Профессиональные качества учителя ИЯ
статья по иностранному языку на тему
В статье рассматриваются основные уровни профессионализма, способы, приемы овладения ими. Расскрываются педагогические компетенции и личные качества учителя ИЯ для организации интересного для всех учеников урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnye_kachestva_uchitelya_iya.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем бы ни занимался человек,
он всегда вызывает уважение людей,
если он - мастер своего дела.
Профессиональная компетентность учителя – один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически развивающимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ученика и учителя.
Во всяком случае, профессионализм – умение решать стандартные профессиональные задачи. Существуют три основных уровня профессионализма:
Первый уровень – уровень грамотности. Она включает в себя знания, которые необходимы учителю для успешного осуществления всей его деятельности. Знания являются адекватным отражением в сознании реальной действительности. Это значит, что учителю необходимы не так называемые житейские знания, которые являются ориентировкой для повседневного поведения человека, а знания научные, которые отражают закономерности явлений действительности и отражаются в сознании в виде понятий, суждений, теорий. Знания необходимы для дальнейшего познания и изменения объективного мира. Это означает, что без определенной системы научных знаний учитель не сможет глубоко познавать свою деятельность и все, связанное с ней.
Второй уровень – это уровень ремесла. К этому уровню относится прием. Это одна из основных методических категорий, которая имеет первостепенное значение для практики обучения. Не поняв сути приема, учитель никогда не сможет овладеть уровнем ремесла, а следовательно, и уровнем мастерства, ибо всякая обучающая деятельность состоит из приемов обучения. Прием – тоже средство обучения и должен, и может быть рассмотрен в обоих аспектах: во-первых, как «прием – понятие», и во- вторых, «прием – поступок».
Прием - есть понятие интегративная модель обучающего воздействия, структура которой представляет собой существенные связи между операционными и материальными средствами, способами их использования и условиями обучения.
Прием – поступок есть интегративная единица обучающего воздействия, представляющая собой определенное сочетание операционных и материальных средств и способов их использования при учете условия обучения и направленная на достижение какой-либо конкретной цели.
Третий уровень – это уровень мастерства. Какой бы, однако, личностью ни был человек, он не может быть учителем, если не владеет методическим мастерством. Все педагоги прошлого, все исследователи проблемы подготовки учителя в наше время подчеркивают, что учитель, прежде всего, должен овладеть мастерством своего дела. Даже если учитель обладает глубокими научными знаниями, прекрасно владеет языком, но не владеет методическим мастерством, т.е. попросту не умеет научить других, то ему лучше подыскать место научного работника, переводчика и т.п., либо осознать необходимость методического мастерства для учителя.
Процесс становления уровня мастерства зависит от двух факторов:
а) наличие и состояния уровня грамотности. В этой связи можно сформулировать следующую закономерность: чем знания более научны, тем ремесло переходит в мастерство.
б) наличия определенных качеств учителя как индивидуальности.
Овладение мастерством – это синхронное, параллельное нахождение разных элементов методической культуры и качеств индивидуальности. Методическое мастерство есть психическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов присвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
Овладение методическими знаниями обеспечивает восхождение лишь на первую ступеньку профессионализма – уровень грамотности. Важно заметить, что имеется в виду именно система знаний, причем знаний научных, а не эмпирических. Лишь в этом случае грамотность может служить потенциальной основой следующего уровня профессионализма. На этом уровне учитель, используя приемы, воспроизводит то, чему его обучили. А переход на третий уровень возможен при освоении такого элемента методической культуры как творчество. Мастерство как система методических умений возникает лишь на основе овладения способностями преобразовывать освоенные приемы и переносить их в новые условия обучения.
Одной из важнейших задач, которая решается в ходе вузовской и послевузовской подготовки учителя Иностранного языка, является развитие его стремления учиться, обновляя свои знания, навыки и умения, совершенствуя ключевые компетенции.
