Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов
статья по иностранному языку (2 класс)

Рудецкая Анна Николаевна

Процесс обучения школьников начальной школы, особенно в первом-втором классах, является причиной целого ряда вопросов, возникающих в кругу филологов и педагогов, а также родителей. Ситуация связна с низким уровнем владения языковыми навыками в среде школьников, из-за чего оптимизация сложившейся лингвокультурной обстановки может стать только итогом пересмотра методики и сроков начала образовательного процесса в отношении иностранных языков до первого класса или до ступени дошкольных образовательных учреждений.

Как можно заключить, следуя из разработок российских психологов - Ю. П. Азарова, Л. С. Выготского, С. И. Рубинштейна и практиковавших за рубежом специалистов Т.Элиота, Дж.Брунера, Б.Уайта, Р.Робертса, для ребенка усвоение иностранного языка происходит более оперативно и естественно, чем для взрослого. Так, эксперты по вопросам раннего развития и образования полагают, что изучение ребенком ранее 3 года жизни иностранного языка необоснованно, тогда как дети, достигшие 10 лет, имеют низкий проценты усвоения лингвистических знаний, что существенно тормозит процесс обучения иностранному языку [1, С. 15].

В настоящее время оптимум для старта обучения иностранному языку понимается на 5-8 году жизни ребенка. Этот возраст отвечает моменту адекватного овладения родной лингвистической системой, когда ребенок в состоянии провести отличия между русским и иностранным языком. Отметим, что в указанном возрасте ребенок наработал практические познания в отношении овладения языком, так как стадия сверхгенерализации, предполагающая построение словосочетания и фраз нетипично для родной речи. В данном возрасте дети уже имеют возможность не только изучить новые лексические единицы, но и осознать или интуитивно копировать основные правила их применения, образовывать типичные для родной или иностранной речи конструкции, что также имеет приоритетное значение при изучении готовности ребенка вступить в образовательный процесс и начать изучать иностранный язык [2, 8].

Своевременное начало процесса обучения иностранному языку служит гарантией овладения навыками иностранной речи наравне с родным языком. Ситуация поясняется активной направленностью личности ребенка на копирование и имитирование взрослых и сверстников, которая угасает в дальнейшем.

Отметим, что активизация исследований в отрасли билингвального обучения предоставила интересные наработки для онлайн семинаров и симпозиумов. Так, обзор материалов конференции «Английский в раннем детстве IV» стал площадкой для профессионального обсуждения оптимизация процесса обучения иностранному языку педагогами-филологами, установившими и научно обосновавшими потребность начинать изучать иностранный язык с детьми, которые уже начали входить в возраст социализации. Как рекомендуют участники конференции, обучение следует реализовать в предельно естественном и непринуждённом формате, не требуя от детей выработки фонематичного ряда или изучения грамматических или синтаксических правил. Подобная атмосфера на занятии при обучении иностранному языку позволяет детям перейти на уровень интуитивного владения речью, когда ребенок употребляет фонематические, лексические, грамматические и синтаксические конструкции совершенно верно и воспринимает речь на слух, однако не может пояснить свои действия правилами [4, С. 78].

В начальной школе процесс обучения иностранному языку входит в образовательную программу только со второго класса, а преимущественное число детей достигло возраста 8 лет. Полагаем, что образовательный старт иностранного языка в данном возрасте можно понимать, как несколько запоздалый, и следует дополнить программу первого класса курсом иностранного, что позволит провести оптимизация процесса обучения иностранному языку как таковую на базе среднего общеобразовательного заведения.

Отметим, что концепции и задачи обучения также необходимо откорректировать в следующем ракурсе:

  • Педагог должен быть ориентирован исключительно на освоение ребенком навыка устной речи. Такие задания как чтение, письмо и тестирование должны вводиться в уроки иностранного языка позднее. У ребенка еще доминирует потребность в устном высказывании, которую следует эффективно применять, мотивируя к речи, а не настаивая на чтении высказывания, преобразовании его в написанный текст, а затем еще одной трансформации в речь.
  • Применение в учебном процессе игровых элементов и мотивации, так как только активно стимулируемый педагогом интерес к обучению иностранному языку может стать залогом успешной работы ученика на занятии.
  • Преподавание иностранного языка при условии постоянного и актуального информирования детей относительно этнокультурной специфики носителей речи и тех государств, в которых этот язык используется как родной. Так, в начальной школе дети достаточно осведомлены с геополитической ситуацией, однако уровень знаний и их направленность не всегда отвечают курсу современного образования. В связи с этим именно педагог должен формировать позитивный имидж культуры иностранного языка, а также раскрыть ребенку горизонты, открывающиеся с овладением предметом.

Так, педагог для учеников младшей школы служит идеалом и эталоном, а педагог, преподающий курс иностранного языка, видится детям как экскурсовод по новой и неизведанной стране, отличающейся от родины.

Именно иностранный филолог младшей школы обязан заложить то яркое и свежее впечатление об обучении иностранному языку как о предмете интересном, важном и значимом. Такой специалист должен неустанно оттачивать мастерство введения детей в курс иностранного языка в начальной школе, которое и предопределит дальнейшую динамику развития ученика в рамках данной дисциплины.

Старт образовательного процесса в начальной школе неминуемо означает для ребенка расставание с игровой методикой обучения, типичной для детского дошкольного учреждения, и переход к учебной деятельности. Становление ребенка как социально адаптированной личности происходит в школе, где происходит обучение ключевым основам знаний, умений и навыков, равно как и усвоение общепринятых норм социально-приемлемой коммуникации и поведения. Отметим, что в начальной школе ребенок впервые получает социально-значимый статус первоклассника, который накладывает на ученика определенные обязанности и права, способствуя его личностной социализации.

Как показывает практика, обучение в начальной школе относительно недолгое время происходит при наличии у детей мотивации получать отличные оценки. Активными мотиваторами в данной ситуации выступают как педагоги, так и родители, а ребенок заинтересован в одобрении старших.

Первоначально ребенок не имеет ясного понимания предназначения процесса обучения как отдельного института, и проявляет интерес только к выполнению заданий и правильности найденных ответов. Однако оценка итогов его учебной деятельности взрослыми, имеющими высокий авторитет – педагога, родителей и руководителей кружков, способствует проявлению интереса к сути новых знаний, предложенных в рамках образовательной дисциплины, и наработке новых умений и навыков. Такая трансформация личности реализуется посредством осознания учеником качества результатов проведенной работы и достигнутых успехов, подкрепление которых, даже при минимальном продвижении ученика вперед, просто обязательно. Ребенок, обучаясь в младшей школе, наиболее восприимчив к похвале педагога, на которую он отзывается эмоциональным подъёмом и усердием в освоении дисциплины, в которой удается достигнуть успехов [4, С. 67].

Перед поступлением в начальную школу ученик имеет достаточный уровень становления интеллекта, психологии и физиологии для начала процесса обучение иностранному языку.

Отметим, что регуляторные механизмы в нервной системе развиты еще недостаточно, что поясняет такие особенности учеников как низкая усидчивость, плохая концентрация внимания, невозможность выполнять монотонные задания.

В произвольной игре в дошкольном образовательном учреждении ребенок не имел ограничений и был мотивирован эмоционально из-за чего мало утомлялся. При обучении в начальной школе от ребенка существенное физическое, интеллектуальное и психо-эмоциональное напряжение, становящееся причиной стресса и повышенной утомляемости.

Специфика младших школьников вынуждает педагога вести процесс обучения иностранному языку при условии постоянного изменения тех видов деятельности, которые предлагаются на уроке. Регулярное переключение снимает напряжение учеников и активизирует внимание к учебному материалу. Отметим, что у младших школьников процессы переключения внимания также развиты недостаточно, поэтому на занятии требуется рационально и индивидуально походить к смене темы или объекта деятельности. Классическими методическими приемами для младшей школы для смены активности на уроке являются размеренные переходы от задания к заданию и привлечение учеников к активным физическим и речевым разминкам [5, 7].

Младшая школа традиционно применяет учебную деятельность как инструмент становления сферы эмоций и восприятий.

Так, психологи выделяют отдельные возрастные периоды восприятия:

  • 2-5год жизни ребёнка – дети могут назвать предметы, изображенные на иллюстрации;
  • 6-9 год жизни ребенка – дети подробно раскрывают суть увиденного;
  • дети старше 9 лет способны интерпретировать иллюстрацию и высказать собственное мнение [3, 8, 9].

Ученики начальной школы имеют плотный контакт становления психических функций и практического опыта. Ребенок воспринимает окружающий мир исключительно посредством ощущений, что подразумевает прямое взаимодействие с предметом и изучение его тактильно или механически. В младшей школе ученики имеют огромную и выраженную доминанту эмоций, внесенных в процесс восприятия.

Следовательно, оптимизация процесса обучения иностранному языку требует от филолога начальной школы особого внимания наглядным и раздаточным материалам. Так, изучение темы о фруктах и овощах целесообразно проводить с применением настоящих плодов, которые раздаются ученикам. Овощи и фрукты могут стать предметом дальнейшего обсуждения, а ученики предпримут попытки называния их абстрактными лексическими понятиями.

Важно применять на занятиях с младшими школьниками и такому виду работы как поделки из бумаги, природных материалов, раскрашивание или рисование. Так, тема «Дом» может стать поводом задать ученикам задание макетировать или схематически изобразить их дом или квартиру, а также подписать известные ученикам названия комнат, мебели или конструкций жилого помещения. Работа на темой «Школа» может стать поводом для формирование расписания на иностранным языке по усмотрению ученика.

В ходе оптимизация процесса обучения иностранному языку у ребенка происходит углубление всех характеристик восприятия, что отражается в нарастании способности выполнять анализ, дифференцировать отличия или внимательно наблюдать за объектами или явлениями.

