальцами.

 Рисуем линии, круги, облака, горы и др.

-рисование, перевернув лист с ног на голову.

  Изначально будет сложно, так как левое полушарие не может обрабатывать информацию, когда все перевернуто с ног на голову, зато в работу вступит правое полушарие, для которого логика и установленные алгоритмы не имеют значения. Таким образом, мы рисуем деревья.

- рисование тычком кисти, мазком, лёгким штрихом;

Таким образом, можно рисовать листву, шерсть животных, траву.

- представление всех сложных предметов в виде геометрических фигур;

Например, котик - голова-круг, ушки-треугольники, туловище – овал.

Существуют так же и определенные правила в правополушарном рисовании:

  1. В рисунке не используем карандаш.

  Использовать те канцелярские принадлежности, с помощью которых удастся передать текущее настроения художника. Часто новички, будучи еще неопытными в отключении левого полушария, анализируя предстоящий рабочий процесс, делают выбор в пользу простых карандашей, считая, что рисовать ими впервые будет проще.

      2.Рисовать на плотной бумаге большого формата, например, ватмане.

Ребенку будет проще воспроизводить образы, не будучи ограниченными строгими рамками рабочей плоскости.

  1. Не использовать ластик или другие предметы, помогающие корректировать нарисованное ранее изображение.

   Желание перерисовать часто возникает из-за активизации левого полушария, ответственного за логическое мышление. Игнорируя такие позывы, ребенок к учится прислушиваться к интуиции, доверять своему образному мышлению.

    4.Не разделять работу над одной картиной на несколько дней.

  В создании изображения по правополушарной технике рекомендуется    придерживаться одной лини эмоционального потока, сохранить которую невозможно, прервавшись на несколько часов.

  Таким образом, можно сделать вывод, что  правополушарное рисование поэтапно способствует всестороннему развитию детей. А именно: Развивает когнитивные функции. У ребенка улучшается зрительное восприятие, тренируется память, развивается мелкая и крупная моторика. Раскрывает творческий потенциал. Регулярные занятия правополушарным рисованием развивают воображение, дают возможность увидеть привычные вещи под новым углом, укрепляют уверенность в себе. Видя результат своего творчества или слыша похвалу окружающих, он убеждается в своих способностях, обретая уверенность в собственных внутренних силах.

Используемая литература:
1. https://handsmake.ru/pravopolusharnoe-risovanie-metodika.html

2. https://video.1sept.ru/video/1695

3. https://floridei.ru/risuem-vmeste/pravopolusharnoe-risovanie-dlya-detej.html

Примеры работ детей.

8-9 лет

C:\Users\Дом\Desktop\2.jpg C:\Users\Дом\Desktop\3.jpg

10-11 лет

Выполнение творческого задания: “Нарисуй любимую картину, используя приёмы правополушарного рисования» 8-9 лет

r.jpgr2.jpgr3.jpgr4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительному искусству в дополнительном образовании

Материалы включают в себя конспекты занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании. Занятия рассчитаны на возраст младших школьников (1-2 классы)....

Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...

Инновационные методы и технологии обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании.

Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более ...

Реализм и стилизация. Дидактические презентации для занятий изобразительным искусством в дополнительном образовании

Данные материалы для занятий изобразительным искусством направлены на освоение учащимися понятия "стилизация", возможности его практического применения в творческой деятельности. При освоени...

Статья по теме: "Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики в третьем классе".

При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому дан...

Формирование кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании

В методическом описании представлен опыт реализации заданий по формированию кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании...