Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.
статья по иностранному языку

Аверина Юлия Евгеньевна

Начальную школу можно смело считать самым сложным этапом в развитии гиперактивного ребёнка. Обучение, буквально с самого начала, требует от первоклассника систематичности, старания, усидчивости, внимательности – а все это труднодоступно для тех, кто страдает от гиперактивности. Кроме того, многократно возрастающая нагрузка усугубляет ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция поведения детей с синдромом дефицита    внимания и гиперактивности в школе»

Начальную школу можно смело считать самым сложным этапом в развитии гиперактивного ребёнка. Обучение, буквально с самого начала, требует от первоклассника систематичности, старания, усидчивости, внимательности – а все это труднодоступно для тех, кто страдает от гиперактивности. Кроме того, многократно возрастающая нагрузка усугубляет ситуацию.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного  ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения. К чему приводит гиперактивность:

  • рассеянность, крикливость и излишняя возбудимость вынуждает учителя часто обращать внимание на конкретного ребенка. Абсолютное подавляющее большинство педагогов находит это неприятным, ведь такой ученик отвлекает других и мешает вести урок;
  • склонность забывать сказанное учителем приводит к частым невыполнениям заданного;
  • гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, ведь ему нужно постоянно двигаться. Это значит, что выполнять школьные правила такому ученику – по-настоящему сложно;
  • импульсивность и излишняя эмоциональность часто становится причиной проблем, возникающих в отношениях с одноклассниками;
  • нередко отмечаются сложности с освоением нового материала, поскольку ребенку с гиперактивностью легче понять то, что он увидел и пощупал, чем-то, о чем рассказал учитель устно;
  • выполнить задание до конца, особенно если оно требует длительного сосредоточения, ребенку также бывает непросто, ведь такие дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками

Литература:

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. – СПБ: НПК “Омега”. – 2010. – 160 с.

2.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Институт психотерапии, 2001.

3.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ACT, Астрель. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Материал может быть полезен при работе с гиперактивными детьми...

Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.

С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...