Творческий проект "Маленький сад в школе". ("Kleiner Garten in der Schule")
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Пестова Людмила Семеновна

Актуальность: в настоящее время в России идёт становление новой системы образования, сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования. Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными  к анализу, обобщению,  и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. Кардинальное  решение проблемы видится в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Kleiner Garten in der Schule» актуален ещё и потому, что использование здоровьесберегающих программ является одним из критериев инновации.

Цель проекта:

расширить и углубить знания учащихся по школьным предметам «немецкий язык» и «окружающий мир»;

способствовать коммуникации на немецком языке, показать детям реальное применение языка.

Задачи проекта:

обобщение знаний детей о комнатных растениях на русском языке;
воспитание познавательного интереса к живой природе;

развитие мотивации учащихся к изучению немецкого языка;

снятие языкового барьера при общении на немецком языке;

организация практически-значимой проектной деятельности, воспитание бережного отношения к комнатным растениям;
в рамках реализации проекта выявление активных учащихся, способных в будущем быть лидерами.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_pestovoy_l.s.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Тема творческого проекта

«Kleiner Garten in der Schule»   («Маленький сад в школе»)

Автор проекта: Пестова Л.С.,

учитель иностранного языка,

номинация: «Молодые педагоги основного

и среднего общего образования»

Саранск

2016

В школе я работаю третий год, очень стараюсь содержать кабинет, в котором мы занимаемся, в чистоте и порядке,  идею по созданию небольшого сада в кабинете подсказали мне дети, а мне оставалось только ее развить, …  Сотрудничество с детьми облегчает труд учителя.

Место реализации проекта: МОУ «СОШ №1»

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса (10-11 лет).

Количество учащихся: 13

Предметное направление: немецкий язык

Межпредметные связи: немецкий язык и окружающий мир

Продолжительность проекта: 2 недели (среднесрочные)

Актуальность: в настоящее время в России идёт становление новой системы образования, сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования.
Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными  к анализу, обобщению,  и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. 

Кардинальное  решение проблемы видится в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Kleiner Garten in der Schule» актуален ещё и потому, что использование здоровьесберегающих программ является одним из критериев инновации.
     
Иностранный язык как ни какой предмет открыт для использования знаний из различных дисциплин, язык -  становится средством достижения определенной цели, цели самого проекта, а ученики получают возможность увидеть и понять, как используется язык в реальной жизни, что редко бывает доступно в условиях изучения иностранного языка по учебным пособиям. Участвуя в проектной работе, школьники принимают на себя определенную ответственность за результаты своего обучения, приобретают опыт находить решение задач, возникающих в ходе выполнения проекта, осознанно использовать те знания и умения, которыми они уже владеют, и определять то, чему им необходимо научиться для успешного выполнения проекта, становясь активными участниками образовательного процесса. Кроме того, стремление получить и представить конечный продукт своего проекта способствует мотивации школьников и часто ведет к появлению чувства личной причастности к исследовательской деятельности.

Для учителей проектная работа является средством выявить способности и таланты каждого ученика проекта даже в группах с разным уровнем владения иностранным языком. Гибкость проектного метода также позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи в рамках одного исследовательского проекта, что в свою очередь ведет к развитию метапредметных навыков и умений школьников.

Проблема: основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность обучающегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

В связи с этим при обучении иностранному языку и воспитанию средствами иностранного языка в нашей школе я использую личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит обучение в сотрудничестве и метод проектов. Это в определенной степени позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению немецкого языка, дать возможность учиться с увлечением и раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Цель проекта:

расширить и углубить знания учащихся по школьным предметам «немецкий язык» и «окружающий мир»;

способствовать коммуникации на немецком языке, показать детям реальное применение языка.

Задачи проекта:

обобщение знаний детей о комнатных растениях на русском языке;
воспитание познавательного интереса к живой природе;

развитие мотивации учащихся к изучению немецкого языка;

снятие языкового барьера при общении на немецком языке;