Методика оценки работы учителя, разработанная представителями американской ассоциации гуманистической психологии, модифицированная отечественными исследователями, позволяет оценить некоторые основные педагогические компетенции, необходимые учителю на уроке. Рассмотрим каждую из них:
- Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении.
Косвенным индикатором, указывающим на владение учителем данной компетенцией, может явиться следующее:
- учитель обращается не только к сильным, но и к слабым учащимся;
- для контроля понимания сказанного или прочитанного периодически используется перевод на родной язык школьников;
- учитель «видит» весь класс, следит за вовлеченностью каждого ученика в учебный процесс.
2. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения.
Индикатором наличия у педагога данной компетенции является следующее:
- учитель использует различные приемы для привлечения внимания учащихся;
- учебные пособия и средства обучения доступны ученикам;
- качество предъявления текстов аудиозаписи хорошее;
- учащиеся рассажены полукругом и видят лица друг друга.
3. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения. Индикаторами наличия этой компетенции могут служить следующие варианты:
- все ребята имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;
- ученики и учитель взаимодействуют как две группы;
- учащиеся взаимодействуют друг с другом (в парах).
4. Поддержание творческой атмосферы на уроке. К основным индикаторам, которые позволяют, не понимая содержания общения, судить о наличии соответствующей компетенции, относится:
- энтузиазм учителя, который передается ученикам посредством зрительного контакта, мимики, голосовых модуляций, интонации, соответствующей энергичной позы, жестов;
- теплота и дружелюбие со стороны учителя: зрительный контакт, приятный тон голоса, использование имен школьников в теплой, дружеской манере;
- помощь учащихся в выработке позитивной самооценки.
Таким образом, методика оценки работы учителя направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогической компетентности. Вместе с тем ИЯ как учебный предмет отличается от всех иных предметов школьного цикла коммуникативной природой. Поэтому главнейшей из профессиональных компетенций учителя ИЯ является способность осуществлять коммуникативно-обучающую функцию.
Профессионально направленного владения ИЯ позволяет строить учебный процесс на коммуникативно-речевой основе с учетом трудностей овладения языковым материалом, уровня обучения, языковой подготовки школьников, этапа работы над материалом.
Адаптивное владение ИЯ лежит в основе следующих компетенций:
- способность перестраивать свою речь в зависимости от конкретных условий обучения;
- способность словесно стимулировать учащихся к мотивированной речевой деятельности и управлять ею, ставить перед ними определенные коммуникативные задачи;
- способность определять характер ошибок в речи учащихся, выявлять их причины, намечать пути их предупреждения и способы исправления;
-способность использовать ИЯ для установления правильных взаимоотношений с отдельными учащимися и с классом в целом.
В заключении важно отметить, что профессиональный учитель, учитель иностранного языка с педагогическим, методическим мастерством, должен обладать всеми профессиональными качествами, компетенцией, чтобы быть настоящим профессиональным специалистом, который способен передать все свои знания по иностранному языку своим учащимся, уметь преподносить информацию в определенной форме, чтобы было доступно всем ученикам в классе: и слабым, и сильным.
Список литературы.
- Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя ИЯ // ИЯШ 2003 №1 с. 86. Нижний Новгород.
- Витлин Ж.Л. О некоторых проблемах совершенствования профессионального мастерства учителей ИЯ \\ ИЯШ 1998 №6 с. 81 Ленинград.
- Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков, 2008
- Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее, 2010
- Горюнова Т.А. Королева Н.Н. Путь к профессии учителя. – Москва, 1991- с.23-34.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – Москва. 1986. С. 68
- Черник Б.П. Инновационные технологии в становлении профессионального учителя. – Москва 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный потенциал учителя – инвестиция в качество школьного образования
Концепцией модернизации российского образования определена первоочередная задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальн...
Творческая работа "Новые профессиональные качества учителя"
Работа, в которой я рассуждаю каким должен быть учитель нового поколения....
Профессиональная компетентность учителя, как ресурс развития качества образовательного процесса
Профессиональная компетентность учителя...
Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"
Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...
«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....