Статья "Функциональное чтение на уроках французского языка в начальной школе"
статья по иностранному языку (4 класс)

Пешакова Маргарита Васильевна

Данная статьяописывает работу с функциональным чтением на уроке французского языка в начальной школе на примере различных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnoe_chtenie_na_urokah_frantsuzskogo_yazyka.docx331.49 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональное чтение на уроках французского языка в 4м классе.

Цель функционального чтения  — нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • поиск информации;
  • понимание прочитанного;
  • работу с полученной информацией (интерпретация, оценка);
  • применение информации для решения своей задачи.

Эти умения формируются у нас самого детства, их уровень зависит от дошкольного развития, школьной программы, учителей, родителей и самого человека.

Упражнения для развития функционального чтения на уроках иностранного языка могут быть самыми разными. За основу текста для развития фукционального чтения га уроке французского языка было взято  письмо. Цель данного этапа: работа с текстом в форме письма, ответы на вопросы, выполнение заданий с опорой на образец.

На втором этапе учитель предлагает задание на составление диалогов. Дети, отвечая на вопросы, составляют диалоги в парах. После несколько учеников их разыгрывают между собой.

Третий этап работы с текстом - составление монологического высказывания. Ученики, опираясь на письмо Леи, описывают себя, составляя монологическое высказывание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ по французскому языку

по теме «Семья» ( 4В класс)

Тип урока

Урок систематизации знаний

Вид урока

Обобщающий урок по теме «Семья»

Используемый УМК

«Французский в перспективе», Касаткина Н.М.

DELF Prim

Цель урока

Умение отвечать на вопросы по тексту, выполнять упражнения с опорой на текст.

Задачи урока

-совершенствование навыков чтения с полным пониманием содержания;

-развитие языковых навыков;

-развитие лексических навыков-научиться употреблять лексику по теме в новой ситуации;

-развитие способности вступать в иноязычное общение;

-развитие способности логичного изложения мыслей;

-развитие механизма языковой догадки;

-сформировать толерантное отношение к изучаемому языку.

-сформировать потребности пользования французским языком как средством общения;

Планируемые результаты:

–формирование практических умений и использование полученных знаний; 
– закрепление лексических единиц по всем видам речевой деятельности;
–совершенствование навыков смыслового чтения и устной речи.

  1. Предметные результаты

Результаты, которые достигаются учащимися в процессе изучения предмета.

  1. Метапредметные результаты:

А) Познавательные УУД

Общеучебные УУД: - самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и т.д.

Логические УУД: -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Б) Регулятивные УУД

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися;

-планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-контроль и его результат с целью обнаружения отклонений и отличий от стандарта;

-коррекция –внесение необходимых дополнений и корректив в план;

-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

В) Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

  1. Личностные результаты

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-нравственно-этическая информация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Педагогические технологии

Урок, как технология обучения, проект-написание письма.

Методы и методические приемы

Методы обучения: -работа с текстом, учебная дискуссия, диалог, упражнения, демонстрация и иллюстрация, самоконтроль.

Приемы обучения: -сообщение информации ,организация работы с источниками, организация самостоятельной познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности на уроке

Учитель организует деятельность обучающихся, применяя фронтальный, групповой и индивидуальный формы организации учебной деятельности. Обучающиеся вместе с учителем осуществляют контроль и коррекцию результатов. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка).

Информационно-образовательная среда урока

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: печатный материал

Источники: «Французский в перспективе», Касаткина Н.М.  DELF Prim

Формы и методы контроля

-написание письма французскому другу, подруге по образцу, с рассказом о своей семье;

Критерии выставления оценок

«5»

Ответы учеников соответствуют теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены.

Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.

Лексика адекватна поставленной задаче.

Использованы разные грамматические конструкций в соответствии с задачей. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации.

Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.

«4»

Высказывания учеников соответствуют теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены.

Коммуникация немного затруднена.

Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

Грамматические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

В отдельных словах допускаются фонетические ошибки.

«3»

Высказывания, которые не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены.

Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы.

Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок.

Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок

«2»

Учащийся не понимает смысла задания.

Коммуникативная задача не решена.

Учащийся не может построить высказывание.

Учащийся не может грамматически верно построить высказывание.

Речь понять невозможно.