организация практически-значимой проектной деятельности, воспитание бережного отношения к комнатным растениям;
в рамках реализации проекта выявление активных учащихся, способных в будущем быть лидерами.
Специфика проектной деятельности школьников по иностранному языку определяется двумя основными факторами. Во-первых, тем, что в центре выполнения проекта находится сам школьник-участник проекта, а во-вторых, тем, что результатом проектной деятельности становится создание и представление конечного продукта проекта. Именно достижение этой цели и придает проектной деятельности такую значимость. Участники проекта получают возможность стать более уверенными и самостоятельными в своем исследовании, учатся работать в условиях близких к реальной жизни, выполняя задание, которое они выбрали для себя сами, а не которое было предложено им извне. Выполнение проектной работы не ограничено применением какой-то определенной методики обучения иностранному языку и возможно практически в любом образовательном контексте. Одним из преимуществ работы над проектом является то, что она может объединить учеников с разным уровнем владения иностранным языком, обеспечивая каждому из них возможность проявить свои творческие способности даже тогда, когда их успехи в изучении иностранного языка невелики. Коллективный характер проектной деятельности, опирающейся на интерес к теме исследования со стороны каждого участника проекта и их личный вклад в достижение цели проекта, а, следовательно, и в создание конечного продукта проекта, является самой сильной стороной проектной работы.

  1. Этап планирования:

ученики вместе со своим учителем обсуждают масштаб и содержание проекта на иностранном и на русском языке. На этом этапе становится понятно, насколько сложным будет осуществление проекта в языковом отношении, какие языковые навыки и умения потребуются участникам проекта для его успешного выполнения. На этом этапе учителю следует оценить реалистичность предлагаемых учениками идей и возможные проблемы в их реализации, связанные с организацией проекта либо с уровнем заинтересованности школьников в его осуществлении.

Реализация этапа планирования на русском и немецком языках:

Учитель. Guten Tag, liebe Kinder! Es ist so angenehm, dass ihr euch für Deutsch interessiert. Wir machen unseren Raum gemütlicher. Die Idee, den kleinen Garten in der Schule, in der Klasse zu machen, hat mir super gefallen. Wir sind Naturfreunde! Der Sauerstoff ist immer gut für die Gesundheit! Keine Angst bitte, wenn ihr etwas nicht versteht. Ich bin da und ich helfe gern. Ihr versteht alles, ich bin sicher!

Добрый день, ребята! Мне очень приятно, что вам интересен немецкий язык, и то, что вы хотите помочь мне сделать наш пока еще неуютной кабинет более уютным. Ваша идея по созданию маленького сада в школе мне очень понравилась. Ведь нет ничего прекраснее, чем единение или близость с природой. Мы будем творить нечто прекрасное, и «обогащаться кислородом». А вы не боитесь трудностей?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Wir arbeiten in Gruppen, um die Arbeit schneller und produktiver zu machen.

 Для того чтобы мы добились высоких и глубоких результатов нашего совместного творчества предлагаю вам разбиться на группы.

Учителю необходимо наладить взаимопомощь в группах, формировать чувство сотрудничества. Необходимо равноценно поделить группы по способностям и интересам, при этом учитывая пожелания детей. В результате получилось 3 группы:

  1. группа исследовательская – ориентирована на определение темы исследования, обсуждение, выясняли, какие комнатные растения растут в нашей школе.
  2. группа познавательная – сбор информации о комнатных растениях, литературу, картинки, фотографии,  и разработку проекта.
  3. группа практико-ориентированная – направлена на практический результат, например на умение правильно ухаживать за комнатными растениями.
     

Задание №1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Комнатные растения». Ребятам необходимо подготовить небольшие сообщения о том, какие комнатные растения благоприятно влияют на здоровье человека, с дальнейшей их посадкой.

Алина и Даша. Фиалка - одно из самых популярных комнатных растений. Существует огромное количество фиалок: белые, розовые, синие, красные, фиолетовые, сиреневые и даже жёлтые и зелёные, они могут быть в форме розы, гвоздики или лилии. Фиалки не любят прямых солнечных лучей и сквозняков. Также нужно следить, чтобы листья нашего комнатного растения не касались оконных стёкол. В процессе полива нужно стараться не попадать на листья, иначе они начнут темнеть и пропадать, поэтому полив фиалки лучше всего производить в поддон. Пересаживают фиалку  весной в специальную почву для фиалок. Горшочки для фиалки нужно выбирать неглубокие и небольшие, так как она не любит слишком просторных ёмкостей.

Никита. Герань - красивое и неприхотливое комнатное растение. Самая главная ошибка в уходе за ней – чрезмерный полив, герань способна накапливать воду, ее лучше не допоить. Герань хорошо успокаивает детей, делает их менее капризными и поднимает настроение.

Шохрух и Арина. Хлорофитум – прекрасное и неприхотливое растение. Выращивают его в каждом доме, оно очень хорошо очищает воздух, вырабатывает большое количество кислорода. В народе его называют паучком или зеленой лилией.