Отметим, что становление внимания происходит длительно и сложно, что отражается в невозможности продолжительное время откорректировать фонематические, лексические, грамматические и синтаксические ошибки в процессе усвоения иностранного языка, специфики его произношения, написания и значения слов, формирования словосочетаний и фраз. Так, в начальной школе дети часто ошибаются при написании и произношении слов с буквами «b» и «d», «t» и «f», проблематично озвучивают транскрибацию фонем «th», «sh», «sch», «еа» и прочих. Перед педагогом стоит важная задача разграничить эти буквы оригинально и доступно для младших школьников [6, 10].

В начальных классах ребенок впервые получает возможность активно тренировать собственную память и оттачивать ее характеристики.

Примечательно, что создание в памяти наглядных образов доминирует над запоминанием словесно-логических конструкций из-за выраженной активности первой сигнальной системы и недоразвитием сигнальной системы второго типа. Так, ученики младших классов оперативно запоминают иллюстрации с людьми, предметами, явлениями, хорошо запоминают материалы учебных видеофильмов, но испытывают сложности с запоминанием правил и грамматики слова. Такая особенность предполагает интенсификацию процесса обучения иностранному языку при условии подкрепления интересной, понятной и доступной наглядностью всех материалов, поданных на уроке, сопровожденных также и аудиально.  Для учеников младшей школы запоминание сведений механически является типичным ввиду специфики становления нервной деятельности, однако педагог должен мотивировать и пояснять детям методику логического запоминания и осмысления сути материала, отраженной наглядно в таблице, рисунке, иллюстрации или макете [6, С. 45].

Как известно, становление памяти в ходе оптимизация процесса обучения иностранному языку может оптимизироваться посредством неоднократных повторов учебного материала, которые выполняются на позитивном эмоциональном фоне, с музыкальным и моторным сопровождением, однако не требуют механического заучивания монологичных или диалогичных высказываний. Подача учебного материала в эмоционально скудном формате ведет к росту негативизма к дисциплине и понижает полезность мотивационного воздействия педагогов и родителей обучению иностранному языку.

Последние методические наработки рекомендуют предлагать материалы, требующие неоднократных повторов в игровом формате. Это могут быть скороговорки, рифмованные куплеты, короткие песенки, задания по типу лото или настольных игр, в которых требуется повторять иностранные слова. Так, высокая частотность повторений повышает запоминаемость слова. Кроме того, разработанные лото или настольные игры можно передать для домашнего использования, а также применять на занятиях группы продленного дня или как материалы для игр детей на переменах, что позволит реализовать лексику в реальной языковой обстановке [7, 8] .

Как отмечает педагогическая теория, возрастной этап начальной школы характеризуется как стадия стабильного становления ребенка и его нервной деятельности, когда интеллект и личность ребенка усовершенствуются в процессе развития аналитико-синтетического функционала нервной системы.

Специфика психологии учеников младшей школы делает этот возраст наиболее оптимальным для обучения иностранному языку, когда основы языка воспринимаются на интуитивном уровне и максимально естественно. Дети быстро осознают речевую ситуацию, а на основании увиденного оценивают тематическое высказывание на иностранном языке.

Незначительный объем внимания и срок активного сосредоточения на проблеме постепенно возрастают. Запоминание учебного материала характеризуется долговременностью и стойкостью. Так, усвоенные в младшей школе основы иностранного языка активно используются на протяжении дальнейшего обучения в средней и высшей школе, а неправильно наработанное произношение или грамматические ошибки, сформировавшиеся в начальных классах, исправляются с большим трудом.

Оптимальным стимулом при оптимизации процесса обучения иностранному языку в начальной школе следует понимать осознание ребенком собственной успешности.

Дети реагируют на предлагаемые сведения различно, воспринимая информацию на слух, визуально или моторно.

Как полагает Пиаже, стадии становления ребенка идентичны, однако сроки вступления и завершения в каждую стадию у детей различны. Стадии резкого прогресса сменяются периодами относительной стабилизации успехов. Создание продуктивного плана оптимизацию процесса обучения иностранному языку для детей начальной школы требует от педагога знания становления эмоций и когниции, физического и социального развития, а также становления речи у ребенка.

Однако опыт работы педагога в среднем звене школы не позволяет на высоком профессиональном уровне обучать иностранному языку учащихся младшего звена, так как специфика психологии учеников в этом возрасте требует применения особых педагогических приемов и методик.

Традиционно проблемы преподавания иностранного языка в начальных классах обусловлены низким уровнем понимания педагога стадий становления младших школьников, а также значение иностранного языка как дисциплины для учеников младшей школы.

Так, педагог должен планировать учебный материал сообразно уровню владения ученика родной речью, что позволит проводить параллели между предметами и формировать урок иностранного языка на той информации, которая уже знакома классу. Становление познаний иностранной речи должно коррелировать с общим уровнем становления интеллекта и предлагать ученикам изучать только те понятия, о которых дети имеют полное представление и могут описать на родном языке. Существует предположение о том, что языковое становление должно реализоваться только при условии готовности ребенка освоить второй язык, а усилия, приложенные для мотивации в данном ракурсе практически, не дают эффекта.

