Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в формировании ключевых компетенций метапредметного характера на уроках английского языка в начальной школе"
методическая разработка по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Высотина Татьяна Андреевна

 

1.Упражнение на релаксацию

2.Компетенция личностного самосовершенствования.

3.О здоровьесберегающей технологии.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Упражнения для сосудов головного мозга и зрения.

6.Упражнения дыхательной и звуковой гимнастики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Здоровьесберегающая технология  в формировании  ключевых компетенций метапредметного  характера
на уроках английского языка в начальной школе»

Задачи мастер-класса:

  • передача учителем-мастером своего опыта в использовании здоровьесберегающей технологии на уроках английского языка в начальной школе путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической дея-тельности;
  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения обозначенной проблемы;
  • рефлексия[a] собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и  формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

План мастер-класса:

  1. Упражнение на релаксацию для участников мастер-класса.
  2. Компетенции, формируемые на уроках иностранного языка.
  3. Компетенция личностного самосовершенствования.
  4. О здоровьесберегающей технологии.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Упражнения для сосудов головного мозга и зрения.
  7. Упражнения дыхательной и звуковой гимнастики.
  8. Заключение.

   Слайд №1.

  1. Упражнение на релаксацию для участников мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня пятница, 25 ноября. Заканчивается последний осенний месяц – месяц напряжённый, пасмурный, тревожный. Время, когда многие люди, особенно метеозависимые, неважно себя чувствуют.  Рабочая неделя подходит к концу  и, наверное, вы все уже очень устали.

Предлагаю вам немного отдохнуть. Но, одно условие: отдыхать  будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать. (Начиная свой рассказ учитель раздаёт участникам мастер-класса семена называемых им растений. По ходу повествования ведущий показывает участникам движения и предлагает выполнять их вместе).

Слайд №2.

Итак…                              

В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей.  Однажды друзья подарили ему семена  разных деревьев. Это были желуди старого дуба,  несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши,  семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю,  даже разговаривал с семенами.  Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх). 

Слайд №3.
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

 Слайд №4.

Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему  ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей.  Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам  (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

 Слайд №5.
          Это было упражнение на релаксацию. Спасибо, вы прекрасно справились!

          Дорогие коллеги! Мы с вами  и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства,  желания  и любви зависит,  будут ли будущие урожаи  щедрыми.  А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я осень стараюсь, волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай. Может быть, щедрый, а может быть – и не очень. Всё зависит от того, сочтёте ли вы наше занятие интересным и полезным. И если вам понравится – пожалуйста, по окончании нашего мастер-класса оставьте  мне семена, которые я вам раздала,  вот на этой тарелочке, как деревья из притчи оставили садовнику свои.

  1. Компетенции, формируемые на уроках иностранного языка.

Наверное, никакой другой школьный предмет не является настолько метапредметным, как иностранный язык. Иногда мы, учителя иностранного языка, шутим, что у нас нет ничего своего, мы пользуемся тем, чему научили за нас учителя других предметов. Действительно, содержанием речи на иностранном языке являются сведения из разных областей знания – литературы, искусства, истории, географии, физики, биологии, ОБЖ…  Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности. Иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира.  Обучая ребят иностранному языку, мы помогаем им сформировать все без исключения ключевые компетенции, а именно:

Слайд №6.

- ценностно-смысловую компетенцию, связанную со способностью ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь видеть смысл и цели своих поступков, принимать решения. В процессе обучения ученики постоянно ставятся в ситуацию выбора, проявляют самостоятельность в выборе того или иного пути решения задачи в соответствии со  своими потребностями и интересами, что придаёт процессу обучения личностный смысл.

Бесспорно, что у ребят формируется общекультурная компетенция – ведь через изучение языка и в процессе изучения языка  они приобщаются к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка.

Конечно, формируется и учебно-познавательная компетенция: дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными обучающимся способами  и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе и с использованием  новых информационных технологий.

Мы помогаем детям научиться самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать её, сохранять и передавать – значит, помогаем сформировать информационную компетенцию.

На уроках иностранного языка дети овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, учатся владению новыми социальными ролями в коллективе, учатся умению представить себя, написать письмо, заполнить анкету, составить и послать запрос, вести дискуссию, диалог этического характера и т.д. – то есть то есть становятся  компетентными в области коммуникации – овладевают коммуникативной компетенцией.

Формируется на уроках иностранного  языка и социально-трудовая компетенция: дети приобретают опыт в гражданской деятельности, в социально-трудовой сфере и сфере семейных отношений.

И, наконец, формируется компетенция личностного самосовершенствования: дети осваивают способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции; развиваются необходимые человеку личностные качества; формируется культура мышления и поведения, осваиваются основы безопасности жизнедеятельности – причём, с самого раннего этапа изучения иностранного языка – с начальной школы.

  1.  Компетенция личностного самосовершенствования.

Слайд №7.                                             

           Вот на формировании компетенции личностного самосовершенствования мне и хотелось бы остановиться подробнее. А именно, на формировании у детей осознанного отношения к здоровью, к полезным и вредным привычкам, на формировании умения видеть себя со стороны и оценивать свои возможности, на формировании способности к саморегуляции – психологической и соматической.

Понятно, что дети воспринимают как норму то, что видят вокруг себя. Значит, для того, чтобы  дети воспринимали как норму здоровье физическое и психологическое, школьная среда тоже должна быть здоровой и каждый урок должен быть направлен на здоровьесбережение. И не только в смысле соблюдения гигенических требований (сухой и тёплый, но проветренный класс, протёртый пол, соблюдение светового режима, чередование видов деятельности), но и в смысле содержания урока.

Несколько лет назад, впервые взяв 2 класс, я боялась даже  подойти к малышам. Второклассники такие маленькие, а английский язык такой трудный! Очень хотелось и языку научить и интерес к предмету привить и не навредить. Поэтому возникла идея поглубже изучить здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Теперь, по прошествии четырёх– пяти лет должна сказать, что, хотя тема формально мною освоена (я разработала свою систему работы в начальной школе),  нет предела совершенству. Я в постоянном поиске.

  1.   О здоровьесберегающей технологии.

Ещё  Сократ сказал: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – это ничто».

Слайд №8.

             Значит и в древности люди задумывались о здоровье. А сейчас здоровьесберегающая технология – одна из самых современных.

 Слайд №9.

И не только потому, что реализовывать и развивать её стали совсем недавно – в советской школе, а и потому, что сейчас она актуальна как никогда.  Здоровых детей практически нет. Дети зачастую рождаются уже больными, имеют множество наследственных заболеваний, хронических заболеваний; заболеваний, приобретённых вследствие неблагоприятной экологии, неправильного питания, недостаточного внимания со стороны родителей.

 Слайд  №10.

     Здоровьесберегающая технология предполагает:  
    1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
     2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты
     3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
     4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

  Слайд №11

Вот из этих требований я и старалась исходить, разрабатывая свои уроки в начальной школе.
            Я постаралась найти и нашла время и место для различных упражнений, которые не только обучают детей предмету, но и попутно тренируют память, помогают сконцентрировать внимание, помогают снять стресс, нервное напряжение, создать комфортную атмосферу на уроке, помогают детям научиться быстрее писать, правильно дышать при чтении и говорении, способствуют профилактике простудных заболеваний, освобождают от головной боли, способствуют сохранению зрения и осанки. На уроках английского языка мы поём,  рисуем, загадываем и отгадываем загадки, разучиваем готовые стишки  и сочиняем свои, сочиняем и рассказываем сказки. Обязательно проводим физминутки, а иногда и по 2 за урок.   Физминутки способствуют отдыху, релаксации, переключению внимания, поднятию настроения. Физминутки могут быть танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные (когда дети изображают различных животных), двигательно-речевые (дети читают вместе небольшие стишки одновременно производя соответствующие действия, как бы инсценируя их), физминутки для глаз.  

Обязательно играем. Игра обучает и при этом она ещё и неутомительна, улекательна; игра вызывает положительные эмоции – а, значит, сохраняет психологическое здоровье детей.  Игры могут быть разные –  подготовительные и творческие;  нужны и полезны  и те и другие, каждая в своё время и на своём месте в  пространстве урока.

Но, думаю, что нет смысла останавливать на этом подробно. Во-первых, невозможно объять  необъятное в рамках одного  мастер-класса, а во-вторых любой опытный учитель имеет в своём методическом арсенале такие или подобные упражнения.

А хочу я остановиться на тех упражнениях, которых нет в книге для учителя и которые я открыла для себя сама и теперь применяю на своих уроках - упражнениях пальчиковой и дыхательной и звуковой гимнастики.

Слайд №12.

  1. Пальчиковая гимнастика.                           

Пальчиковую гимнастику рекомендуют делать не только после длинных письменных упражнений, чтобы руки отдохнули. На пальчиках много активных точек, которые необходимо массировать.  И если делать это регулярно – дети начинают лучше и быстрее писать, у них улучшается координация движений, тренируется память,  если  отчего-то разволновались - быстрее успокаиваются.

Хочу вам рассказать, что в английском фольклоре каждый пальчик имеет собственное имя. Одновременно это имя является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Есть:  Peter  Pointer(указательный), Tobby Tall( Длинный Тобби),  Ruby Ring (Руби с кольцом), Baby Small (Малютка – мизинчик) и, наконец, Tommy Thumb (Большой Томми – большой палец – «Сам»).

Во многих английских пальчиковых играх  пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый палец двигаться отдельно от других, что довольно сложно (попробуйте, например, отдельно от других пошевелить безымянным пальцем). Мы делаем это так: (давайте вместе) – выкликаем указательный палец:

Рeter-Pointer, Peter – Pointer

Where are you? Where are you?

Here I am, here I am                      -   появляется из кулачка

How do you do?                            -   кланяется.

Peter – Pointer, Peter – Pointer, dance, dance!

Peter – Pointer, Peter – Pointer, dance, dance!

Движения каждого пальца по отдельности могут чередоваться с движениями всех пальцев ( произвольно – главное, активно)

Dance the merry men around,

Dance the merry men around!         - танцуют все пальчики

Tommy Thumb can dance alone

Tommy Thumb can dance alone!      - все – в кулачок, большой палец сгибается,                  

                                                             наклоняется вправо – влево

Так можно несколько раз -  сперва на правой руке,  потом на левой, потом вместе.

Вот так примерно это происходит:

 Слайд  №13(видео).

Взрослым такое упражнение тоже необходимо делать – для профилактики артроза и судорог.

 Слайд №14.

  1. Упражнения для сосудов головного мозга и зрения.

Мои дети знают очень простое, но очень эффективное  упражнение  для сосудов головного мозга и верхнего отдела позвоночника. Если  на уроке отрабатывается  новая лексика,  проводим следующую рефлексию. На доске прикреплены  картинки, я показываю на одну из них и называю, что изображено на картинке. Иногда правильно – а иногда  намеренно  неправильно. Если назвала правильно – ребята молча, но энергично кивают, если неправильно – водят головой из стороны в сторону, тоже молча. Бывает, что «ошибаюсь», называя одно и то же слово много раз, а картинки показываю разные – тогда бывает  очень весело, но ведь и полезно же.

Можно провести рефлексию и по-другому – с пользой для глаз. Те же картинки располагаю по всей доске и даже за пределами, по всему классу. Команда простая.  “Look at a cake!” “Look at an apple!”  “Look at an orange!” Главное, чтобы эти картинки располагались как можно дальше друг от друга. И я вижу, как усвоены слова и глазки отдохнули.

  1. Упражнения дыхательной и звуковой гимнастики.
    Пару лет назад я открыла для себя пользу дыхательной и звуковой гимнастики, и нашла ей применение на уроках. 

Слайд №15.

 Оказывается, произносить звуки очень полезно – не только в смысле коммуникации, но и в смысле здоровья. Это своеобразная зарядка нервной системы, позволяющая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, головной боли. Знаете ли вы, например, что

  • звуки [a] и [a:] (в английском языке это разные звуки). Произнесение этих звуков стимулирует  работу лёгких, трахеи, гортани.
  • Произнесение звука [m] вызывает вибрацию голосовых связок, которая передаётся  на трахею, бронхи, лёгкие, что способствует расслаблению спазмированных бронхов. А ещё произнесение этого звука положительно влияет на сосуды головного мозга, даёт ощущение покоя, улучшает память.
  • Полезнее всего при бронхите звуки  п, т, к, ф, чуть меньше полезно произнесение их звонких пар: б,д,г,в.
  • Произнесение [i:] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
  • Произнесение звука [я] благотворно влияет на нижнюю часть лёгких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли и придаёт уверенность в собственных силах.
  • Звук [ы] положительно влияет на общий тонус  организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
  • Произнесение звука [ч] способствует профилактике бессонницы.
  • А произнесение звуков [и-а] укрепляет мягкое нёбо и связки и полезно тем, кто храпит во сне.

         Упражнениями дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой Александры Николаевны, певицы, автора уникальной методики лечения заболеваний дыхательных путей, мне пришлось заняться самой. Мой сын страдал от приступов бронхиальной астмы. Когда он находился на лечении в Детском санатории им. Семашко в Сочи, я консультировалась у врачей и медсестёр  санатория. А потом перечитала гору литературы и занималась с ним дома. Приступы астмы больше не повторяются и я убеждена, что в этом заслуга в том числе и дыхательных упражнений. И тогда я подумала: а не включить ли отдельные упражнения дыхательной гимнастики в свои уроки в начальной школе?   Ведь дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, воспалением лёгких. 
       Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

        Конечно, подбирая фонетические упражнения,  не стоит увлекаться их лечебным эффектом – мы всё-таки не врачи, а в звуковой гимнастике есть свои нюансы, в которых разобраться могут только специалисты.

Упражнения дыхательной гимнастики хорошо включать в физминутку. А можно и в фонетическую зарядку. В УМК Биболетовой , по которому я работаю, есть готовые специальные стишки, рифмовки, скороговорки для оттачивания произношения. Но занимательнее всего оказываются маленькие истории, которые я сочиняю, включая элементы дыхательной гимнастики, о героях учебника – человечках и зверятах. Эти герои  переходят из учебника в учебник, к концу 3 класса мы знаем о них всё – как о близких родственниках.

 Слайд №16.  

Дети любят этих героев и удовольствием помогают мне рассказывать эти истории. Вот одна из таких полезных историй:

 Лисичка Бэсс выглянула в окно. Светило яркое солнышко, лисичка порадовалась: а-а-а! Пошла на прогулку. Вот пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок: в-в-в. Ветер усиливается ф-ф-ф. Бежит, пофыркивая, ёжик: ф-в-ф-в. Наверное, будет дождик. Заспешила лисичка домой, прибежала – запыхалась. Уф-уф-уф! А тут и дождик застучал: п-п-п. Гром прогремел: r-r-r-r!

И, конечно, обязательно на уроках мы с ребятами беседуем о том, что хорошо и что плохо, что здорОво, а что – нет. А кроме того, и во втором, и в третьем, и в четвёртом классах есть специальные темы: «Спорт», «Еда», «Погода», «Одежда», «Режим дня» в рамках которых обязательно обсуждаются вопросы здоровьесбережения.

  1.  Заключение.

Использование здоровьесберегающих технологий  позволяет ребёнку  успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

К  тексту выступления прилагается конспект урока в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. . Это урок №21(тема «Весёлые уроки в Зелёной школе») - обычный рабочий урок,  цель которого – научить обучающихся давать по-английски советы, как быть здоровыми. Предполагается обсуждение урока и его составляющих с точки зрения здоровьесбережения и формирования ключевых компетенций и в частности компетенции личностного самосовершенствования.

Литература:

  1. «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 г., № 8, 2006 г.
  2. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования - Иностранные языки в школе.-2005 г.- №8 1995.
  3. Зимняя И.А. Теоретические вопросы обучения иностранным языкам . - Иностранные языки в школе.-1991 г .- № 3.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе.- 2000 г.- № 1.
  5. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005г.
  6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение,1981г.
  7. Щетинин  М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Серия: Посоветуйте, доктор.  Метафора, 2007 г.
  8. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,1986.
  9. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука.-1960 г.
  10. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  11. http://www.englishforkids.ru
  12. http://www.nncc.org/Curriculum/fingerplay.html 
  13. http://www.nncc.org/Literacy/fingplus.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....

«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе

Каким должно быть современное образование? Влияние соременных электронных технологий на процесс преподавания....