Обучение английскому языку в начальной школе
статья по иностранному языку (1 класс) на тему

Особенности обучения английскому младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Существуют различные точки зрения на то, нужно ли изучать иностранный язык с первого класса. И, несмотря на то, что обязательная часть базисного учебного плана не предусмотрены часы для такого изучения, многие общеобразовательные учреждения, особенно специализирующиеся на углубленном изучении иностранных языков, находят такую возможность за счет внеурочной деятельности.

И, действительно, опыт подобных школ показывает, что раннее начало изучения иностранного языка положительно сказывается на дальнейшем успешном усвоении, формируя произносительные навыки, давая базовый лексический запас и необходимые для общения на бытовом уровне речевые образцы. Но уроки иностранного языка с первого класса будут эффективны только в том случае, если они будут правильно построены с учетом возрастных особенностей развития первоклассников, их ведущей деятельности и правильного выбора форм и методов преподавания.

Ко всем урокам в первом классе, включая и иностранный язык предъявляются следующие требования:

  • Для профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения необходимо через каждые 15 минут проводить физкультминутки (динамические, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук, глаз и т.д.)
  • Уроки для ребенка-первоклассника должны быть интересными, яркими, запоминающимися, построенными в рамках системно-деятельностного подхода.
  • Использование наглядно-демонстрационного, наглядно-иллюстративного, раздаточного материала, сюжетные уроки содействует усвоению программы, развитию памяти, мышления, речи.
  • Особое значение имеет стиль общения учителя с первоклассниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, которые боятся классно-урочной обстановки; стесняются отвечать и т.д. Все это требует от учителя доброжела-тельного и терпеливого подхода к организации учебно-воспитательной работы. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

При проведении уроков английского языка в первых классах учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, соответственно методика преподавания в первом классе и в средней школе в корне отличается.

Вот лишь несколько особенностей, отличающих 1-классников от 5-классников:

  • преимущественно правополушарное мышление;
  • игровая деятельность как ведущая, учебная только формируется;
  • слабость произвольного внимания и памяти;
  • кратковременная «оперативная» память;
  • острая потребность в соприсутствии «значимого» взрослого;
  • быстрая утомляемость;
  • отсутствие дальней мотивации...

Так почему же этот возраст – 7 лет является наиболее благоприятным для приобщения детей к иностранному языку?

Ответ заключается в том, что в этом возрасте дети имеют, преимущества которые важно использовать, поскольку в последующем они утрачиваются. У детей этого возраста появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта и поиску языковых закономерностей, системы, они легко запоминают и воспроизводят небольшой по объему языковой материал.

Цели и технология обучения должны согласовываться с активным развитием психических функций ребенка: мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.

Особое внимание следует уделить устному вводному курсу, то есть проводить обучение по принципу устного опережения. Прежде чем приступать к чтению, ребенок должен накопить большой объем речевого материала, который он потом сможет осмыслено прочитать, - иначе возникнет двойная сложность -звуковой и графический образ нового слова, и кроме того, дети будут вынуждены учить язык пословно, слово за слово, - а ведь речь состоит не из слов! Речь состоит из фраз и целых речевых образцов.

Поэтому первое, с чего нужно начинать обучение иностранному языку - это с аудирования, с обучения понимания звучащей естественной речи на слух.

Тут огромную роль играет учитель. Ведь именно он является источником иностранной речи. И учителю необходимо говорить только на иностранном языке, поясняя смысл при помощи жестов, мимики, наглядности, эмоциональной окраски речи, т.е. при помощи беспереводной семантизации.

Не следует забывать, что согласно требованиям Стандартов второго поколения внеурочная деятельность должна проводиться в отличной от урока форме. Поэтому одной из главных целей обучения иностранному языку в первом классе является создание положительной мотивации, прививание интереса к изучению предмета. И здесь не следует забывать, что основным видом деятельности для семилеток остается игра, с мотивом, целью и результатом, в процессе которой происходит формирование основных компонентов учебной деятельности. Именно специально разработанный комплекс упражнений с использованием наглядных пособий и игрушек и сюжетные занятия (то, что вызывает эмоциональный отклик у детей) помогают ученикам непроизвольно усваивать большие лексические объемы. Удобно использовать компьютерные презентации, короткие мультфильмы, видеосюжеты для введения и активизации лексики и речевых образцов.

Очень сильным средством формирования положительной мотивации является вовлечение первоклассников в кружковую деятельность.

Это могут быть какие-то элементы театрализации, внеклассные мероприятия, где дети смогут продемонстрировать полученные знания английского языка перед товарищами, родителями. В нашей школе для учащихся начальных классов есть театральная студия на английском языке, посещение которой обязательно. Проводятся вечера развлечений, неделя театра, в течение которой дети показывают представления на английском языке родителям. И даже не имея театральной студии, творческий учитель может организовать для своих учащихся внеурочные мероприятия.