Отметим, что специфика индивидуального развития познавательных функций даже в пределах одного возраста не позволяет педагогу проводить занятия со всем классом одномоментно. Так, высокие результаты в процессе обучения иностранному языку показывают ученики, получавшие индивидуально подобранный материал в группах, сформированных сообразно становлению познавательных навыков.

В процесса обучения иностранному языку педагогу важно привносить не только когницию, но и аффективные элементы – позитивные эмоции.

В рамках аффективного подхода младший школьник участвует в таких процессах как:

  • Созданная педагогом Я-концепция,
  • Становление коммуникативных навыков;
  • Контакты с одноклассниками;
  • Тренировка стремления достичь поставленной цели;
  • Развитие способности рискнуть.

Как установлено, ребенок, самооценка которого невысока, затрудняется с реализацией талантов и способностей, а также может перейти в категорию неуспевающих. Кроме того, реакция ребенка на замечание педагога, высокую или низкую отметку, реакцию сверстников соотносится с темпераментом и может в одной и той же ситуации стать причиной агрессии, тревожности, депрессии или необоснованного оптимизма.

Тщательное изучение педагогом вверенного ему класса в процессе обучения иностранному языку учеников младшей школы станет надежным базисом для предложения детям заданий, которые активизируют как познавательную, так и эмоционально-аффективную сторону личности ребенка. Преподавание в младшей школе должно происходить с учетом таких факторов как высочайшая чувствительность ребенка к успехам и ошибкам, постоянная и четкая корреляция эмоционального состояния и отметок по всем предметам.

Отметим, что в процессе обучения иностранному языку педагог должен изучить и такой фактор как становление физического развития. Так, владение моторными и речевыми функциями обуславливают успешность ребенка в любом предложенном ему виде занятий.

Так, хорошо развитые навыки письма и координации позволяют ребенку активно участвовать в занятиях и выполнять творческие задания, которые мотивируют на изучение иностранного языка. Кроме того, обучение письму требует отточенной мелкой моторики, оптимизацию которой целесообразно проводить, предлагая задания по работе с бумагой. Низкий контроль младших школьников над скелетной мускулатурой также необходимо учесть при формировании плана урока и внести в него активные игры, физическую разминку или лингвистические сценки с демонстрацией всех действий, озвученных на иностранном языке.

Ученикам младших классов свойственна коммуникативность и эмоциональность. Так, после первого года обучения навыки контроля поведением усилились, но поведение характеризуется низким уровнем устойчивости и произвольности.

Дети не утратили свойства интересоваться новинками и неожиданностями, однако педагогу следует настоять на проявлении внимания не только к занимательным явлениям, фактам или событиям. Так можно избежать повышенного внимания учеников к привлекательным на вид объектам – красивой канцелярии, одежде, книгам, которые деформируют волевую сферу личности, не мотивируют детей ставить четкие цели и стремиться к их достижению.

Оптимизация процесса обучения иностранному языку должна охватывать под руководством педагога такие моменты как аудирование, говорение, чтение и письмо, реализованные учениками с выраженным волевым усилием и сосредоточением.

Полагаем, что наиболее эффективно применять для управления  вниманием учеников такие приемы:

  • работа с интересным и познавательным материалом;
  • доведение до каждого ребенка сути поставленного задания;
  • подведение знаний под каждое предложенное упражнение;
  • формирование атмосферы, оптимальной для непринужденной коммуникации и сосредоточенного выполнения заданий.

Отметим, что такой фактор как уровень освоения ребенком родного языка, необходимо непременно учитывать в процессе обучения иностранному языку. Так, на стадии начальной школы уровень владения родной речью достаточно высок. Ученики свободно формируют связные высказывания, хорошо воспринимают информацию на слух, делать пересказы предложенного к прочтению текста и читать слитно слогово. Наличие речевой и коммуникативной практики в пространстве родного языка следует применять как базис в процессе обучения иностранному языку учителю для наработки коммуникативных навыков, реализованных посредством второго языка.

Примечательно, что фактор успеха следует применять педагогам, ведущим занятия в младшей школе чаще, где бы то ни было. В ходе оптимизацию процесса обучения иностранному языку ребенок должен пребывать в атмосфере постоянной успешности, так как для ребенка могут быть важны продвижения к цели и освоению второго языка даже маленькими шажками [9, С. 76].

Как видим, оптимизация процесса обучения иностранному языку в младшей школе требует от педагога реализации простых, но эффективных педагогических приемов:

  • указывать на все достигнутые учениками успехи;
  • практиковать активную смену видов деятельности на занятии, однако стремиться к их гармоничному сочетанию;
  • располагать активные и пассивные задания упорядоченно и поочередно;
  • применять как можно больше наглядности с визуальным и тактильным доступом учащихся;
  • применять игровые формы работы как базисную методику запоминания новых сведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_obucheniya_shkolnikov_nachalnoy_shkoly.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обучения школьников начальной школы, особенно в первом-втором классах, является причиной целого ряда вопросов, возникающих в кругу филологов и педагогов, а также родителей. Ситуация связна с низким уровнем владения языковыми навыками в среде школьников, из-за чего оптимизация сложившейся лингвокультурной обстановки может стать только итогом пересмотра методики и сроков начала образовательного процесса в отношении иностранных языков до первого класса или до ступени дошкольных образовательных учреждений.