Примечание: цель урока одна, задачи урока формулируются (не как обучающие, развивающие, воспитательные – это старые формулировки) в соответствии с предполагаемыми результатами урока (предметными, метапредметными, личностными). Технологии, методы и приемы просто перечислить.

Критерии оценок конкретизировать исходя из специфики урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(виды формируемых УУД)

Организационный этап ( 3 мин).

Цель этапа: настрой учеников на  общение на французском языке.

Организует класс к уроку: здоровается с учениками по-французски, побуждая их ответить по-французски.

Bonjour, les enfants.

Je suis contente de vous voir.

Asseyez-vous, s’il vous plaît.

Quelle date nous sommes aujourd’hui?

Qui est absent aujourd’hui?

Quel temps fait-il: est-ce qu’il fait froid ou chaud?

De quelle couleur est le ciel?

Le soleil brille?

Est-ce que-il pleut?

Il fait du vent?

Est-ce que-il neige?

Здороваются с учителем по-французски.  Отвечают на вопросы учителя.

Bonjour, madame.

Aujourd’hui nous sommes le 9 décembre .   ….. est absent (-e) dans la classe. 

Le ciel est gris.

Non, le soleil  ne brille pas.

Il pleut.

Oui, il fait du vent.

Il neige.

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция-способность к мобилизации сил и энергии;

Коммуникативные УУД:    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

-владение диалогической формой речи.

Личностные УУД:

- самоопределение (мотивация учения);

Актуализация знаний обучающихся (7 мин.)

Цель этапа: вспомнить изученный материал для дальнейшей работы на уроке, подготовка к основной части урока и к постановке цели урока.

Учитель объявляет о фонетической зарядке. Просит повторить стихотворение «La mère».

On va faire la gymnastique phonétique. Répétez  après moi. 

Des milliers d’étoiles dans le ciel,

Des milliers d’oiseaux dans les arbres,

Des milliers de fleurs au jardin,

Des milliers de coquillages sur la plage,

Des milliers de poissons dans les mers

Et seulement, seulement une mère.

Затем учитель переходит на повторение лексики по теме «Семья» и «Описание внешности членов семьи, одежда» по картинке. 

1.Дети вспоминают слова с опорой на картинку. Quels sont les membres de la famille?

2.Учитель задает вопросы по теме «Внешность», ученики отвечают на вопросы.

De quelle couleur sont les cheveux de papa, de maman, de la petite fille,de la grande fille, de garcon?

De quelle couleur sont leurs yeux?

De quelle couleur peuvent être les yeux?

Comment ets le nez de papa, de maman?

Comment sont les joues de la petite fille?

Comment sont leurs oreilles? 3.Qu’est-ce que porte le papa? Et les autres? Qu’est –ce que porte madame Legrand et ses enfants?

Дети повторяют за учителем стихотворение для фонетической разминки, затем все вместе хором с учителем. C:\Users\Гимназия 155\Downloads\20201214_165721.jpg

1.Le papa, la maman, la grand-mère, le grand-père, le frère, la soeur, la tante, l’oncle, la cousine, le cousin …etc.

2.Les cheveux de….sont…..

Les yeux de …. sont….

Les yeux peuvent être  bleus, verts, noirs, marron, ect...

Le nez de papa/de maman est grand/petit.

Les joues de la petite fille sont roses.

Leurs oreilles sont grands/petits.

3.Monsieur Legrand porte un pull,un pantalon, une chemise,des chaussures.

Madame Legrand porte…..

Les enfants portent….

Регулятивные УУД:

-планирование-составление плана и последовательности действий;

-коррекция –внесение необходимых дополнений и корректив в план;

-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

планирование-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-самоопределение-мотивация учения;

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-построение логической цепи рассуждений.

Создание целевой установки на уроке. Определение темы урока (2-3 мин)

Цель этапа: определение темы урока «Семья».

Учитель  создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

Les enfants, dites-moi, s’il vous plaît, quel thème on étudie?

Regardez l’image. Qu’est-ce que vous-voyez? Qu’en pensez-vous qu’est-ce qu’on va faire aujourd’hui?

Oui, exactement. Comment vous avez compris que c’est une lettre?

La petite fille qui s’appelle Léa , nous a envoye une lettre. Prenez-le. Ouvrez et lisez la lettre.

