Обучение иностранному языку детей 6-7 лет с сенсорными нарушениями
статья по иностранному языку

Валуева Людмила Сергеевна

В современном мире роль знания иностранного языка с каждым днём становится всё больше. Он проникает в нашу жизнь всё глубже и глубже: средства массовой информации, инструкции, научная и художественная литература — вот лишь малый перечень примеров того, где можно столкнуться с необходимостью владения иностранным языком.

Разумеется, овладеть им можно далеко не сразу, поэтому нет ничего удивительного в том, что учить этому нас начинают ещё со школьной скамьи. Но, к сожалению, не все дети имеют одинаковые возможности и могут обучаться вместе со своими сверстниками.

Но в независимости от состояния здоровья, человек должен пройти процесс социализации для более комфортной и полноценной жизни и будет неверно лишать людей с сенсорными нарушениями возможности и права изучать иностранные языки. 

О психологических особенностях восприятия и обучения детей с сенсорными нарушениями английскому языку, а также о том, как именно подобрать необходимый и наиболее эффективный способ подачи материала и пойдёт речь в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку детей 6-7 лет

с сенсорными нарушениями

В современном мире роль знания иностранного языка с каждым днём становится всё больше. Он проникает в нашу жизнь всё глубже и глубже: средства массовой информации, инструкции, научная и художественная литература — вот лишь малый перечень примеров того, где можно столкнуться с необходимостью владения иностранным языком.

Разумеется, овладеть им можно далеко не сразу, поэтому нет ничего удивительного в том, что учить этому нас начинают ещё со школьной скамьи. Но, к сожалению, не все дети имеют одинаковые возможности и могут обучаться вместе со своими сверстниками.

На сегодняшний день доступным стало дистанционное обучение, что позволило значительно облегчить жизнь многих детей с ограниченными возможностями. Однако даже оно не всегда эффективно. Например, в случаях, когда мы имеем дело с детьми, имеющими проблемы со слухом или слабовидящими детьми, или если речь идёт о полной слепоте или глухоте.

Технологии и приёмы, применимые к детям, не имеющим вышеупомянутых проблем со здоровьем, не будут иметь положительного результата при работе с детьми с ограниченными возможностями. Таким детям необходимы особые формы и методы обучения, тем более, если стоит вопрос об обучении иностранному языку.

На сегодняшний день, в мире проживает множество людей, чьи зрение или слух нарушены по тем или иным причинам. Но в независимости от состояния здоровья, человек должен пройти процесс социализации для более комфортной и полноценной жизни и будет неверно лишать людей с сенсорными нарушениями возможности и права изучать иностранные языки. Более того, дети с нарушениями слуха и зрения не пребывают в изоляции: они живут и контактируют с людьми, не имеющими таких проблем со здоровьем и знающими другие языки, помимо родного. Поэтому изучение иностранных языков принесёт пользу детям с ограниченными возможностями зрения и слуха, расширяя и углубляя их способности к общению с людьми, владеющими этими языками. В том числе получить знания по иностранным языкам.

Но следует помнить, что кроме непосредственного обучения иностранному языку,  педагог также должен ставить перед собой задачу не только преподать учебный материал, но и пробудить в детях — своих особенных учениках — интерес изучаемому предмету, что способствует повышению эффективности обучения и лучшему усвоению и закреплению материала.

Также не стоит забывать и о том, что дети 6-7 лет наиболее восприимчивы к усвоению новых знаний, более любознательны и активны, а также о том, что так как и все люди, дети с проблемами со слухом или зрением индивидуальны, у них есть свой характер  темперамент, интересы и склонности. Принимая всё это во внимание, можно и нужно найти подход как ко всему классу, так и к каждому ученику в отдельности, сделав, таким образом, свои уроки интересными, долгожданными, запоминающимися и эффективными.

Следует отметить, что способы обучения детей с нарушениями зрения и детей с  нарушениями слуха будут существенно отличаться по форме и содержанию.