Как можно заключить, следуя из разработок российских психологов - Ю. П. Азарова, Л. С. Выготского, С. И. Рубинштейна и практиковавших за рубежом специалистов Т.Элиота, Дж.Брунера, Б.Уайта, Р.Робертса, для ребенка усвоение иностранного языка происходит более оперативно и естественно, чем для взрослого. Так, эксперты по вопросам раннего развития и образования полагают, что изучение ребенком ранее 3 года жизни иностранного языка необоснованно, тогда как дети, достигшие 10 лет, имеют низкий проценты усвоения лингвистических знаний, что существенно тормозит процесс обучения иностранному языку [1, С. 15].

В настоящее время оптимум для старта обучения иностранному языку понимается на 5-8 году жизни ребенка. Этот возраст отвечает моменту адекватного овладения родной лингвистической системой, когда ребенок в состоянии провести отличия между русским и иностранным языком. Отметим, что в указанном возрасте ребенок наработал практические познания в отношении овладения языком, так как стадия сверхгенерализации, предполагающая построение словосочетания и фраз нетипично для родной речи. В данном возрасте дети уже имеют возможность не только изучить новые лексические единицы, но и осознать или интуитивно копировать основные правила их применения, образовывать типичные для родной или иностранной речи конструкции, что также имеет приоритетное значение при изучении готовности ребенка вступить в образовательный процесс и начать изучать иностранный язык [2, 8].

Своевременное начало процесса обучения иностранному языку служит гарантией овладения навыками иностранной речи наравне с родным языком. Ситуация поясняется активной направленностью личности ребенка на копирование и имитирование взрослых и сверстников, которая угасает в дальнейшем.

Отметим, что активизация исследований в отрасли билингвального обучения предоставила интересные наработки для онлайн семинаров и симпозиумов. Так, обзор материалов конференции «Английский в раннем детстве IV» стал площадкой для профессионального обсуждения оптимизация процесса обучения иностранному языку педагогами-филологами, установившими и научно обосновавшими потребность начинать изучать иностранный язык с детьми, которые уже начали входить в возраст социализации. Как рекомендуют участники конференции, обучение следует реализовать в предельно естественном и непринуждённом формате, не требуя от детей выработки фонематичного ряда или изучения грамматических или синтаксических правил. Подобная атмосфера на занятии при обучении иностранному языку позволяет детям перейти на уровень интуитивного владения речью, когда ребенок употребляет фонематические, лексические, грамматические и синтаксические конструкции совершенно верно и воспринимает речь на слух, однако не может пояснить свои действия правилами [4, С. 78].

В начальной школе процесс обучения иностранному языку входит в образовательную программу только со второго класса, а преимущественное число детей достигло возраста 8 лет. Полагаем, что образовательный старт иностранного языка в данном возрасте можно понимать, как несколько запоздалый, и следует дополнить программу первого класса курсом иностранного, что позволит провести оптимизация процесса обучения иностранному языку как таковую на базе среднего общеобразовательного заведения.

Отметим, что концепции и задачи обучения также необходимо откорректировать в следующем ракурсе:

  • Педагог должен быть ориентирован исключительно на освоение ребенком навыка устной речи. Такие задания как чтение, письмо и тестирование должны вводиться в уроки иностранного языка позднее. У ребенка еще доминирует потребность в устном высказывании, которую следует эффективно применять, мотивируя к речи, а не настаивая на чтении высказывания, преобразовании его в написанный текст, а затем еще одной трансформации в речь.
  • Применение в учебном процессе игровых элементов и мотивации, так как только активно стимулируемый педагогом интерес к обучению иностранному языку может стать залогом успешной работы ученика на занятии.
  • Преподавание иностранного языка при условии постоянного и актуального информирования детей относительно этнокультурной специфики носителей речи и тех государств, в которых этот язык используется как родной. Так, в начальной школе дети достаточно осведомлены с геополитической ситуацией, однако уровень знаний и их направленность не всегда отвечают курсу современного образования. В связи с этим именно педагог должен формировать позитивный имидж культуры иностранного языка, а также раскрыть ребенку горизонты, открывающиеся с овладением предметом.

Так, педагог для учеников младшей школы служит идеалом и эталоном, а педагог, преподающий курс иностранного языка, видится детям как экскурсовод по новой и неизведанной стране, отличающейся от родины.

Именно иностранный филолог младшей школы обязан заложить то яркое и свежее впечатление об обучении иностранному языку как о предмете интересном, важном и значимом. Такой специалист должен неустанно оттачивать мастерство введения детей в курс иностранного языка в начальной школе, которое и предопределит дальнейшую динамику развития ученика в рамках данной дисциплины.

