Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Чтение» и «Письмо» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
олимпиадные задания по иностранному языку (4 класс) на тему
При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста. Необходимо заметить, что именно здесь важна опора на знания по русскому и литературе. Необходимо провести параллели с такими понятиями из русского языка, как синонимы, антонимы, словообразование, состав слова, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т.д.; из литературы – цитирование текста, перефразирование, идея, главная мысль, стихи, пословицы, изречения и прочее. Умение ученика проводить параллели между языками, их грамматическими структурами обеспечит успешность выполнения многих олимпиадных заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
При выполнении заданий по чтению нужно ставить перед учащимися цель продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Здесь очень ярко прослеживается связь с другими предметами. Ученик должен знать и понимать страноведческую информацию: сведения о стране изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной и т.д.
При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста. Необходимо заметить, что именно здесь важна опора на знания по русскому и литературе. Необходимо провести параллели с такими понятиями из русского языка, как синонимы, антонимы, словообразование, состав слова, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т.д.; из литературы – цитирование текста, перефразирование, идея, главная мысль, стихи, пословицы, изречения и прочее. Умение ученика проводить параллели между языками, их грамматическими структурами обеспечит успешность выполнения многих олимпиадных заданий.
Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного.
После выполнения тестовых заданий следует провести последующий анализ выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Вот пример задания раздела «чтение» для четвертых классов, имеющее страноведческую направленность.
TASK 2 (10 points). Read the advertisement of an amusement park and write T (true) or F (false).
Are you looking for adventure and a good time? Come to Chessington World of Adventures Britain’s Wildest Theme Park! For a fun-filled day for the whole family Chessington has it all!
Tickets: Ages 13 and over £35 Ages 12 and under £25 Kids under a meter free Better prices for families Special prices online Opening time: 9 am – 11 pm daily |
At Chessington Theme Park:
30) you can watch sea animals. ______
31) you don’t have to pay for little children. ________
32) you can’t buy tickets on the Internet. ________
33) you can have fun only at the weekend. _______
34) tickets are cheaper for a family. _______
Нужно отметить, что школьнику для успешного участия в таком интеллектуальном состязании как олимпиада, необходим развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала. В формировании лингвострановедческого кругозора большая роль принадлежит разнообразной литературе. Здесь учитель вправе отойти от рамок УМК, используемого как основного на уроках английского, и самостоятельно выбрать материал для заданий. Важно также научить ребенка пользоваться межпредметными связями для общего понимания текста, т.е. подчеркнуть возможность использования своего личного опыта из области истории, географии, литературы и т.д. для понимания текста, т.е. тех знаний, на которых базируется языковая догадка.
Возьмем самый простой текст о BigBen:
TASK 1 (5 points). Read the text and write T (true) or F (false) for sentences 1-5.
(new words: landmark- ориентир, popular/famous-знаменитый,bell- колокол,tower- башня, tourist attraction-достопримечательность)
Big Ben or Elizabeth Tower is a popular landmark in London. TheTower has four clocks and five bells. Big Ben is the name of the clock in the Tower. It is a famous tourist attraction but you can not go inside.
- Big Ben is in Moscow.
- TheTower has four bells.
- The Tower has four clocks.
- Big Ben lives in the tower.
- You can not go in the Tower.
Sample answer sheet:
1 | F |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Что касается раздела “письмо”, то здесь нужно руководствоваться исключительно требованиями к выполнению олимпиадных заданий данного раздела. Следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема. Темы можно брать как из предыдущих олимпиад, так и на свободные бытовые темы. Здесь также большую роль играет личный опыт учащегося, базирующийся на знаниях по различным предметам. Например:” Write about your typical day”, “Write about your family”, “Write about your friend”, “Write about your favourite toy/ book character, superhero”, “Write about your town” и другие схожие темы. Эти же темы затем можно заучить в качестве ответа заданий этапа “Speaking”. Перед выполнением заданий данных разделов перед учащимися необходимо ставить следующие цели:
- Полно и точно выполнить задание в соответствии с поставленными задачами. Дать развернутый ответ на все представленные в упражнении вопросы, внимательно вчитываясь в каждое слово.
- Высказывания или подобранный для ответа материал должен быть логично выстроен. Для этого необходимо использовать средства логической связи в речи и на письме.
- Строго соблюдать регламент высказывания в устной речи или количество слов в разделе «Письмо».
- Важно научить учащихся анализировать и редактировать свои собственные письменные работы, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.
- Оригинальность всегда приветствуется.
Для закрепления в речи и на письме использования средств логической связи с учащимися можно выполнить подобное упражнение:
Read the text. For 1-5 choose the right linking words and write them on lines.
Choose from: and, but, because, after that, at first.
Nature awakens in spring. _________(1) the sun becomes warmer ________(2) it melts the snow._______(3) thefirstgrassappears. In April you can see first flowers _______(4) there is still no bees______(5) it’s still very cold for them.
Sampleanswersheet:
1 | At first |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. В тоже время, для их успешного выполнения, ученику надо уметь пользоваться знаниями по другим предметам, т.е. самому устанавливать межпредметные связи . От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку. Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные и занятия в школах для одаренных детей, непременное участие детей в очных и заочных языковых олимпиадах, участие в языковых конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки младших школьников к олимпиадам
В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"
В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....
Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...
Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...