Учитель. Wir haben hier drei Bilder, sagt bitte, was zusammen passt! Wer kann das machen? (на доске название комнатного растения по-немецки и картинка, нужно соотнести)

  1. Этап работы над самим проектом:

школьники выполняют различные задания для достижения цели проекта. Выполнение этих заданий осуществляется как на уроках иностранного языка, так и во внеурочное время. И в том, и в другом случае сохраняется элемент использования иностранного языка в реальной жизни в плане обращения учеников к аутентичным источникам, носителям языка и обработки полученной информации. Роль учителя на данном этапе заключается в оказании требуемой поддержки.

Задаине№2. Сбор необходимого оборудования (земля, вода, семена, отростки, дренаж, цветочные горшки с отверстиями).

Задание №3. Учащимся необходимо самостоятельно попытаться найти перевод  данных понятий, используя (электронные) словари, сеть Интернет.

Задание №4. Овладение новой лексикой. Учитель на данном этапе контролирует перевод, сделанный учениками, объясняет ошибки и многозначность некоторых понятий (Grund - Boden), контролирует правильность произношения.

das Wasser,

der Boden, ´´

die Blume, n

gießen

pflanzen

der Blumentopf, ´´e

der Same, n

tief

die Dränage

auffüllen

Задание №5. Отработка новой лексики.

Könnt ihr das lesen? (Вы сможете прочитать?)

 das W - ss - r, t - - f, pf - - nz - n, die Bl - m -, g - - ß - n, der S – m - .

Ein magisches Quadrat (Магический квадрат).

B

L

U

M

E

G

M

S

H

T

A

N

I

A

A

E

T

I

E

F

M

V

H

U

S

ß

U

E

J

B

O

D

E

N

D

P

N

A

M

N

P

G

W

A

S

S

E

R

Задание№6. Овладение новой лексикой – названия комнатных растений на немецком языке.

  1. Этап создания конечного продукта проекта:

в качестве конечного продукта школьного проекта создание собственного школьного сада. Учитель на немецком языке объясняет последовательность посадки комнатных растений, учащиеся слушают объяснение, дополняют учителя, задают вопросы. Совместная посадка растений.

Реализация этапа создания конечного продукта на русском и немецком языках:

  1. Организационный момент. 

Учитель. 

Hallo, liebe Kinder! Sagt mir bitte, wie geht’s? wir haben heute ungewöhnliche Stunde, wir pflanzen heute Zimmerpflanzen. Wir haben alles Nötige: den Boden, das Wasser, die Blumentöpfe, die Samen und Auswüchse, die Dränage. Dann los!

Здравствуйте, ребята, как дела? Сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем сажать комнатные растения. У нас для этого есть все необходимое. Это земля, вода, семена, цветочные горшки, дренаж. Давайте скорее начинать!

  1. Повторение.

       Учитель. А сейчас давайте повторим.

  1. Ребята скажите, для чего мы сажаем комнатные растения? 

Учащиеся: для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате).

  1. Чтобы растение было красивое, что мы должны делать? 

Учащиеся: ухаживать за комнатными растениями.

  1. Как нужно ухаживать за комнатными растениями? 

Учащиеся: комнатные растения нужно: поливать, удобрять, опрыскивать, очищать от сухих листьев и стеблей, рыхлить почву в горшках, вытирать пыль с листьев, пересаживать цветы.

Учитель показывает картинки.

  1. Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за     комнатными растениями? 

Учащиеся: салфетка, лейка, пульверизатор, маленькие грабли, маленькая лопатка, совок, ножницы). 

  1.  Когда мы ухаживаем за комнатными растениями:
  • что мы делаем салфеткой?

Учащиеся: вытираем пыль с крупных   листьев.

  • что мы делаем лейкой?

Учащиеся: поливаем комнатные растения.

  • что мы делаем пульверизатором?

Учащиеся: опрыскиваем комнатные растения.

  • что мы делаем маленькими граблями?

Учащиеся: разрыхляем   землю, почву.

  • что мы делаем совком?

Учащиеся: насыпаем землю (почву) в горшок.

  • что мы делаем ножницами?

Учащиеся: обрезаем сухие листья и стебли.

  • что мы делаем маленькой лопаткой?

Учащиеся: делаем углубления в земле (почве), когда сажаем или разрыхляем землю (почву).

6. Какая  посуда необходима для посадки комнатных растений?

Учащиеся: цветочный горшок, кашпо, ваза, поддон под цветочный горшок и вазу.