Старт образовательного процесса в начальной школе неминуемо означает для ребенка расставание с игровой методикой обучения, типичной для детского дошкольного учреждения, и переход к учебной деятельности. Становление ребенка как социально адаптированной личности происходит в школе, где происходит обучение ключевым основам знаний, умений и навыков, равно как и усвоение общепринятых норм социально-приемлемой коммуникации и поведения. Отметим, что в начальной школе ребенок впервые получает социально-значимый статус первоклассника, который накладывает на ученика определенные обязанности и права, способствуя его личностной социализации.

Как показывает практика, обучение в начальной школе относительно недолгое время происходит при наличии у детей мотивации получать отличные оценки. Активными мотиваторами в данной ситуации выступают как педагоги, так и родители, а ребенок заинтересован в одобрении старших.

Первоначально ребенок не имеет ясного понимания предназначения процесса обучения как отдельного института, и проявляет интерес только к выполнению заданий и правильности найденных ответов. Однако оценка итогов его учебной деятельности взрослыми, имеющими высокий авторитет – педагога, родителей и руководителей кружков, способствует проявлению интереса к сути новых знаний, предложенных в рамках образовательной дисциплины, и наработке новых умений и навыков. Такая трансформация личности реализуется посредством осознания учеником качества результатов проведенной работы и достигнутых успехов, подкрепление которых, даже при минимальном продвижении ученика вперед, просто обязательно. Ребенок, обучаясь в младшей школе, наиболее восприимчив к похвале педагога, на которую он отзывается эмоциональным подъёмом и усердием в освоении дисциплины, в которой удается достигнуть успехов [4, С. 67].

Перед поступлением в начальную школу ученик имеет достаточный уровень становления интеллекта, психологии и физиологии для начала процесса обучение иностранному языку.

Отметим, что регуляторные механизмы в нервной системе развиты еще недостаточно, что поясняет такие особенности учеников как низкая усидчивость, плохая концентрация внимания, невозможность выполнять монотонные задания.

В произвольной игре в дошкольном образовательном учреждении ребенок не имел ограничений и был мотивирован эмоционально из-за чего мало утомлялся. При обучении в начальной школе от ребенка существенное физическое, интеллектуальное и психо-эмоциональное напряжение, становящееся причиной стресса и повышенной утомляемости.

Специфика младших школьников вынуждает педагога вести процесс обучения иностранному языку при условии постоянного изменения тех видов деятельности, которые предлагаются на уроке. Регулярное переключение снимает напряжение учеников и активизирует внимание к учебному материалу. Отметим, что у младших школьников процессы переключения внимания также развиты недостаточно, поэтому на занятии требуется рационально и индивидуально походить к смене темы или объекта деятельности. Классическими методическими приемами для младшей школы для смены активности на уроке являются размеренные переходы от задания к заданию и привлечение учеников к активным физическим и речевым разминкам [5, 7].

Младшая школа традиционно применяет учебную деятельность как инструмент становления сферы эмоций и восприятий.

Так, психологи выделяют отдельные возрастные периоды восприятия:

  • 2-5год жизни ребёнка – дети могут назвать предметы, изображенные на иллюстрации;
  • 6-9 год жизни ребенка – дети подробно раскрывают суть увиденного;
  • дети старше 9 лет способны интерпретировать иллюстрацию и высказать собственное мнение [3, 8, 9].

Ученики начальной школы имеют плотный контакт становления психических функций и практического опыта. Ребенок воспринимает окружающий мир исключительно посредством ощущений, что подразумевает прямое взаимодействие с предметом и изучение его тактильно или механически. В младшей школе ученики имеют огромную и выраженную доминанту эмоций, внесенных в процесс восприятия.

Следовательно, оптимизация процесса обучения иностранному языку требует от филолога начальной школы особого внимания наглядным и раздаточным материалам. Так, изучение темы о фруктах и овощах целесообразно проводить с применением настоящих плодов, которые раздаются ученикам. Овощи и фрукты могут стать предметом дальнейшего обсуждения, а ученики предпримут попытки называния их абстрактными лексическими понятиями.

Важно применять на занятиях с младшими школьниками и такому виду работы как поделки из бумаги, природных материалов, раскрашивание или рисование. Так, тема «Дом» может стать поводом задать ученикам задание макетировать или схематически изобразить их дом или квартиру, а также подписать известные ученикам названия комнат, мебели или конструкций жилого помещения. Работа на темой «Школа» может стать поводом для формирование расписания на иностранным языке по усмотрению ученика.

В ходе оптимизация процесса обучения иностранному языку у ребенка происходит углубление всех характеристик восприятия, что отражается в нарастании способности выполнять анализ, дифференцировать отличия или внимательно наблюдать за объектами или явлениями.

Отметим, что становление внимания происходит длительно и сложно, что отражается в невозможности продолжительное время откорректировать фонематические, лексические, грамматические и синтаксические ошибки в процессе усвоения иностранного языка, специфики его произношения, написания и значения слов, формирования словосочетаний и фраз. Так, в начальной школе дети часто ошибаются при написании и произношении слов с буквами «b» и «d», «t» и «f», проблематично озвучивают транскрибацию фонем «th», «sh», «sch», «еа» и прочих. Перед педагогом стоит важная задача разграничить эти буквы оригинально и доступно для младших школьников [6, 10].