Итак, как же можно обучать иностранному языку детей 6-7 лет, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения, представленному на Женевской конференции в феврале 2013 года, на сегодняшний день более 360 миллионов человек в мире страдают от инвалидизирующей потери слуха. Еще 32 миллиона человек, страдающих от потери слуха, являются детьми в возрасте до 15 лет [3].

Среди детей с ограниченными возможностями значительную часть составляют дети с различными нарушениями слуха. Стойкое поражение слуха, приводящее к проблемам в развитии речи и всей познавательной деятельности ребенка, достаточно распространены. При этом в большинстве случаев имеется нейросенсорная тугоухость или глухота. К сожалению, в настоящее время при таком диагнозе медицина слух вернуть не в состоянии. Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия, только раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем (в том числе и сенсорные нарушения), часто ограничены в общении,  поэтому, по возможности, необходимо придать уроку коммуникативную направленность, что поможет ученику проще включаться в общение со сверстниками, выражать свои мысли  как на родном, так и на иностранном языке.

В силу того, что дети с ОВЗ отличаются различными нарушениями, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Так, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это иллюстрации, презентации, электронные издания книг и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов. Детям необходимо помочь создавать как можно больше опорных схем для усвоения  грамматических структур.

Можно также использовать разнообразные мультимедийные средства обучения и Интернет-ресурсы. Например, учительница иностранного языка из отдела дистанционного образования детей с ОВЗ в ГБОУ РЦОИПМСП, Лаптева Е.В. [5] предлагает следующий вариант проведения урока иностранного языка для детей с нарушениями зрения и слуха: «На основе разработанных заранее учителем табличек, составляются предложения в любом времени, с любой лексической наполняемостью, удачно проходит знакомство с предлогами, ориентирование в городе, правила дорожного движения и пр., где можно передвигать героя (для младших — персонаж сказок, для более старших — обычный предмет) в заданном направлении. Также, на этом ресурсе ученики могут сами создавать свои рассказы, упражнения с помощью слов, изображений».

Однако не следует забывать, что обучая детей в младшей школе, учебный материал должен соответствовать уровню психофизического развития и возрасту детей. На начальном этапе обучения материал должен быть наиболее лёгким, но постепенно усложняться по мере обучения и повышения уровня владения языком. Также следует учитывать особенности, позволяющие таким детям лучше воспринимать преподаваемый материал. Например, педагоги Азбукина Е.Ю. и  Михайлова Е. Н.  в своём труде [1] представляют нашему вниманию следующие правила превентивной и исправляющей работы педагога со слабослышащими детьми:

1) Ученик должен сидеть близко к источнику звука, хорошо видеть лицо учителя;

2) Следует заранее сообщать тему слабослышащим детям, чтобы они могли определиться в необходимом лексическом запасе;

3) Стимулировать активность учеников на уроке;

4) Не обременять детей слишком большим количеством формально-языковых упражнений (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор, заучивание правил). Ученикам необходимо больше упражняться в составлении словосочетаний, предложений.

5) Проводить «письменные зарядки» (по словарю учебника), осуществлять индивидуальный подход в написании диктантов и изложений на уроках;

6) Анализировать и понимать прочитанный текст;

7) Не допускать механического повреждения органов слуха на уроках. [2]

Мы считаем, что приведённые правила вполне можно применять и при обучению иностранному языку.

Также одной из особенностей обучения иностранному языку детей с нарушениями слуха (и/или речи) заключается в том, что при обучении родному  языку для обозначения на языке жестов какой-либо буквы человек использует одну руку, в  то время как для обозначения букв латинского (в частности, английского) алфавита необходимо прибегать  помощи обеих рук, что может  осложнить процесс обучения и увеличивает промежуток времени, за которое может быть усвоен подаваемый материал. Педагогу следует учитывать это при работе.