А на занятиях следует исключить объяснение правил, так как у первоклассников еще не сформирован навык анализа.

Итак, на занятии иностранного (английского) языка должны быть выполнены следующие требования:

  • ведение урока учителем на английском языке;
  • обязательная отработка фонетических навыков;
  • создание положительной мотивации;
  • физпаузы и обязательные упражнения с подниманием и движением учащихся;
  • использование игр и сюжетных занятий;
  • частая смена видов деятельности;
  • вербальное оценивание с положительными установками;

Учитывая особенности работы с первоклассниками, особое внимание следует уделить структуре занятия, в частности оргмоменту, который призван помочь ребенку в формировании универсальных учебных действий. Учитель детально инструктирует учащихся, что и как делать; терпеливо приучает их к выполнению элементарных требований; пошагово проговаривает последовательность действий.

Приветствие является неотъемлемой частью начала занятия.

Сначала учитель приветствует весь класс, а класс отвечает, затем целесообразно разыграть мини диалоги. Для мотивации общения на иностранном языке можно использовать игрушки или картинки в качестве гостя. На этом этапе обязательно включать диалоги ученик-ученик. Это возможно сделать, например в игре Аll around the buttercup (хоровод, когда ведущий с закрытыми глазами выбирает себе партнера для общения).

Следует также уделить внимание и совместному с учащимися целеполаганию занятия.

Это достаточно трудно сделать в условиях первого класса, когда дети еще не умеют читать. И и здесь может помочь сюжетность и наглядность. Например, учащиеся могут выбрать из ряда картинок те, тема по которым еще не изучалась. В этом случае цель прозвучит We'll learn about...Используя сюжетность урока можно помочь гостю рассказать/напомнить/научить...

Фонетические зарядки - еще один необходимый элемент начала занятия.

Нет смысла объяснять правила артикуляции. Фонетические зарядки лучше проводить с помощью песенок, рифмовок и стишков.

Все этапы занятия должны быть логически взаимосвязаны. Сделать переходы от одного этапа к другому также может помочь сюжет. Это может быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-прием гостей.

Для основной части занятия следует подобрать такие методы и приемы работы с детьми, которые обеспечивают активную практическую деятельность каждого учащегося. Для укрепления зрения, развития мелкой моторики руки следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физминутки, не переутомлять первоклассников письмом и длительным рисованием. Игровые формы деятельности должны быть доминирующими во время обучения в 1-м классе.

Введение и активизацию лексики следует проводить также в сюжете (мы идем в гости, у нас гость), при помощи наглядности - картинки, игрушки.

Не должно быть направленного заучивания, запоминание проводится в игре.

Здесь хорошо работают все виды Guessing Games: What is Missing, Guess the word, Touch and Guess, Competition "Look and remember".

Для закрепления можно использовать Miming Games, Drawing dictations, все игры, основанные на TPR (Total Physical Response), как, например, Simon says, Nick and Andy.

Обязательно, чтобы учащиеся почувствовали необходимость общения между собой на иностранном языке, их нужно стимулировать к этому, давая побыть в роли учителя, ведущего. Вопросы и ответы хорошо отрабатывать с помощью мяча. В этом случае работают новые пары и участники.

Как уже говорилось, в течение урока должны бать проведены 2 физпаузы, зарядка для глаз. Их тоже лучше проводить, сопровождая английскими песенками, рифмовками.

Целью заключительной части занятия является подведение итогов работы учащихся (класса), формирование положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.

Так как учебные достижения учащихся 1-х классов оцениваются вербально, обязательно нужно похвалить за работу, спросить понравилось ли занятие. Формы подведения итогов могут быть разнообразны. Можно кратко повторить основной изученный материал, можно задать вопросы типа Do you know... Do you like...Или исходя из сюжета урока Does Teddy know/like... В качестве поощрения можно дать небольшой подарок -наклейку, картинку в виде смайла.

И в заключение хочется напомнить, что основной целью изучения школьниками иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. И чтобы добиться такой большой цели, нужно начинать с малого, посеять в уме первоклассника маленькое зернышко интереса к изучению иностранного языка и создать все условия, чтобы в будущем оно принесло свои плоды.

Автор:
Панченков Алексей Алексеевич
учитель английского языка
МБОУ СОШ №2
г. Серпухов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку в начальной школе.

В данной статье приведены примеры средств, способствующих сделать процесс изучения языка не только более эффективным, но и привлекательным для учащихся начальной школы....

Обучение английскому языку в начальной школе с использованием учебного комплекта «Гарри и Салли»

Комплект «Гарри и Салли» предоставляет учителю большую свободу действий и возможность работать разными способами на уроке. Учитель может использовать отдельные части комплекта для введения некот...

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...

Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные  психологические особенности младшего школьники, а также современные подходы и технологии обучения английскому языку в начальной школе...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Перед учителем английского языка  в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....