В начальных классах ребенок впервые получает возможность активно тренировать собственную память и оттачивать ее характеристики.

Примечательно, что создание в памяти наглядных образов доминирует над запоминанием словесно-логических конструкций из-за выраженной активности первой сигнальной системы и недоразвитием сигнальной системы второго типа. Так, ученики младших классов оперативно запоминают иллюстрации с людьми, предметами, явлениями, хорошо запоминают материалы учебных видеофильмов, но испытывают сложности с запоминанием правил и грамматики слова. Такая особенность предполагает интенсификацию процесса обучения иностранному языку при условии подкрепления интересной, понятной и доступной наглядностью всех материалов, поданных на уроке, сопровожденных также и аудиально.  Для учеников младшей школы запоминание сведений механически является типичным ввиду специфики становления нервной деятельности, однако педагог должен мотивировать и пояснять детям методику логического запоминания и осмысления сути материала, отраженной наглядно в таблице, рисунке, иллюстрации или макете [6, С. 45].

Как известно, становление памяти в ходе оптимизация процесса обучения иностранному языку может оптимизироваться посредством неоднократных повторов учебного материала, которые выполняются на позитивном эмоциональном фоне, с музыкальным и моторным сопровождением, однако не требуют механического заучивания монологичных или диалогичных высказываний. Подача учебного материала в эмоционально скудном формате ведет к росту негативизма к дисциплине и понижает полезность мотивационного воздействия педагогов и родителей обучению иностранному языку.

Последние методические наработки рекомендуют предлагать материалы, требующие неоднократных повторов в игровом формате. Это могут быть скороговорки, рифмованные куплеты, короткие песенки, задания по типу лото или настольных игр, в которых требуется повторять иностранные слова. Так, высокая частотность повторений повышает запоминаемость слова. Кроме того, разработанные лото или настольные игры можно передать для домашнего использования, а также применять на занятиях группы продленного дня или как материалы для игр детей на переменах, что позволит реализовать лексику в реальной языковой обстановке [7, 8] .

Как отмечает педагогическая теория, возрастной этап начальной школы характеризуется как стадия стабильного становления ребенка и его нервной деятельности, когда интеллект и личность ребенка усовершенствуются в процессе развития аналитико-синтетического функционала нервной системы.

Специфика психологии учеников младшей школы делает этот возраст наиболее оптимальным для обучения иностранному языку, когда основы языка воспринимаются на интуитивном уровне и максимально естественно. Дети быстро осознают речевую ситуацию, а на основании увиденного оценивают тематическое высказывание на иностранном языке.

Незначительный объем внимания и срок активного сосредоточения на проблеме постепенно возрастают. Запоминание учебного материала характеризуется долговременностью и стойкостью. Так, усвоенные в младшей школе основы иностранного языка активно используются на протяжении дальнейшего обучения в средней и высшей школе, а неправильно наработанное произношение или грамматические ошибки, сформировавшиеся в начальных классах, исправляются с большим трудом.

Оптимальным стимулом при оптимизации процесса обучения иностранному языку в начальной школе следует понимать осознание ребенком собственной успешности.

Дети реагируют на предлагаемые сведения различно, воспринимая информацию на слух, визуально или моторно.

Как полагает Пиаже, стадии становления ребенка идентичны, однако сроки вступления и завершения в каждую стадию у детей различны. Стадии резкого прогресса сменяются периодами относительной стабилизации успехов. Создание продуктивного плана оптимизацию процесса обучения иностранному языку для детей начальной школы требует от педагога знания становления эмоций и когниции, физического и социального развития, а также становления речи у ребенка.

Однако опыт работы педагога в среднем звене школы не позволяет на высоком профессиональном уровне обучать иностранному языку учащихся младшего звена, так как специфика психологии учеников в этом возрасте требует применения особых педагогических приемов и методик.

Традиционно проблемы преподавания иностранного языка в начальных классах обусловлены низким уровнем понимания педагога стадий становления младших школьников, а также значение иностранного языка как дисциплины для учеников младшей школы.

Так, педагог должен планировать учебный материал сообразно уровню владения ученика родной речью, что позволит проводить параллели между предметами и формировать урок иностранного языка на той информации, которая уже знакома классу. Становление познаний иностранной речи должно коррелировать с общим уровнем становления интеллекта и предлагать ученикам изучать только те понятия, о которых дети имеют полное представление и могут описать на родном языке. Существует предположение о том, что языковое становление должно реализоваться только при условии готовности ребенка освоить второй язык, а усилия, приложенные для мотивации в данном ракурсе практически, не дают эффекта.

Отметим, что специфика индивидуального развития познавательных функций даже в пределах одного возраста не позволяет педагогу проводить занятия со всем классом одномоментно. Так, высокие результаты в процессе обучения иностранному языку показывают ученики, получавшие индивидуально подобранный материал в группах, сформированных сообразно становлению познавательных навыков.

В процесса обучения иностранному языку педагогу важно привносить не только когницию, но и аффективные элементы – позитивные эмоции.

В рамках аффективного подхода младший школьник участвует в таких процессах как:

  • Созданная педагогом Я-концепция,
  • Становление коммуникативных навыков;
  • Контакты с одноклассниками;
  • Тренировка стремления достичь поставленной цели;
  • Развитие способности рискнуть.

Как установлено, ребенок, самооценка которого невысока, затрудняется с реализацией талантов и способностей, а также может перейти в категорию неуспевающих. Кроме того, реакция ребенка на замечание педагога, высокую или низкую отметку, реакцию сверстников соотносится с темпераментом и может в одной и той же ситуации стать причиной агрессии, тревожности, депрессии или необоснованного оптимизма.

Тщательное изучение педагогом вверенного ему класса в процессе обучения иностранному языку учеников младшей школы станет надежным базисом для предложения детям заданий, которые активизируют как познавательную, так и эмоционально-аффективную сторону личности ребенка. Преподавание в младшей школе должно происходить с учетом таких факторов как высочайшая чувствительность ребенка к успехам и ошибкам, постоянная и четкая корреляция эмоционального состояния и отметок по всем предметам.

Отметим, что в процессе обучения иностранному языку педагог должен изучить и такой фактор как становление физического развития. Так, владение моторными и речевыми функциями обуславливают успешность ребенка в любом предложенном ему виде занятий.

Так, хорошо развитые навыки письма и координации позволяют ребенку активно участвовать в занятиях и выполнять творческие задания, которые мотивируют на изучение иностранного языка. Кроме того, обучение письму требует отточенной мелкой моторики, оптимизацию которой целесообразно проводить, предлагая задания по работе с бумагой. Низкий контроль младших школьников над скелетной мускулатурой также необходимо учесть при формировании плана урока и внести в него активные игры, физическую разминку или лингвистические сценки с демонстрацией всех действий, озвученных на иностранном языке.

Ученикам младших классов свойственна коммуникативность и эмоциональность. Так, после первого года обучения навыки контроля поведением усилились, но поведение характеризуется низким уровнем устойчивости и произвольности.

Дети не утратили свойства интересоваться новинками и неожиданностями, однако педагогу следует настоять на проявлении внимания не только к занимательным явлениям, фактам или событиям. Так можно избежать повышенного внимания учеников к привлекательным на вид объектам – красивой канцелярии, одежде, книгам, которые деформируют волевую сферу личности, не мотивируют детей ставить четкие цели и стремиться к их достижению.

Оптимизация процесса обучения иностранному языку должна охватывать под руководством педагога такие моменты как аудирование, говорение, чтение и письмо, реализованные учениками с выраженным волевым усилием и сосредоточением.

Полагаем, что наиболее эффективно применять для управления  вниманием учеников такие приемы:

  • работа с интересным и познавательным материалом;
  • доведение до каждого ребенка сути поставленного задания;
  • подведение знаний под каждое предложенное упражнение;
  • формирование атмосферы, оптимальной для непринужденной коммуникации и сосредоточенного выполнения заданий.

Отметим, что такой фактор как уровень освоения ребенком родного языка, необходимо непременно учитывать в процессе обучения иностранному языку. Так, на стадии начальной школы уровень владения родной речью достаточно высок. Ученики свободно формируют связные высказывания, хорошо воспринимают информацию на слух, делать пересказы предложенного к прочтению текста и читать слитно слогово. Наличие речевой и коммуникативной практики в пространстве родного языка следует применять как базис в процессе обучения иностранному языку учителю для наработки коммуникативных навыков, реализованных посредством второго языка.

Примечательно, что фактор успеха следует применять педагогам, ведущим занятия в младшей школе чаще, где бы то ни было. В ходе оптимизацию процесса обучения иностранному языку ребенок должен пребывать в атмосфере постоянной успешности, так как для ребенка могут быть важны продвижения к цели и освоению второго языка даже маленькими шажками [9, С. 76].

Как видим, оптимизация процесса обучения иностранному языку в младшей школе требует от педагога реализации простых, но эффективных педагогических приемов:

  • указывать на все достигнутые учениками успехи;
  • практиковать активную смену видов деятельности на занятии, однако стремиться к их гармоничному сочетанию;
  • располагать активные и пассивные задания упорядоченно и поочередно;
  • применять как можно больше наглядности с визуальным и тактильным доступом учащихся;
  • применять игровые формы работы как базисную методику запоминания новых сведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа по оптимизации эмоциональной сферы для учащихся младших классов

Пояснительная записка. 1.Актуальность программы.Повышенная тревожность, агрессивность, детские депрессии, некоторые проявления детского воровства и т.д., являясь признаком нарушения эмоцион...

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов

Процесс обучения школьников начальной школы, особенно в первом-втором классах, является причиной целого ряда вопросов, возникающих в кругу филологов и педагогов, а также родителей. Ситуация связна с н...