Ученики отвечают на наводящие вопросы, сами делают выводы о теме урока.

On étudie  le thème qui s’appelle «La famille».

On voit une lettre. On a compris que c’est une lettre parce que…

On va lire cette lettre.

Изучение нового материала.   (25 мин.) -

Цель этапа: работа с текстом в форме письма, ответы на вопросы, выполнение заданий с опорой на образец.

1.Учащиеся получают раздаточный материал в форме письма  и читают задание.

L’année prochaine tu vas faire un voyage en France avec ta classe. Tu vas habiter quelques semaines chez ton correspondant ou ta correspondante. Tu reçois une carte postale de France ou il ou elle   décrit  sa famille. Voici son courier avec une photo. Lis sa lettre et réponds aux questions.

C:\Users\Гимназия 155\Downloads\20201208_160505.jpg

  1. Comment s’appellent les parents de Léa?
  2. Combien de frères et de soeurs a Léa?
  3. Comment s’appellent les habitants de l’ile de Mayotte?
  4. De quelle couleur est la peau de Léa?
  5. Comment sont ses cheveux?
  6. De quelle couleur sont les yeux de  Léa?

2.Учитель предлагает задание на составление диалогов.

Imagine que ton voisin ou ta voisine c’est ton correspondant ou ta correspondante. Réponds à ses questions. Jouez les dialogues.

Дети, отвечая на вопросы, составляют диалоги в парах. После несколько учеников их разыгрывают между собой.

As-tu des parents? Comment s’appellent- ils? As –tu des frères et des soeurs ? Combien? Comment s’appellent-ils? Sont-ils plus agé ou plus jeune que toi? De quelle couleur sont leurs  yeux et leurs cheveux?

3.Составление монологического высказывания - Tu vas parler de toi, tu vas te décrire. Décris –toi comme dans un miroir: quels vêtements tu portes aujourd’hui.

Ученики, опираясь на письмо Леи, описывают себя, составляя монологическое высказывание.

Tu peux dire par exemple: Je suis grand(-e), petit (-e)….

Je porte…. J’ai les cheveux/ les yeux….

Закрепление (__3_ мин.) –

Цель этапа:. закрепление знаний по изученной теме на уроке.

Учитель задает обобщающие по уроку вопросы: 

Comment s’appellent les parents de Léa? Comment s’appellent tes parents?

Combien de frères et de soeurs a Lea? As –tu des frères et des soeurs ? Combien? Comment s’appellent-ils? De quelle couleur sont leurs  yeux et leurs cheveux? De quelle couleur sont tes yeux et tes cheveux?

Ученики отвечают на вопросы: Les parents de Léa s’appellent…

Mes parents s’appellent..

Lea a …. J’ai….. Ils s’appellent… Mon frère s’appelle…. Ma soeur s’appelle….Les yeux de …. sont.., les cheveux de… sont….

Mes yeux sont…, mes cheveux sont…

 3.Заключительная часть. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.( 5  мин.)

Цель этапа: установление соответствия полученного результата поставленной цели.

Учитель подводит итог по изученному материалу урока. Les enfants, dites-moi, s’il vous  plaît  , qu’est-ce qu’on a fait aujourd’hui?

Ученики отвечают на вопрос учителя, подводя итог урока.

Aujourd’hui, on a  étudié  le thème qui s’appelle «La famille». On a lu la lettre de Léa , on a revisé   le vocabulaire, on a fait des exercices.

  1. Домашнее задание

Написание письма другу из Франции, в котором нужно описать свою семью.

Ученик отправляет фото своей семьи Лее, в котором нужно описать членов семьи, которые находятся на фото. Для того, чтобы помочь себе, можно нарисовать фото.

Tu envoies la photo de la famille a Léa. Décris les personnes qui sont sur la photo dans une lettre . Pour t’aider tu peux dessiner la photo dans le cadre.

C:\Users\Гимназия 155\Downloads\20201214_165759.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...

"Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"

Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо....

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

При обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе, учителя часто сталкиваются с проблемой недостаточного количества дидактического материала для тренировки в чтении гласных в открвтом ...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе

В статье затрагиваются  ряд проблем с которыми преподаватели сталкиваются в начальной школе при обьяснении грамматического материала, а также способы и пути их решения....