          7.Что должно быть в днище горшка?

 Учащиеся: отверстия.

 8. Для чего нужны отверстия? 

Учащиеся: чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.

9. Для чего нужен поддон? 

Учащиеся: чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол.

  1. Инструктаж по ТБ и санитарно -  гигиеническим требованиям.

Работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила ТБ при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и  аккуратно работать с совком и маленькой лопаткой – не пораниться.

Демонстрация посадки комнатного растения

(Показываю посадку комнатного растения и комментирую на немецком языке).

Реализация на русском и немецком языках:

1 – насыпать дренаж в горшок. (закрываем дно цветочного горшка);

2- насыпать землю (не полный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горка);

3- сделать в центре горшка в земле углубление;

4- аккуратно, посадить отросток и присыпать землёй;

5- полить цветок и вытереть горшок;

6 –убрать рабочее место (вытереть стол);

7 – помыть руки с мылом и смазать кремом.

  1. Wir füllen die Dränage auf.
  2. Wir füllen weiter den Boden auf, bis zur Mitte des Blumentopfes.
  3. In der Mitte machen wir das kleine Loch, nicht so tief.
  4. Vorsichtig, man muss pressen, pflanzen wir Blumen, und wieder füllen wir ein bisschen mit dem Boden auf.
  5. Und jetzt gießen wir und trocknen wir den Blumentopf ab.
  6. Wir machen unsere Arbeitsplätze sauber.
  7. Wir waschen unsere Hände ab. Wir haben hier die Seife und die Crème.

Работа учащихся с последовательностью действий.

Ребята, вы посмотрели, как надо сажать комнатное растение, а теперь составьте план  практической работы.

Дети работают у доски и в группах, составляют план работы – посадки комнатного растения на немецком языке.

А сейчас, каждый из вас, расскажет последовательность посадки комнатного растения на немецком языке. Каждый учащийся рассказывает последовательность выполнения посадки комнатного растения.

IV. Практическая работа.

        Ребята, приступаем к выполнению практической работы.

        1Посадка комнатных растений.

        Каждый учащийся сажает комнатные растения.

  • насыпает дренаж в горшок;
  • насыпает землю в горшок;
  • в центре горшка в земле делает углубление;
  • сажает отросток и присыпает его землёй;
  • поливает цветок, вытирает горшок;

2. Уборка рабочего места.

  • убирает рабочее место (вытирает стол салфеткой);
  • моет руки и смазывает их кремом.

Все этапы практической работы выполняем совместно с педагогом в приёме «рука в руку».

V.  Анализ и оценка выполненных работ.

А сейчас проведём отчёт о выполненной работе. Чем вы сегодня занимались на уроке? Учащиеся по очереди рассказывают о том, как они сажали комнатные растения. Я думаю теперь вы, и дома сможете помогать маме, сажать цветы.

По завершении проекта происходит его презентация и оценка того, насколько качественно он выполнен и представлен. Учителю иностранного языка это дает возможность разработать последующую программу работы над языковыми аспектами проекта, которые вызвали затруднения у учеников проекта в процессе его выполнения.

Результаты

Развитие языковой компетенции школьников в ходе выполнения проекта по иностранному языку. Какую бы тему ни выбрали школьники для своего исследовательского проекта, работа над ней неизбежно потребует приобретения дополнительных знаний и развития основных языковых умений и навыков. Возможность повысить свой уровень владения иностранным языком и развить языковые умения и навыки, необходимые для успешной реализации проекта, оказывается очень привлекательной для многих школьников, повышая тем самым их мотивацию и уверенность в собственных силах.

В обучении иностранному языку проблема мотивации особенно важна, т.к. очень часто нет общения с носителями языка. Поэтому для учителя иностранного языка столь важна заинтересованность школьников не только в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Я считаю, что одним из резервов повышения мотивации учебной деятельности школьников является рациональное использование межпредметных связей. Это важно для развития умственных способностей учащихся. При объяснении нового материала или повторении, я привлекаю знания из других учебных дисциплин, опираюсь на них.

Я считаю, что использование межпредметных связей при обучении иностранному языку и проведение интегрированных уроков, является основой будущего образования. Чтобы ребенок заговорил на иностранном языке, нужно говорить на иностранном языке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)

Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...

Почему нужно быть творческим? Примеры творческих заданий для начальной школы.

Небольшая статья о пользе творчества практической жизни. Примеры творческих заданий для детей в начальной школе на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения....