СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР И ИТК
статья по иностранному языку

Рыбакова Марина Александровна

Современные методы введения новой лексики на уроках английского языка с использованием ЭОР и ИТК

Одной из основных целей, которую я ставлю перед собой при подготовке уроков английского языка, является активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся. Это значит, заинтересовать детей при любой работе на уроке так, чтобы им захотелось что-то сделать: заговорить на английском языке, высказать своё мнение, разобраться в значении новых слов, поработать со словарём.

Привить учащимся навыки свободного владения иноязычной речью – нелёгкая, но очень важная задача. Чтобы ребёнок заговорил, ему нужно переступить языковой и психологический барьер. Чтобы не возникало таких трудностей в старших классах, важно уже в начальной школе вселить в каждого ребёнка надежду на позитив.

Одним из самых сложных, скучных и длительных видов работы по изучению иностранного языка, как я убедилась на опыте, является для учащихся заучивание новых слов и выражений. Но именно у детей с богатым словарным запасом больше шансов овладеть навыками устной и письменной речи.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать этот этап урока не только интересным, но и продуктивным с точки зрения активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. Использую разные виды предъявления учебной информации, в данном случае лексики: визуальный (зрительная память помогает лучше запомнить слова), анимацию, интерактивные объекты. Для приобретения учащимися навыков устной речи, а также для достижения второго уровня усвоения знаний следует организовать деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщённых им слов и выражений, что является одним из основных признаков репродуктивного метода. Метод этот предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя и творческую, мыслительную деятельность учащихся.

В начальной школе дети знакомятся с самой активной лексикой иностранного языка. Во втором классе, когда учащиеся не знают ещё алфавита и правил чтения, проводится устный вводный курс. Далеко не каждому ребёнку легко даётся такое запоминание слов. Поэтому, наряду с репродуктивным должен быть на этом этапе и объяснительно-иллюстративный метод.

Возьмём, например, тему “Школьные принадлежности” во втором классе. (Презентация 1) На экране картинки с изображением вводимых слов: сумка/портфель, ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь, ластик, пенал. Второклассники ещё не умеют читать, алфавит только учат. Но под картинками надпись предмета на английском языке. Выделяю четыре этапа работы над усвоением новой лексики.

  • Первый этап: дети называют известные им предметы по-русски, учитель произносит их на английском языке. Учащиеся повторяют слова хором и индивидуально.
  • Второй этап: на экране изображения предметов разбросаны в другой последовательности, сверху – их названия вразброс. Дети пытаются вспомнить, как по-английски произносится тот или иной предмет. Стрелочка показывает правильность ответа. Дети хором произносят слово.
  • Третий этап: на экране названия предметов написаны по-английски. Учитель читает слово, учащиеся дают перевод, на экране появляется данное слово на русском языке.
  • Четвёртый (заключительный) этап: на экране названия предметов написаны по-русски. Учащиеся произносят слово по-английски. Появляется его написание и картинка.

Данная работа занимает немного времени, но результат поразительный. Как правило, к заключительному этапу если не все, то большинство учащихся запоминают слова. На следующем уроке для закрепления можно использовать слайды из этой же презентации. Подобным образом провожу введение лексики на начальном этапе изучения английского языка по темам: “Животные”, “Школьные предметы”, “Виды спорта”.

Освоение новой лексики намного проще, если дети уже умеют читать. В дополнение к тем методам, о которых упоминалось выше, можно использовать проектную деятельность, которая даёт возможность учащимся начальной школы продемонстрировать свои умения и навыки в создании поделки, рисунка, модели на основе изученного лексического материала. Для учащихся начальной школы предлагаю индивидуальные проекты, длительность выполнения работы небольшая. Так, введение лексики по теме “Цвета предметов” (Презентация 2)проводится по следующим этапам.