Что же касается людей, имеющих нарушения зрения, то согласно данным ВОЗ [3], на 2015 год во всем мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения, из которых 39 миллионов поражены слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение.

Дети с нарушением зрения, с одной стороны, при отсутствии форменного (предметного) зрения не могут, а при остаточном зрении, слабовидении затрудняются в зрительном восприятии собеседника, понимании его эмоций, выраженных невербальными средствами общения.

С другой стороны, без специального обучения мимика и пантомимика детей с нарушением зрения зачастую совершенно не совпадают с их эмоциональным состоянием. Это приводит к проблемам общения детей со зрительными нарушениями с их нормально видящими сверстниками. Эти трудности, в свою очередь, нередко приводят к избеганию детьми, имеющими проблемы со зрением общения с зрячими, а как следствие, к проблемам социализации [6].

Е. Ю. Азбукина и Е.Н. Михайлова [1] отмечают, что дети с нарушением зрения могут обучаться в общеобразовательной школе, при условии создания там для них соответствующей среды: использование специальной освещенности, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, изданных по системе Брайля или при работе с детьми, имеющими пониженную остроту зрения, — напечатанных крупным текстом, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь корректировочную направленность в той мере, что и в специальной школе.

Для учащихся школ 3 вида (школа-интернат для незрячих детей) [2] издаётся разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля,  иллюстрируемая рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для незрячих, имеющих остаточное зрение выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

Разумеется, что при изучении иностранного языка используется специальная литература (учебники, печатные тетради и так далее), предназначенные для обучения детей с нарушениями зрения английскому языку. Широко применяется метод аудирования, так как происходит компенсация слаборазвитого зрения или его полного отсутствия за счёт усиления работоспособности других анализаторов, таких как слух, обоняние, осязание и др). Поэтому в процессе обучения и воспитания проводятся упражнения на различение и оценку с помощью звука характера предмета, разбор и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являют собой выражением процессов, происходящих в них.

Несмотря на большой прогресс, самым известным и можно сказать, основным, средством обучения незрячих детей является азбука, написанная шрифтом Брайля. Обучать незрячих детей алфавиту и письму в целом посредством шрифта Брайля можно не только на родном языке (в данном случае, русском), но  на английском языках.

  Из специализированных учебных программ для обучения детей с сенсорными нарушениями  английскому языку хотелось бы выделить учебно-методический комплекс пособий «FORWARD» под редакцией М.В. Вербицкой [4], а также специальное приложение «Мой ноутбук», которое может помочь, например, с изучением незрячими или слабовидящими детьми алфавита. Кроме того, особое внимание следует уделить персонажам и героям, которые будут сопутствовать детям на протяжении всего процесса постижения английского языка. В качестве персонажа может выступить любимая игрушка ребенка или герой из мультфильма, который тоже вместе с ребенком будет «изучать» язык. Во время диалога учитель берёт на себя озвучивание данного спутника, таким образом, в процессе обучения появляется элемент игры [5].

Также при обучении иностранному языку детей с нарушением зрения возможно применять такие техники, как голосовое или звуковое запоминание: например, при знакомстве с алфавитом или звуками речи, использовать начальные буквы тех слов, которые обозначают эти звуки и слова. Например, слово шелест => rustling. Педагог знакомит детей с этим словом, его значением и английским произношением, после чего с помощью листов бумаги имитирует необходимый звук (перелистывание страниц по звуку напоминает шелест), дети, будучи уже ознакомленными с английским алфавитом, на предварительно розданных каждому листочках бумаги посредством шрифта Брайля наносят ручкой/карандашом слово целиком или каждый по одной букве и затем передают сидящему рядом ученику, чтобы он дописал ещё одну букву и так далее, пока слово не будет написано полностью, после чего можно переходить к другому слову или попытаться составить хотя бы небольшое предложение с только что изученным словом.