  • Первый этап: на экране разные яркие цветы, под ними по-английски дано определение их цвета. Дети повторяют за учителем слова хором, потом по цепочке читают их индивидуально.
  • Второй этап: на экране появляется слово, обозначающее цвет предмета на русском языке, учащиеся дают его эквивалент на английском. Выделяется правильный вариант этого слова на экране.
  • Третий этап: цветы под номерами разбросаны в другом порядке, сверху – слова, обозначающие цвет, без номеров. Учащиеся должны назвать цвет указанного учителем предмета, стрелочка подтверждает или опровергает правильность ответа.
  • Четвёртый этап (творческий, проектная работа): на экране ромашка с белыми пронумерованными лепестками и списком слов, обозначающих цвет предметов. Детям даётся лист бумаги А4 с такой же ромашкой и отдельно разноцветные лепестки, которые нужно приклеить к цветку под соответствующим номером.
  • Пятый этап (проверь себя): на экране ромашка с пронумерованными разноцветными лепестками. Дети сверяют свои цветы с этой ромашкой, проверяют, насколько они успешны в усвоении данной лексики.
  • Шестой этап (воспитательный): учитель предлагает детям высказать своё мнение о том, что за цветок у них получился (цветик-семицветик) и какое его назначение. Учитель может дать небольшую дополнительную информацию, используя цветок ромашки с названиями направлений акций милосердия на русском и английском языках.

Введение новой лексики можно комбинировать с отработкой грамматических времён. В данном случае учебную информацию лучше всего предъявлять с помощью анимации. (Презентация 3) Так, при ознакомлении учащихся со словами, обозначающими времена года, оправдано использовать анимационные картинки с падающим снегом (зима), дождём (осень), порхающими на полянах бабочками (лето), тающими льдинками (весна). После введения лексики выше перечисленными методами, учитель даёт возможность детям описать картинки по предложенному плану:

- какое время года;

- какого цвета каждый сезон;

- что вы можете видеть на картинке;

- какая погода характерна для каждого времени года;

- используя глаголы to snow - “снежить”, to rain - “дождить”, to fly - “летать”, to shine - “светить”, to melt - “таять” составить предложения в настоящем простом времени.

Образец сообщения. It's winter. Winter is white. I can see a house, some trees and a lot of snow. The weather is cold and frosty. It often snows in winter.

Таким образом, введение новой лексики нетрадиционным способом с использованием ЭОР и ИКТ, а также с применением современных методов предъявления учебной информации позволяют развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся, повысить мотивацию в изучении учащимися английского языка, способствует быстрому и прочному запоминанию изученного материала, развивает коммуникативные навыки учащихся.

АВТОР:  Рыбакова Марина Александровна ГБОУ СОШ 404 СПб

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР И ИКТ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ЗАДАЧИ: ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧАЩИХСЯ; СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ ВСЕ ДЕТИ ГОВОРИЛИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ; - ВСЕЛИТЬ В КАЖДОГО РЕБЁНКА НАДЕЖДУ НА ПОЗИТИВ. ВИДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЛЕКСИКИ): - ВИЗУАЛЬНЫЙ - АНИМАЦИОННЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ: - РЕПРОДУКТИВНЫЙ - ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ Автор: Рыбакова Марина Александровна ГБОУ СОШ 404 СПб

Слайд 2

WINTER

Слайд 3

1. What season is it ? 2. What colour is spring ( summer, autumn, winter)? 3. What can you see in the picture? 4. What is the weather like in spring ( summer, autumn, winter)? Используя выражения : it snows - «идёт снег», it rains - «идёт дождь», и глаголы : to fly - «летать», to melt - «таять», составить рассказ о сезоне года. Образец сообщения. It’s winter. Winter is white. I can see a house, some trees and a lot of snow. The weather is cold and frosty. It often snows in winter.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе

В моем докладе будут рассмотрены следующие методы и приемы обучения лексики: игровой метод, метод с использованием компьютерных программ, метод рифмы и разучивания песен. Главная их задача сделать об...

Использование технологии «Игра» как эффективного способа обучения лексики на уроках английского языка

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь это...

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...