Этот способ так же может быть полезен тем, что сплотит учеников, научит их работать в команде или в паре. Если же речь идёт об устной работе, то педагогу следует помнить, что компенсация утраченного (или нарушенного с рождения) зрения производится за счёт усиления остальных чувств, таких, как слух, обоняние, осязание и так далее. Ему следует говорить так, чтобы речь была чёткой и по мере необходимости громкой.

Слова можно распределять как одинаковые всему классу, так и делить их по следующим принципам:

1)  первым пяти ученикам — первые 5-10 слов, вторым — следующие, и так до конца установленного учителем лимита слов.

Следует помнить, что ввиду возрастных особенностей, объём материала не должен быть велик.

2)  если ученики в классе рассажены по рядам, то можно дать, например, 10 слов на один ряд (первые два человека делают свои два (первых) слова из писка предложенных, следующие два человека — 2-е и 3-е, и так далее), затем другому ряду также достаются 10 слов.

Время на выполнение работы не даётся из расчёта сложности слов и способностей учащихся, а также их возрастных психофизических особенностей.

По истечению времени (например, недели) учитель в классе проверяет задание и проводит работу над ошибками, отвечает на возникшие вопросы и даёт рекомендации, как в следующий раз избежать допущенных в этой работе ошибок.

Также слова можно разбить по разделам, например, цвета, животные дикие и домашние, форма, размер, температура, фрукты и овощи и тому подобное, постепенно повышая уровень сложности.  

Подводя итоги, следует помнить о том, что  ослабление зрения и слуха или их полная утрата, всё же не являются приговором и вовсе не означают, неизбежность неполноценной   изолированной от общества жизни. На протяжении всей истории человечества существует множество примеров, когда люди с ограниченными возможностями здоровья добивались больших успехов в жизни и профессиональной деятельности. Среди них Арнольд Шлик (1455 - 1525 гг.), известный пианист, Франческо Ландино (1325 - 1397 гг.), органист из Флоренции, получивший на конкурсе музыки и поэзии в Венеции лавровый венец, и другие. Широкую известность получили ослепший поэт Джон Мильтон (1604 - 1674 гг.), который после потери зрения работал над историей Англии, Московии, и математик Николь Саундерсон (1682 - 1739 гг.), ученик Ньютона, который не только сделал ряд открытий в области математики, но и изобрел слепым доску для вычислений и другие приспособления [5].

Задача педагога  — не только показать своим особенным ученикам, что они ничем не хуже своих зрячих и слышащих сверстников, но и увидеть, а после — помочь раскрыть в полной мере их лучшие стороны, помочь научиться общаться с окружающими не только на родном, но и на иностранном языке, используя как можно больше возможностей современного мира.


Список использованной литературы:

  1.  Азбукина Е. Ю. и Михайлова Е.Н. «Основы специальной педагогики и психологии», Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006 г.
  2. Вербицкая М.В. Английский язык: 2 класс: пособие для учителя/. – М.: Вентана – Граф: Pearson Education Limited, 2010. – 304 с.: ил. – (Forward)
  3. Доклад Всемирной Организации Здравоохранения от 27 февраля 2013 г. ЖЕНЕВА, Сообщение для СМИ.
  4. Денискина В.З., к.пед.н., доцент,  заведующая Лабораторией содержания  и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО «К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии». – 2007 г.
  5. Лаптева Е. В. «Особенности проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья». – 2013 г.
  6. Рочева Н.И. «Индивидуальные траектории обучения незрячих английскому языку (опыт проекта BVI в Коми)». - 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРА -  ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА  ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Модель экспериментальной программы по обучению иностранным языкам детей 6-7 лет.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:   Возраст 6-7 лет – критическая  точка в детском развитии.   Переживания ребёнка приобретают смысл, происходит борьба с противоречиями в переживан...

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....

Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста

Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают гр...

Совместная обучение иностранному языку родителей и их детей.

Как и зачем работать с родителями и их детьми на дополнительных занятиях? Какие возможности дает совместное обучение детей и их родителей?...

«Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как иностранного.»

laquo;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как инос...